Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Обещать не значит…

5889 просмотров

Месяц назад закончилась одна из самых неинтересных предвыборных кампаний в нашем регионе. За исключением пикировки маэстро литературных искусств с владелицей заводов, газет, пароходов, которая была на удивление остроумной и явно прибавила известной иркутской бизнес-леди очков — хотя бы за находчивость ее штаба, — в остальном мы зевали. По 2 причинам: во-первых, мы все это уже слышали, во-вторых, мы все это уже видели.

И по третьей причине: Интернет. Хотя политологи любят говорить о «твиттер-революциях», у нас глобальная сеть играет совсем другую роль — не организующей силы, а пульверизатора недовольства. Громоотвода. Кухонные разговоры стали фэйсбучными. Тем более, что «рукописи не горят», даже набросанные во время обеда, в ожидании второго за бизнес-ланчем: в отличие от устных споров, они дают время собраться с мыслями для ответа — и, соответственно, каждому участнику возможность почувствовать себя «офигеть-каким-аналитиком». Хотя любому адекватному человеку очевидно, что количество конспирологических версий и сотен оскорбительных комментариев, в которых политика очень быстро отходит на второй план, уступая пространство борьбы мнений пространству борьбы комплексов, мягко говоря, не свидетельствует о знании истинного положения вещей.

А кроме того, на уровне региона все те же социальные сети сделали возможным прямой диалог с кандидатами — во всяком случае, теми, кто преодолел себя и настолько приблизился к народу. Что автоматически делает практически бессмысленной любую другую традиционную агитацию — от написанных, как водится, плохим пафосным языком газетных статей до баннеров с изображением кандидатов в самых пошлых ракурсах, обрамленным самыми пошлыми слоганами. Ведь если у тебя есть возможность «живого» общения с человеком, станешь ли ты верить рекламе?

На этом месте принято рассуждать, когда же социальные медиа окончательно оттеснят обычные СМИ, но к чёрту: зачем повторять глупости за уважаемыми экспертами?

Мне кажется, во всем этом важно одно, о чем я уже сказал: кто станет доверять рекламе, если есть возможность «живого» общения? В этом плане, кстати, «выход в люди» — стратегия сколь эффективная, столь и рискованная: недаром, например, ранее упомянутая бизнес-леди на этот шаг не пошла — еще один плюс в карму ее штабистам.

Вы можете задать кандидату прямые, конкретные вопросы — и ждете ровно такие же прямые, конкретные ответы. Даже если они будут не те, что вы бы хотели услышать: но отрицательный результат — тоже результат, и всё лучше, чем пафосные речи в будущем времени, изобилующие синонимами к слову «обещать».

А с другой стороны, чем плохо слово «обещать», если оно соседствует с другими словами, вполне однозначными: детский сад, дорога, миграционный контроль, план занятости уволенных работников БЦБК? Однако незадача: этого-то во всей предвыборной кампании и не было. Всё что угодно было: черемша, малопонятная сибирская порода, «спасибки» родному городу, личный контроль непонятно за чем… В общем, всё, за чем можно спрятаться от двух конкретных вопросов: что сделал? что сделаешь?

На самом деле, демократия и выборы как её неотъемлемая часть, неотчуждаемый врожденный процесс, — довольно лживый способ государственного устройства. Не в идеальном мире древнегреческих Афин, а в реальности последних полутора столетий. И в цитадели ее, в США, все тоже не слишком блестяще: достаточно вспомнить институт выборщиков, которые, следуя партийным интригам, с легкостью похерят народную волю.

Однако на низовом уровне в тех же Штатах очень жива тема личной ответственности перед избирателями. Никому там и в голову не придет пойти на выборы под лозунгом «Иркутск — в тёплые руки». Даже не потому, что засмеют и рейтинг будет -146%. А потому что стыдно. Стыдно, глядя в глаза, нести ахинею, не говоря уже о заведомо невыполнимых обещаниях.
Но это тамошним конгрессменам стыдно. А нашим депутатам, судя по последней кампании, нет.

Я не собираюсь взывать к нравственности политиков: результат заранее известен, и для его достижения даже производительность труда Сизифа была бы чрезмерна. Просто хочу заметить, что через 5 лет количество людей, привыкших к «живому» разговору со всеми из него вытекающими, будет значительно больше, чем сейчас. И вот тогда тот, кто предъявит им конкретные результаты своей деятельности на выборном посту — первым из его обладателей за 3 десятка лет современной истории России, — получит гораздо больше Алексея Навального.

Я это не про гипотетический тюремный срок, если что.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/558/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля