Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Об образовании

7030 просмотров

Здравствуйте, уважаемые читатели Ирк.ру. В сегодняшней заметке я поделюсь с Вами своими мыслями относительно современного российского образования, расскажу о выборе учебного заведения и о том, чему стоит учиться, и стоит ли вообще тратить на это время.

Для меня выбор «учиться или нет» никогда не стоял. Мое сознательное детство пришлось на период конца 90-х начала 2000-х, когда мизерные зарплаты не платили месяцами, а чтобы иметь хоть какие-то деньги, нужно было заниматься мелкой торговлей или любой другой деятельностью, приносящей дополнительный доход (наверное, многим знакомая история).

Торговля стала тем источником дохода, который позволял моей семье хоть как-то сводить концы с концами: летом продавали овощи, черемшу, ягоды, орех, копченый омуль; перед Новым Годом –елки; перед 8 марта – цветы. Наверное, благодаря этому я быстро повзрослел и уже тогда сделал следующие выводы: во-первых, чтобы чего-то достичь – нужно усердно работать, во-вторых, мне показалось, что существует лишь три пути к лучшей жизни: учеба, спорт и криминал. Последнее не соответствовало моим убеждениям, поэтому данный путь я даже не рассматривал. Для занятий профессиональным спортом нужны были деньги. Таким образом, учеба оставалась для меня единственным «социальным лифтом».

На примере своих старших сестры и брата я смог убедиться, что для получения высшего образования также необходимы немалые средства, поэтому выбора учиться плохо у меня попросту не было.

На мой взгляд, единственным учебным заведением, в котором я когда-либо обучался, где по-настоящему давали знания, был лицей ИГУ, куда мне удалось поступить после окончания 8 класса. Учителя ориентировались исключительно на самых способных учеников, и порой ставили планку настолько высоко, что «четверка» становилась лучшей оценкой в классе. Не знаю, поступали ли туда по блату, но если кто и поступал, то у них не было никакого преимущества перед остальными.

Так как лицей находился в другом городе, в 14 лет мне пришлось переехать и начать самостоятельную жизнь. Денег в семье не прибавилось, поэтому параллельно с учебой я устроился на работу, чтобы была возможность хоть как-то компенсировать дополнительные расходы, связанные с получением образования.

В новых условиях появилась проблема нехватки времени, которая на тот момент представляла угрозу моему дальнейшему обучению. Решение, к которому я пришел, было следующим: запомнить все не получится, поскольку объем информации будет только увеличиваться, а времени больше не станет, поэтому, чтобы соответствовать требованиям, придется научиться учиться, а именно, быстро запоминать то, что нельзя понять, и понимать большую часть всего остального. Для того, чтобы этого достичь, нужно было усердно работать на уроках, а также задавать вопросы, если возникали трудности в понимании информации. Если я что-то не понимал, разделял информацию на блоки, вплоть до отдельных слов, постепенно связывая их. Таким образом, выделял принцип, от которого в дальнейшем отталкивался. Это позволяло использовать информацию без знания точных «зазубренных» формулировок.

Таким образом, жизнь незаметно подготовила меня к получению высшего образования, сформировав определенные ожидания, а также методы обучения, которые позволяли понять или быстро запомнить информацию.

Многие абитуриенты и их родители возлагают большие надежды на получение высшего образования, полагая, что диплом что-то дает. Зачастую он дает именно «что-то», но далеко не то, чего ожидает его получатель.

Во-первых, в большинстве случае ни абитуриент, ни его родители не понимают, какую специальность и университет выбрать. Все строится на догадках, слухах, иногда рейтингах, которые, в общем-то, не являются хорошими индикаторами. Несмотря на тот факт, что на момент своего поступления в университет в Иркутске я понимал, в какой профессиональной области хотел бы получить образование, выбор университета и специальности был отчасти случайным.

К нам в лицей приходили независимые лица и говорили примерно следующее: «Если Вы хотите получить хорошее образование в Иркутске, то в БГУЭП – такие-то факультеты, в ИГУ – такие-то, в ИРГТУ – такие-то и т.п.». Следующие советы помогут Вам, если перед Вами встанет выбор учебного заведения и специальности:

1) заранее определите области, в которых Вы бы хотели получить образование. Неважно, будет ли Ваше образование высшим или средне-специальным, важно, чтобы Вам нравилось учиться. Мода на определенные специальности, как и их престиж, со временем пропадет, а шанс заниматься тем, что Вам по-настоящему нравится, с каждым прожитым годом будет лишь уменьшаться. Конечно, без образования тоже можно заниматься любимым делом, но во многих отраслях корочка все же является критерием входа (пока это так, но возможности онлайн образования со временем смогут переломить ситуацию);

2) Если в Вашей семье ребенок не может определиться, помогите ему с выбором, не нужно принимать решение за него, иначе Вы рискуете оказаться «обвиняемым» по делу о потерянном времени и прожитых зря годах. Кроме того, данный шаг будет своеобразным ритуалом передачи ему ответственности за его собственную жизнь.

3) Учитывайте Ваши способности или способности Вашего ребенка к обучению определенным предметам. Я, например, всегда наступал на одни и те же грабли, обучаясь тому, что у меня хуже всего получалось. Имея хорошие аналитические способности, я выбрал экономический факультет с обязательным изучением двух иностранных языков, не имея при этом начальной базы ни в одном из них. И хотя китайский язык мне нравилось изучать, в течение 3,5 лет приходилось ежедневно заниматься минимум по часу, чтобы быть хотя бы на среднем уровне среди других студентов (по собственным ощущениям все же мой уровень был ниже среднего).

4) Обратите внимание на условия и инфраструктуру, которую предоставляет университет для студентов. Наличие общежитий и удобство их расположения, обустройство аудиторий, библиотеки, количество столовых и кафе, наличие гардероба, возможности для внеучебной студенческой деятельности – хоть и не решающие, но все же важные факторы, особенно в случае сомнений между двумя университетами.

Во-вторых, зачастую как у абитуриентов, так и у их родителей, отсутствует понимание цели получения высшего образования, а ответы «получить корочку», «получить отсрочку от армии» служат хорошими индикаторами этого. Спросите себя, зачем Вы получаете высшее образование или зачем Вы его получили. Наверняка для некоторых из Вас это было осмысленным решением, но для большинства ответом как раз будет «получить корочку».

Поскольку я рассматривал университет как «социальный лифт», я старался максимально использовать все возможности, которые предлагал университет: полученные знания пробовал применять на практике, расширял круг знакомств, занимался исследованиями, участвовал в конкурсах, чтобы параллельно путешествовать. На каждой статье старался оттачивать навыки анализа информации и написания текстов, каждое выступление старался превратить в практику ораторского искусства, даже в бессмысленных заданиях пытался найти смысл.

Но даже учитывая все вышесказанное, мне стабильно хотелось бросить университет на протяжении всего срока обучения (и даже магистратуру в Питере), поскольку я не видел смысла в большей части тех знаний, который давал университет. Более того, на основании опыта обучения в разных университетах, опыта общения со студентами разных ВУЗов как Иркутска, так и других городов я могу сказать, что независимо от учебного заведения, независимо от города и статуса ВУЗа, скорее всего, Вы получите разочарование от процесса обучения. Причины могут быть разными: начиная от неподготовленности преподавателей, для которых, возможно, в приоритете находятся другие задачи, до актуальности предоставляемой информации.

Кроме того, некоторым преподавателям неинтересен тот предмет, который они преподают, и если одни преподаватели не показывают этого, стараются всячески преодолеть отсутствие собственного интереса и пытаются заинтересовать студентов, другие же монотонно «отрабатывают» часы.

На днях читательница блога (по совместительству мой бывший преподаватель) написала мне следующие строки: «Нельзя увлечь слушателей, если не увлечен сам. Как нельзя заразить кого-либо, не будучи больным». В связи с этим могу сказать следующее: у нас острая нехватка «больных» своим предметом преподавателей. На мой взгляд, независимо от города, независимо от университета процент «больных» своим предметом преподавателей одинаков и очень мал, поэтому, может быть, очень мал процент увлеченных и заинтересованных студентов.

С момента моего поступления в университет в 2010 году, к сожалению, в развитии высшего образования в Иркутске не сложилось хоть сколько-нибудь значимых положительных трендов.
Во-первых, основные ВУЗы Иркутска сконцентрировались не на укреплении регионального образования и стратегического сотрудничества, а на конкуренции между собой, в то время, когда ведущие ВУЗы страны и мира наоборот наращивают сотрудничество друг с другом.
Во-вторых, за эти годы ВУЗы не сделали существенных шагов, чтобы заинтересовать абитуриентов, рассматривающих учебные заведения других регионов в качестве альма-матер. Большинство инициатив исходило не от руководства ВУЗов, а от самих преподавателей, начинания которых в отдельных случаях не только не поддерживали, а наоборот препятствовали их воплощению.
В-третьих, у ВУЗов не появилось четких стратегий развития, которые бы основывались на их конкурентных преимуществах и учитывали глобальные образовательные тренды.

Прочитав вчера интервью с одним из кандидатов на пост ректора ИГУ, я лишь удостоверился в том, что ничего не изменилось. Вовлечение трудового коллектива в процесс управления ВУЗом , гранты и международное сотрудничество – это все хорошо, но что ВУЗ предлагает для потенциального студента, к сожалению, осталось за рамками интервью.

Поскольку пост получился большой, об особенностях образования в СПБГУ расскажу в следующих заметках. Пока же перейду к рубрике ответов на возможные едкие комментарии и вопросы:

1) В начале текста информация обо мне представлена исключительно для того, чтобы Вы могли понять, как формировалось мое отношение к образованию;

2) Как и многие студенты, я часто бездумно терял время на парах, поэтому мне далеко до образа идеального студента, да и не стремился к этому никогда;

3) Учебу так и не бросил, поскольку учился бесплатно и меня постоянно отговаривали преподаватели и знакомые. Решил продолжить образование в магистратуре, так как когда-то хочу начать преподавать, мне это, действительно, интересно. Что касается дальнейшего образования в аспирантуре, то оно не представляет для меня интереса в том виде, в котором реализуется сейчас. Если Вы уже учитесь и хотите бросить – хорошенько подумайте об этом. Лучше, на мой взгляд, продолжать учиться, используя продуктивно время и все возможности, которые предоставляет ВУЗ, чем уйти, оставшись ни с чем;

4) Стоит ли ехать в Москву или другой регион на аналогичные специальности? На этот вопрос отвечу в следующих заметках, уж очень большой ответ.

5) Учиться, безусловно, стоит, но ВУЗ – далеко не самый эффективный источник знаний. Занимайтесь самообразованием, учитесь работать с информацией, учитесь учиться. Мое обучение длится уже 17 лет с небольшим перерывом на армию. Если Вы хотите преуспеть в получении знаний, следуйте следующим советам: развивайте воображение, это улучшит Вашу память и способность понимать новую информацию; учите английский, это существенно расширит Ваши источники информации, занимайте тем, что у Вас хорошо получается, тогда Вы сможете стать профессионалом быстрее других; развивайте Ваш мозг, давайте ему ежедневную нагрузку в виде чтения или решения логических, математических задач, считайте в уме.

6) Обучаясь в ВУЗе, я очень скептически относился к тому, насколько это мне поможет в работе или построении карьеры. Однако, по прошествии времени могу сказать, что университет – отличный жизненный опыт, а знания и информация, которую он дает, могу пригодиться в самый неожиданный момент.

Уважаемые читатели Ирк.ру, если у Вас есть вопросы, пожелания или темы, которые Вы бы хотели, чтобы были освещены, Вы можете связаться с Лужиком по почте luzhika@mail.ru .
С уважением, Александр Лужик

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/belij/1182/

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • Liza Minetti
    Liza Minetti 23 октября 2017 в 12:01

    А что же, значит в рядах вооружённых сил РФ ничему не учат?

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +1 Хороший комментарий
  • Вася Куралесов
    Вася Куралесов 23 октября 2017 в 12:49

    в принципе богатый жизненный опыт , но не бесспорный

    ответить
    Плохой комментарий +1 Хороший комментарий
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход