Дарья — художник, занимается рисованием всю жизнь. Она писала картины маслом, акварелью, пастелью, а два года назад познакомилась с эбру. О рисовании на воде художница узнала от подруги, с ней же ездила в Турцию на обучение. По возвращении подруга открыла свою мастерскую в Москве, а Даша привезла эбру в Иркутск.
Художница пришла к нам в редакцию и рассказала о рисовании на воде, показала, как проходит весь процесс, а также предложила попробовать создать свою картину. В кабинете на столе появился лоток для воды с подсветкой, бумага, гора салфеток.
— Краску и смолу для эбру не найдешь в Иркутске, практически все материалы привозятся из Турции, — объяснила Дарья, доставая при этом из сумки множество цветных баночек. — Компоненты красок природного происхождения и абсолютно безопасны для здоровья.
По словам Дарьи, в первую очередь в рисовании на воде её привлекла необычность техники нанесения красок и то, что получившийся рисунок можно переносить не только на бумагу, но и на ткань.
— Занимаясь эбру, я прочла много литературы и пришла к выводу, что эта техника рисования не турецкая, как многие думают, а родом с Алтая. И процветает уже около двух с половиной тысяч лет. Во время раскопок археологи нашли кожу с цветными водными знаками и определили, что эту технику использовали шаманы, — восторгается художница. — Потом ее переняли китайцы, развили и использовали в создании документов — благодаря «водным» рисункам было очень легко устанавливать подлинность. Затем эбру пришло и в Турцию. Я думаю, что направление осело в этой стране потому, что турки вписали эту необычную технику в свою религию.
Дарья предложила нам нарисовать тюльпан. Это практически первое, что учат рисовать в школах эбру в Турции, поскольку цветок символизирует пророка Мухаммеда. Перед нанесением красок на воду нужно перемешать каждую краску по очереди, чтобы они не расслаивались.
— Эта техника очень медитативная. Ее уникальность в том, что каждый человек может создавать что-то красивое, даже если никогда ничего не рисовал, — Дарья улыбнулась, взяв баночку со светло-голубой краской, брызнула несколько капель на воду. — Вода сама тебе подсказывает, какие узоры делать. В эбру художник — это инструмент. Сам процесс настолько затягивает, что ты не замечаешь, как пролетает время. Однажды я сидела в студии до двух часов ночи, меня все потеряли, звонили, а я отвечала, что еще занята. Не помню, что я тогда рисовала, но останавливаться не хотелось.
После того как мы начали рисовать, стало ясно, почему Даша так отзывается об эбру. Процесс рисования невероятно завораживает. Даже наблюдая за ним со стороны, невольно успокаиваешься. Я решила включиться в работу и нанесла на воду пару капель, которые тут же потонули. Дарья сразу меня успокоила.
— Мы работаем только с поверхностью, если краска тонет, то на нее уже никак не повлиять. Рисунок, который переносится на ткань, бумагу или дерево, перемещается только с поверхности, — объясняет Дарья. — Делая фон, мы аккуратно окропляем воду полупрозрачной краской, затем повторяем процедуру с плотной. Сначала наносятся капли, а потом из них при помощи тонкой металлической палочки вытягивается рисунок. После каждого такого «вытягивания» шило необходимо протирать.
Как пояснила Даша, в начале работы с эбру ты проникаешь в свой внутренний мир и понимаешь, почему так много непохожих людей — в воде нельзя создать что-то одинаковое. «Мы же тоже все вышли из воды. Мы тоже появляемся из круга — яйцеклетки. И рисунок на воде также всегда начинается с круга», — рассуждает художница. Дарья добавила, что турки очень любят ставить на воду разноцветные точки, а потом их все вместе закручивают в виде вихря. Рассказывая об этом, Даша параллельно объясняла мне, как правильно проводить линии, делать разводы и узоры.
— Когда я только познакомилась с этой техникой, мои первые работы были ужасны. Я смотрела, как делает мастер, какие у него тонкие линии, и все это для меня это вообще было космосом, — Даша рассмеялась, и еще один шар от нашего тюльпана превратился в листочек. — Когда я делала свой первый цветок, у меня он получился невероятно толстый и по цвету очень странный. У турецкого мастера была своя методика обучения. Он просто вставал рядом и показывал, как рисовать, а я должна была за ним повторять. Получается, что ты успел ухватить, то и сделал. Это когда тебе показывают и рассказывают, тогда становится понятнее и получается лучше, а там ты по сути сам постигаешь эту науку.
Подправляя мой кривоватый тюльпан, Даша рассказала, что увлеклась рисованием в раннем детстве. Потом она училась в художественной школе в Большом луге, куда приезжала на лето к бабушке с дедушкой. Там она рисовала со всеми ребятами с улицы, а потом организовывала детские выставки.
— Мне было лет восемь или девять. Мы вывешивали рисунки на веревочку, а все ходили и смотрели, — вновь погрузилась в воспоминания Даша. — Я даже не знала, когда мне было 8 лет, что есть такой художник, как Сальвадор Дали, но все время рисовала губы, мне было это интересно. Может быть, это проявлялась какая-то моя детская непосредственность.
В мгновение ока картинка, созданная совместными усилиями на воде, оказалась на бумаге. И, казалось бы, невзрачный рисунок заиграл на полотне. Осталось только высушить его и повесить на стену. Пока мы рисовали, к нам присоединилось еще несколько человек из редакции, после чего появилось еще несколько картин.
— Я мечтаю открыть какую-нибудь большую студию, куда смогут ходить люди с разным уровнем дохода. Чтобы люди начали пользоваться этой техникой и создавали имиджевые вещи, расслаблялись, рисуя на воде после работы, а также просто смогли познать себя, свой внутренний мир, — рассказала Даша. — Хочу, чтобы это искусство было доступно всем.
Алена Иванова, ИА «Иркутск онлайн»
Выставка работ в технике эбру «Белой судии эбру» пройдет в мае 2016 в «Музейной студии» по адресу ул.Карла Маркса 13.