Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Не Дантов ад

2429 просмотров

Хеопс. Одно из самых известных имен Древнего Египта. Правил 27 лет, пирамида его строилась 20 лет. Потребовался труд 100 тысяч человек. Историки античности писали, что само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а истощение ресурсов Египта для постройки пирамиды фараона привело к ослаблению государства и падению четвертой династии.

Мы смотрим на древний мир, сами того не желая, через голливудское окно. Интересно, как на самом деле это все выглядело, звучало, пахло… Мне кажется, что эти ощущения прекрасно передал Игорь Олен в своем историческом романе «Хеопс». Картина чрезвычайно реальная: зной, вонь, сотни копошащихся тел в каменоломне, храм, пропахший мочой священных кошек, пески, облепленные змеями, золото, драгоценные камни, роскошь…

Книга начинается с интимной сцены: фараон со своей любовницей ливийкой. Невиданная любовь царя к Эсмэ сыграла свою роль в смуте. Уже год, как фараон сбежал от дел на стовесельную барку на Ниле, где проводил с ней все время. Окружение фараона было в затруднительном положении: он не делал того, что положено царю. Народ роптал. Побочный сын фараона Джедефра начал гражданскую войну. Что-то должно было случиться. Царь не хотел сходить с барки, требовал чуда.

«Утром с первым лучом царь встал в восторге. Он не хотел воевать и строить, и совершать молебны. Он хотел небывалого: повернуть вспять Нил… Иль Дельту, Нижний Египет, сдвинуть вдруг к югу, к нильским истокам… Иль быть царем в Шумере, в области столь же древней, как и Египет… Иль летать в небе…».

Чудо ему устроили: выстлали камнем путь до Мемфиса и знать покатила барку. Он рассердился, что его обманули: это – не чудо! В Мемфисе Хеопс спешно решил насущные проблемы и объявил, что уплывает на барке в море в ожидании настоящего чуда.

Фараон Хеопс имел все в этой жизни, пресытился земной вседозволенностью. Он считал, что смысл жизни поймет после смерти.

«Однажды им опустили сетку, и они плавали. Хеопс вырвался и поплыл вдаль. Раз, обернувшись, он не увидел барки. Страх сжал его, и он понял − сколько б ни плыл, край не достигнет и не узнает, что там, в конце вод; устанет либо умрет от старости… И любой корабль не достигнет край − рассыплется… И жрецы с мудрецами, сколько б ни жили, истины не постигнут: краток срок жизни… Тайна, видать, за смертью, − там, в преисподней, средь правогласных, как зовут мертвых, в царстве их… То есть он после смерти лишь все поймет − смысл жизни. Ибо он жаждет смысла! В сердце его есть большее, чем вся власть его, и Египет, и мир весь − даже любовь, что вырвала вдруг его на свободу, как сам он вдруг выплыл в стихию моря, где у него нет знаний, как плыть, куда плыть…».

Один из сыновей фараона решил ему подыграть, чтобы сместить отца и стать фараоном самому. Перед Хеопсом устроили хорошо обставленную мистификацию − путешествие в загробный мир, после которого он возомнил, что и в самом деле общался с богами.
«Вцепясь в борт, Хеопс трудно, тягостно, как во сне, взобрался… и пал на палубу.
Видел он спину Ра, изваянную в свете, лица гребцов в священном звероподобии…

Ибо все были боги. Гребли яро: Монту, блистающий опереньем, со взором сокола; львиноглавая Сохмет, пылавшая алым; гигантская многоножка Сепа; ученый Тот с клювом ибиса; песьемордый Анубис и Ниаут, змея. Гребли также Себек, царственный крокодил; Хнум, грозный баран-хранитель; Мин с ярым фаллосом и богиня Хатор с чувственными губами, с большими глазами, с изогнутыми рогами. Хеопс им был по колено − но его различили и дали место. С бьющимся сердцем он, сев за Тотом, налег на оббитую златом ручку.

Барка неслась в туман. 3везды лона простершейся Нут мелькали, лившаяся из сосцов ее млечность текла вослед… Был упоителен труд в сонме богов! Царь плакал и греб, дыша вечным эфиром.
Дремавший глаз Ра открылся.
- Кто ты?
- Хеопс, сын Снофру, начавшего с наследницей трона божественной Хетепхерес четвертую, истинную династию!».

Вернувшийся из «преисподней» и до того странный Хеопс начинает сходить с ума. Безумства его «вызвали глобальный, всеохватывающий кризис в Египте. Кризис духовный (он решил сломать устоявшуюся иерархию богов и искусственно насадить новую), кризис политический (борьба за власть привела к гражданской войне и распаду страны), кризис экономический (царь приказал собрать в Мемфис всех женщин, в результате чего весь хозяйственный уклад страны пришел в упадок), кризис нравственный (собрать-то женщин он приказал для сексуальных утех – собственных и своего фаворита), кризис военный (на страну началось нашествие соседних народов). В общем, безумство царя привело к хаосу» (Н. Стародымов).

Рекомендую прочитать прекрасную статью-отзыв журналиста и писателя Николая Стародымова «Хаос от Хеопса».

Все, что так понятно разъяснил Николай Александрович, на самом деле представлено в книге как жуткий апокалипсис древнейшей цивилизации. Возможно, такое изображение фараона соответствует реальности, однако можно считать его домыслом основателей пятой династии египетских царей. Книга сложная. По стилю напоминает пафосную античную трагедию и суперэкшен одновременно. Читать любителям необычного, не боящимся сложного текста. Богатый язык, знание эпохи, психологизм.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/992/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля