Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Не спасшие небеса

2913 просмотров

Притягательно заглянуть за кулисы жизни народов избалованному европейцу, будь то Африка или сибирская деревня с покосившимся замерзшим сортиром в огороде. И сейчас не всегда удачно кончаются вылазки даже по туристическим маршрутам. Беженцы из стран Персидского залива и севера Африки напомнили мне о книге Пола Боулза «Под покровом небес». Картина Африки и полвека назад, и сейчас остается противоречивой: пучеглазые с огромными головами истощенные дети, раскрашенные лица туземцев, небоскребы мегаполисов, мечети, хижины – там и плохо, и хорошо кому-то…

Книга, о которой я вспомнила, рассказывает о путешествии американцев в Марокко. Порт и Кит Морсби и их приятель Джордж Таннер отправляются в Сахару. Они постоянно путешествуют, но Европа, разрушенная войной, их не привлекает. Они хотят насладиться прелестью не воевавших экзотических стран. Сначала Танжер. Мелкие неприятности, надоедливые соседи, скука. Отношения Порта и Кит, женатых двенадцать лет, зашли в тупик. Путешествуя, «они надеются обрести утраченный смысл существования и новую гармонию. Они бегут от одиночества и разобщения больших городов, от сумасшедшего ритма и опустошающей душу суеты, от неверия и разочарования в истинах человеческого бытия, мечтая укрыться „под покровом небес“, забыть о прошлом и начать жизнь сначала, уже совсем другими людьми». Кит переживает мимолетное сексуальное приключение с Таннером; Порт – с арабской проституткой:

«…И вдруг она вошла – стройная, диковатая девушка с большими темными глазами, в ослепительно белой одежде. Белоснежный, похожий на тюрбан головной убор стягивал ее волосы назад, подчеркивая индигового цвета татуировку на лбу. Как только она ступила в шатер, она застыла на месте, уставившись на Порта с выражением, которое напомнило ему молодого бычка, когда тот выходит на залитую светом арену. На ее лице читались смущение, испуг и покорное ожидание… Они легли на кушетку. Она была очень красивой, очень послушной, очень сообразительной, и тем не менее он ей не доверял… Какое-то едва уловимое ложное движение заставило его дернуться и схватить ее кисть. Ее пальцы уже сжимали бумажник…»

Дальше события развиваются зловеще и непредсказуемо. Избавившись от Таннера, они продолжают двигаться вглубь Сахары, где Порт заболевает тифом.

«Кит стояла не двигаясь, медленно обводя взглядом голую комнатку с дверью на одном конце и окном на другом. Порт лежал на рахитичной койке лицом к стене и равномерно дышал, с простыней, натянутой до самого подбородка. Эта комнатка была местной больницей; в ней имелась одна-единственная свободная в городе кровать с настоящими простынями и одеялами, и Порта поместили сюда только потому, что никто из солдат военного гарнизона, по счастью, не был в данный момент болен. Глиняная стена снаружи доходила до середины окна, а выше, над ней, лился мучительный свет небес. Она взяла дополнительную простыню, которую капитан ей дал для нее самой, сложила ее несколько раз маленьким квадратиком размером с окно, достала из вещей Порта коробку кнопок и с их помощью занавесила проем. Еще только стоя в окне, она уже прониклась оглушительной тишиной. Можно было подумать, что окрест на много миль нет ни души. Знаменитая тишина Сахары…»

Порт умирает. Кит бросает его, собирает вещи и просто уходит прочь.

«Вернувшись обратно в комнату, она снова заперла за собой дверь и подошла к окну. Одним движением она сорвала закрывавшую его простыню. Стена во дворе окрашивалась розовым по мере того, как солнце в небе опускалось все ниже; розовый свет заполнил и комнату. Упаковываясь, она ни разу не посмотрела в угол, где лежал Порт. Теперь она встала на колени и пристально всмотрелась в его лицо, точно видела его впервые. Едва касаясь пальцами кожи, она с бесконечной нежностью провела рукой по его лбу. Склонившись ниже, приникла губами к разглаженному челу. И так замерла на какое-то время. Комната побагровела. Она кротко легла щекой на подушку и погладила его волосы. Она не проронила ни одной слезы; то было молчаливое прощание».

Кит скитается по пустыне, пока ее не подбирает караван, идущий на юг. Ей позволяют двигаться с ними, но один из кочевников берет ее в наложницы. Он привозит ее к себе домой, держит под замком, выдавая за мальчика. За время заточения ей постоянно дают какой-то наркотик в питье. Она чувствует, что сходит с ума. Когда три законных его жены узнают о ней, они избивают ее. С большим трудом ей удается бежать из дома. На улице Кит подвергается изнасилованию и окончательно сходит с ума. Ее подбирают сестры милосердия и передают на попечение посольства США. Роман закачивается в том же кафе в Танжере, где и начался. Кит, потерявшую рассудок, встречает Джордж Таннер.

Пол Боулз – американский писатель и композитор, признанный классик американской литературы XX века. Роман вышел в 1949 году одновременно в Лондоне и Нью-Йорке и сразу же попал в список бестселлеров. Критики сравнивали его с романами Жене, Сартра, Камю.

Зачем герою нужно было все это испытывать? «Проблема попросту заключалась в том, что институт организованного туризма, и без того не особенно развитый в этой части мира, был не то чтобы подорван, а полностью уничтожен войной. А поскольку туристы не очень-то рвались в эти края, то ждать скорого восстановления туризма не приходилось. В известном смысле такое положение дел устраивало Порта, оно побуждало его чувствовать себя первопроходцем – под стать своим прадедам, – который колесит по пустыне, а не просиживает дома штаны, глазея из окна на водохранилище в Центральном парке».

«Спать в грязных постелях, есть несъедобную пищу и часами ждать всякий раз, когда захочется вымыть руки, – во всем этом, мягко говоря, было мало веселого».

«Очень красивая и очень колючая книга, страшная и неумолимая, как песчаная буря… как жизнь».

Зачем нам нужно вообще читать эту неприятную книгу? Во-первых – язык. Читаешь – как будто смотришь видео талантливого оператора. Во-вторых – детективный сюжет. В-третьих – сложнопсихологический роман. Ну и, конечно, если ты сильно любишь Камю и Сартра.

Можно просто посмотреть фильм Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» 1990 года. В ролях Джон Малкович, Дебра Уингер, Кэмпбелл Скотт, Джил Беннетт.

Фильм «Под покровом небес» завоевал премию «Золотой Глобус» и премию BAFTA.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/980/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля