Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Добро пожаловать в Иркутск

4637 просмотров

В условиях, когда «не нужен нам берег турецкий» (а на самом деле, у большей части населения теперь не столько нет в нём нужды, сколько возможности его посетить), государственные мужи разного калибра наперебой желают включить, не побоюсь этого слова, интегрировать Иркутск в туристическую жизнь страны. Глава Ростуризма Олег Сафонов предложил субсидировать авиаперевозки туристических групп на юг России, а также в Казань и на Алтай. В список из 24 городов, рейсы из которые предполагается субсидировать, попали и мы. А давеча сам великий и ужасный Гудвин министр культуры Владимир Мединский высказался в том ключе, что, мол, можно девушку не только из деревни вывозить, но и ввозить — и тоже предложил применить субсидии к внутренним перевозкам, только теперь из городов-миллионников — в Иркутск, Улан-Удэ, Калининград, Петрозаводск, Анапу и Минеральные Воды. Так что если мечты двух уважаемых деятелей государства российского исполнятся, чуть ли не в этом году мы сможем немного сэкономить на билетах до тёплых краёв в пределах границ необъятной, а улицы Иркутска заполнят «панаехавшие» с целью осмотреть красоты столицы Восточной Сибири, омочить ноги в Байкале, похихикать над словом «позы» и увести домой копчёного омулька. Или хотя бы селфи с ним.

Каким увидят наш город соотечественники? А выйдя за пределы 130 квартала?
Тут вы, наверное, ждёте, что я начну ругать мэрию, губернаторию и всю государственную власть?
Вместо этого — 2 маленькие зарисовки. 2 картины, которые мы можем увидеть ежедневно. И которые, вероятно, увидит практически любой турист.

№1
Детский садик в Октябрьском районе. В эдаком спальном закуточке, огороженном советской постройки панельками. 130-й квартал в 10 минутах ходьбы. Центр города — в 10 минутах езды.
С садиком соседствует детская площадка. Меня туда вечно тянет сын, только выйдя за ворота сада. На прошлой неделе приходим туда в очередной раз — и тут я понял: о, день начал прибавляться. Потому что только тогда я увидел, что по периметру площадки стоят 3 урны. И из всех трёх торчат пакеты с мусором: некоторые жители ближайших домов не желают ранним утром или поздним вечером утруждать свои задние ноги походом до баков, которые расположены метрах в 40-50 от площадки.
Вчера мы традиционно повторили привычный маршрут. Во всех трёх урнах снова торчали пакеты с мусором из чьих-то квартир.
№2
Каждое утро мой пеший маршрут до работы проходит через 130-й квартал, а перед этим — по ведущей к нему улице 25 Октября. Улица похожа на челюсть старика, в роли которого метафорически видится исторический центр: одна сторона еще целиком занята старыми домами различной степени ветхости, а вторая уже основательно прорежена «стоматологами»-застройщиками, которые вместо стёршихся «зубов» ставят гигантские штифты многоэтажек. Соседство старых «деревяшек», многие из которых сохранили удивительные резные украшения и каждая — индивидуальность, с безликими кирпичными стенами, уходящими ввысь на 16 этажей, даже патриот города не сможет назвать органичным.
Каждое утро, идя по улице 25 Октября, я вижу, как её обитатели выходят из дворов через скрипящие калитки и опорожняют на обочину тротуара помойные вёдра. Сугробы вдоль дороги к концу зимы приобретают всё более замысловатые оттенки; пристально вглядываться в них, впрочем, желания не возникает.

Собственно, я не знаю, нужно ли что-то еще говорить о блестящих перспективах превращения Иркутска в туристический центр Сибири?

Я помню, что «Москва не сразу строилась»; никто не ждёт от нового мэра, который вот-вот перестанет быть новым — уже почти год прошёл с момента вступления в должность, — что проблема частного сектора решится по щелчку пальцев. Более того, я лично сочувствую городским властям. Потому как у меня нет в принципе понимания, как это делать. Чтобы обитателей старого центра переселить, нужно вначале построить, куда их переселять. Одновременно избежав варианта, когда в полуразрушенной халупе внезапно оказываются прописанными 9 человек. Не говоря уже, что на это нужны деньги. Большие деньги. А еще нужно понимание: что будет на месте снесённых едва ли не последних архитектурных свидетельств Иркутска, каким он был в конце 19 века — начале 20-го? Еще один 130-й квартал, при всей моей к нему любви, городу просто не нужен.

Зато что городу точно нужно — так это уважение. Со стороны тех, кто творит градостроительную политику (или — в нашем случае — давненько уже не творит). И особенно — со стороны тех, кто живёт в нём. Уважение к другим жителям. К идее города как такового, пространства, объединяющего людей не только кадастровыми границами. Каждый из нас, бывает, торопится или ленится, но ведь в этой связи нормальному человеку не приходит в голову покакать на ступеньках своего подъезда. И тут вопрос: свиньи люди, которые выносят из дома мусор и кидают его в урну на детской площадке, — они считают себя ненормальными? Какого рода оправдание рождается в их головах? Или оправданиям здесь не место, потому что «я туда ем»?

Дело, конечно, не в том, что нужно срочно измениться ради гипотетического потока туристов; измениться надо ради себя. Измениться — и город изменить. И люди потянутся (с)

Потому что Иркутск, тем не менее, прекрасен. Я это вижу каждое утро, когда иду на работу. Даже мимо разноцветных сугробов на обочине тротуара.
В нём можно увидеть строптивость и упрямство, но можно — спокойствие и красоту. Обаяние провинции, которое дороже и ближе ломаной суеты больших городов.

Ну, а туристов мы уж сумеем в этом убедить. Мы ж иркутяне.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/1032/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля