В 1959 году, находясь с государственным визитом в США, Никита Сергеевич Хрущев пригласил тогдашнего президента главной капиталистической страны Дуайта Эйзенхауэра посетить СССР. Приглашение было принято. В программе ответного визита значилось посещение Иркутска и Байкала. Наш город был выбран не случайно, Эйзенхауэр во время гражданской войны работал в посольстве США и долгое время находился в столице Восточной Сибири. По слухам, у него даже был здесь роман с местной жительницей, поэтому воспоминания о городе остались сугубо положительные. Чтобы от очередного визита у Дуайта остались еще более приятные впечатления, советское руководство очень постаралось в благоустройстве Иркутска (отремонтировали дороги, построили гостиницы, реконструировали исторические здания, поставили фонтан в Сквере им. Кирова). Быстрыми темпами построили приличную дорогу от Иркутска до Листвянки – шоссе длиной в 65 км. В самой Листвянке выросли два двухэтажных коттеджа, которые старожилы до сих пор называют «дачей Хрущева» - ныне санаторий «Байкал». И вишенкой на торте гостеприимства должна была стать «Ракета-4». В мире аналогов этому судну еще не было. «Ракета» - первый пассажирский скоростной теплоход на подводных крыльях.
Теплоход на подводных крыльях, построенный на Сормовском заводе в городе Нижний Новгород, был экспериментальным проектом и готовился как «прогулочное чудо» для Ленинграда. В Восточно-Сибирском речном пароходстве никто и не рассчитывал получить ракету одним из первых предприятий в Министерстве речного флота. Но возможный визит президента США все изменил.
«Пока теплоход испытывали, закончилась навигация на Волго-Балтийском канале. Транспортировать ракету решили по железной дороге. Но встала другая проблема – по габаритам теплоход не проходил в тоннель Кругобайкальской железной дороги. Пришлось демонтировать крыльевое устройство и ДРК, корпус разрезать по ДП на три части и, погрузив на три платформы, перевезти в порт Байкал. Здесь, на пирсе порта, судно было собрано рабочими Сормовского завода под руководством главного инженера проекта С.Н. Зайцева. В конце мая 1960 года, после ходовых испытаний и приемки в эксплуатацию государственной комиссией, теплоход прибыл в Иркутск, к причалу в Чертугеевской бухте (в дальнейшем причал „Ракета“). Капитаном был назначен Стафеев Петр Григорьевич, механиком – Шевелев Сергей Александрович.
Судно было доставлено, но для его нормальной эксплуатации ничего не было предусмотрено. Речники столкнулись с очередными трудностями, решать которые в сжатые сроки пришлось самим. Так, дизельное топливо для заправки „Ракеты“ привозили в бочках прямо на причал. Масло марки ММ-22 (авиамасло) было слишком чистым, без присадки. По техническим условиям двигатель М-50 работал только на масле с присадкой. Срочно изготовили специальную печь, в которой масло сначала разогревали до температуры 80 градусов, затем в него вводили присадку (АЗНИ-циатим), и только потом горячее масло в ведрах носили на теплоход и заливали в расходный бак теплохода. Все это происходило рядом с пассажирским причалом, при чем тут же сгружались бочки с дизельным топливом и для других судов. В течение навигации 1960 года наконец-то была организована отдельная площадка для заправки судов: установлены и огорожены цистерны для дизельного топлива, построен понтон, проведены трубопроводы на безопасном расстоянии от пассажирского причала. Вот так появилось первое в Иркутске скоростное судно» (цит. по: Люди и корабли. История судоходства в Восточной Сибири / Николай Парилов. - Иркутск : , 2019. - 630 с.).
В итоге, встреча Хрущева и Эйзенхауэра не состоялась: СССР сбил над своей территорией американский самолет-разведчик U-2 и политический скандал помешал сближению двух стран. «Ракета» досталась туристам, путешествующим по Байкалу. 60 лет назад она отправилась в свой первый рейс.
«Из-за поворота реки вылетает удивительное судно. Оно именно летит, опираясь на небольшие подводные крылья, и за кормой вместо привычного вала воды лишь вьется белый парок да блестит в каскаде брызг семицветная радуга. Остановка в бухте Лисиха у плотины ГЭС, и „Ракета-4“ стартует (иначе не назовешь) в свой первый официальный рейс. А через сорок минут она уже в порту „Байкал“». (Восточно-Сибирская правда. 1960. 29 мая. (№ 126)).
Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» http://i.irklib.ru/hronp :
Восточно-Сибирская правда. 1960. 29 мая. (№ 126)
Теплоход «Ракета» на Иркутском водохранилище / фот. Э. Д. Брюханенко. - 1970. - 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.
Люди и корабли. История судоходства в Восточной Сибири / Николай Парилов. - Иркутск : , 2019. - 630 с. (издание доступно в печатном виде в библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского)