Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Катишонок

3194 просмотра


«Очень часто приходится слышать сетования на то, что, мол, современной литературе далеко до классики, что сейчас, в основном, печатаются дешевые детективы да любовные романы. А мне хочется воскликнуть – нет, нет и еще раз нет! Не оскудела талантами земля русская, вот только к выбору книг надо подходить разумно, и тогда вам обязательно улыбнется читательское счастье».

Это эмоциональное высказывание – отзыв на книги Елены Катишонок. Я услышала о ней не так давно. Откуда она взялась? Получается, что не из русской земли, а, как говорит Елена, из русского языка. Родилась в Риге, где изучала русский на филологическом факультете Латвийского университета. Живет в Бостоне с 1991 года и учит русскому. Пишет по-русски. Занимается редакторской работой и переводами, пишет стихи.

Первый роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой», повествующий о четырех поколениях одной семьи, вошел в короткий список Букера 2009 года. Это история одной семьи на фоне исторических событий XX века (две мировые войны, революция). Семья староверов вынуждена была уехать из казачьего Ростова в Прибалтику. По словам Дины Рубиной, «эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, „вкусный“ говор, забавные и точные „семейные словечки“, трогательная любовь и великое русское терпение – все это сразу берет за душу. В книге есть неповторимый дух времени, живые души героев и живая душа автора, который словно бы наблюдает за всеми перипетиями героев романа с юмором, любовью и болью. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…»

Вот благополучная жизнь, молодых еще, старика и старухи, в Московском форштадте Риги до исторических потрясений:
«…Семья собиралась за большим квадратным столом, сработанным отцом не для одного поколения. За этим же столом, покрытым белой и сияющей, как наст, крахмальной скатертью, справляли и праздники – с молочным поросенком, словно прилегшим боком от усталости на блюдо, гусями, вспухшими от антоновских яблок, и гигантским окороком, рдеющим таким же румянцем, как лицо создательницы этих яств. Для хозяина выставлялся законный праздничный графинчик. Откушав, нанимали экипаж и ехали гулять в центр города. Отец, все еще ощущая себя ростовскимъ мещаниномъ, сознавал, однако, что для детей родным стал именно этот город, а не Ростов. Мать любила прогулки не меньше детей, да и то сказать: жизнь у нее была непростая и, при всей занятости, однообразная, хоть вой. Ведь классические женские добродетели – Kinder, Kirche, Küche, эти сакраментальные три „К“, хороши, только если опираются на четвертое – кротость, а этого в Матрене как не было сроду, так и не предвиделось… Ей нравилось гулять по этому западному городу, так не похожему на родной Ростов; нравилось быть главной и строгой, запрещать или снисходительно разрешать, когда к солидному семейству подкатывал свою тележку мороженщик, хотя сама очень любила держать шероховатую вафельную воронку с холодными матовыми шариками. Нравилось, когда встречные благосклонно, восхищенно или с завистью провожали взглядами здоровых нарядных детей; нравилось, что на праздной руке мужа тускло поблескивало венчальное кольцо, и нравилось любоваться тайком на их отражение в витрине».

Дальше 1914 год, мобилизация, возвращение в Ростов. В Ростове – тиф, анархисты, голод, мрак и ужас. Решили, что лучше немцы. Тяжкое возвращение в Ригу. В 1918 году в результате Брестского мира Россия передала часть своих территорий под контроль Германии. С этого началась Прибалтийская государственность. А в 1939 году Германия возвратила назад России эти территории. В 1939 году они вошли в состав Советского Союза. Во время Второй мировой войны жизнь делилась на две части: фронт и тыл. Но ведь была и третья – оккупация. Так получилось, что клан старика и старухи был разделен и хлебнул из каждого из трех котлов. Но жили и работали, пока не умерли.

«Она умерла 14-го числа весеннего месяца марта, в понедельник, словно нарочно выбрав то же число и день недели, что судьба назначила раньше для мужа. Ее опускали в землю, в промерзший и неподатливый желтый песок, в среду – в тот же день, как полтора года тому назад хоронили Максимыча. Тот же батюшка, что отпевал его, склонялся сейчас над старухиной могилой, и дымок от ладана зябко дрожал на холодном мартовском ветру. Вокруг могилы так же, как тогда, стояли сыновья и дочери, теперь уже совсем осиротевшие, – а значит, не дети больше, ибо детьми остаются только до тех пор, покуда живы родители. Теперь они сами остались старшими и чувствовали спиной холод и одиночество: там, за ними, больше не было никого».

Другие книги Елены Катишонок ничуть не хуже – та же смелость и свежесть языка, тот же мягкий юмор, то же родственное внимание к своим вымышленным героям и реальной русской истории.

Книга «Когда уходит человек» – история дома – история века. Сюжет книги простой: один богатый молодой человек покупает доходный дом. Постепенно дом заселяют жильцы. В одной квартире поселяется старуха из благотворительного общества, в другой – антиквар, в третьей – нотариус, в четвертой – офицер с семьей. Они-то и становятся главными героями книги. А еще среди героев – сам дом, зеркало в вестибюле, чердак. Их трудно назвать неодушевленными – так ярко выписаны их «характеры» и даже чувства. «Внешне дом походил на корректного молодого дельца, каких в Городе было немало. Темно-серое ратиновое пальто – и гранитная облицовка такого же цвета; новая шляпа-котелок – и блестящая свежей жестью крыша, две простые и прочные, как английские ботинки, ступеньки крыльца и ясный приветливый взгляд чистых окон. Одним словом, конструктивизм: ничего лишнего».

Один из главных «героев» ее романов – время. Оно властно меняет человеческие судьбы и названия улиц, перелистывая поколения, словно страницы книги. Единственный способ остановить мгновенье – запомнить его и передать эту память человеку другого времени, нового поколения. Что успешно делает своим творчеством Елена Катишонок.

Образец литературной свободы и сердечности к миру, ее проза стала одним из самых важных приобретений нашей словесности в последнее время.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/835/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля