Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Продать Иркутск

9165 просмотров

Навык авторефлексии — ценная вещь. Даёт возможность иногда, например, признать собственную неправоту, неправоту своего предыдущего текста про выражение «иркутскости» в работе «Инстида». Нет, я по-прежнему считаю, что показанное публично — мрак и ужас, начиная со шрифтов и заканчивая цветами. Но не могу не отметить, что разработчики бренда пошли правильным путём — плюнув на все локальные ценности и наше самоощущение, показали, как нас, иркутян, видят со стороны. А никто и не обещал, что будет солидно и лестно, друзья. Есть лишь одна маленькая проблема: позиция «я художник, я так вижу», в данном случае, оказалась ненужной ни горожанам, ни потенциальным внешним потребителям.

Давайте смотреть на вещи практически: что такого есть в Иркутске, зачем люди из других городов, а тем паче, стран могли бы потратить много тысяч рублей (а то и не рублей), дабы посетить наш прекрасный город? Ответ: ничего. Ни-че-го.

Обидно? Немного. Но, как говорилось в известном фильме, нельзя обижаться на правду. В городе практически полностью уничтожена деревянная застройка (кто хочет сейчас поспорить, вначале навестите Томск), вместо которой есть, безусловно, классный, но абсолютно коммерческий 130-й квартал. Музей декабристов? Очень хороший. Но… кто-то приедет к нам за тыщи километров ради него? Художественный музей — один из лучших провинциальных музеев в стране. Что ещё? Плотина ГЭС. Несколько улиц в стиле сибирского барокко. Более-менее достойный музыкальный театр (к нашей «драме» у меня слишком много недоумения, извините). Хороший, да чего там, отличный симфонический оркестр и уникальный органный зал.

Всё.

Мне как коренному иркутянину, не планирующему в обозримом будущем менять прописку, всё это дорого. Ну, хотя бы просто потому, что память детства. Хотя уродливо опиленные и просто выкорчеванные деревья в центре не прощу никогда!

Тем не менее, если мы говорим, что Иркутск нуждается в бренде (это, кстати, вопрос вообще-то), стоит прежде всего вспомнить об утилитарной составляющей. Упрощённо говоря, брендированную вещь продавать проще. И проще продавать её дороже аналогов. Брендинг — это способ придать чему-либо добавленную стоимость, которую покупатель готов оплатить, не расширяя (а иногда и целенаправленно сужая) при этом функционал. И если мы хотим, чтобы Иркутск покупали туристы, то необходимо признать наличие единственного для них мотиватора: Байкал.

В своё время Виктор Кондрашов, будучи мэром города, активно двигал идею, мол, хватит позиционировать Иркутск как «ворота Байкала», город наш самоценен…Конечно же, нет. Мы для любого путешественника, исключая разве что фанатичных любителей отечественной истории, лишь приложение к Байкалу. Не бесплатное, кстати. И то, какое количество дней они запланируют, строя логистику поездки на озеро, провести в нашем городе, частично зависит от его бренда. Не стоит мне вам напоминать, что чем этих дней больше, тем больше денег будет потрачено туристами в отелях, ресторанах, сувенирных магазинах и на вечном уличном вернисаже у «Антея»? Налоги, зарплаты, вот это всё.

И давайте подумаем, какой смысловой посыл заложен в концепции «Инстида»? Я тут воспользуюсь готовой формулировкой от моего друга Никиты Добрынина, который в Иркутске занимался много чем, от тележурналистики до коммерческого видеопроизводства, а в прошлом году собрал вещи и уехал в столицу. Как и многие сотни талантливых иркутян до него, включая с десяток других моих друзей.
«Они поймали довольно точно вот это свойство нашей иркутской натуры — кипучая деятельность без результата. Все эти „подъёмы, перевороты“… Кислотный цвет — потому что Иркутск город, вообще говоря, довольно агрессивный. И всё такое резкое, где-то даже грубоватое, суетятся что-то все… И ты вот можешь приехать в такой город и в каком-то смысле погрузиться в дикость. Вот такую мы возможность даём туристам: wild human nature».

Можно спорить, но лично я согласен и с суждением Никиты, и с тем, что специалисты «Инстида» довольно точно ухватили некоторые черты нашего регионального характера. Забавно и печально, что это оказалось никому не нужным: у горожан вызвало отторжение — ну, потому что это только говорить правду легко и приятно, а слушать зачастую не очень. У туристов это просто не найдёт понимания: они хотят Байкал, нерпу, зодчество и даже на неизвестного науке зверя бабра согласны — но почему путешественники должны вникать в особенности иркутского характера, которые, к тому же, не сулят им ничего хорошего?

Остаётся надеяться, что когда-нибудь кто-либо, кто что-то понимает в брендинге, дизайне и маркетинге, сделает то, чем наш город сможет цеплять потенциальных туристов ещё на стадии планирования поездки на Байкал. Если, конечно, этот кто-то, как и сотни талантливых иркутян, уже не уехал отсюда куда глаза глядят.

Да, и кстати: бренд может быть сколь угодно офигительным, но если в центре города нет цивилизованных общественных туалетов, о чём вообще говорить?

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/1224/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля