Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Иркутскому государственному университету путей сообщения — 45 лет!

Иркутский государственный университет путей сообщения празднует 45-летний юбилей
Сергей Константинович Каргапольцев
Ректор ИрГУПС, профессор
Уважаемые коллеги, студенты и выпускники Иркутского государственного университета путей сообщения! 18 июля 1975 года был открыт Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта. Спустя 45 лет железнодорожный институт превратился в мощный транспортный университетский комплекс. И большая заслуга в этом принадлежит коллективу, со своей историей и традициями, успехами и потерями. Наши студенты – лицо и гордость вуза, для них преподаватели вновь и вновь входят в аудитории, чтобы передавать знания и навыки, прививать любовь к профессии. Благодарен за самоотверженный труд, инициативность и неравнодушие. Уверен, что вместе мы достигнем еще больших высот.
На протяжении 45 лет Иркутский государственный университет путей сообщения выполняет возложенную на него миссию по подготовке кадров для четырех дорог — Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Улан-Баторской. Главная задача вуза – это подготовка специалистов с инженерным мышлением, людей, способных использовать все достижения современного технологического процесса в профессиональной деятельности.
Историческая справка
Еще в 1910 году царский ревизор образовательных учреждений предлагал открыть в Иркутске железнодорожное учебное заведение. 13 октября 1932 года вышел приказ НКПС «О строительстве Восточно-Сибирского института инженеров железнодорожного транспорта», который закрепил начинания в становлении вуза. К 1934 году институт решил проблемы с общежитиями и учебными корпусами, переехал в новые здания, увеличил количество студентов, улучшил качество профессорско-преподавательского состава.

Началом возрождения в Иркутске полноценного и самостоятельного железнодорожного института стало открытие в 1955 году учебно-консультационного пункта (УКП) Всесоюзного заочного института инженеров транспорта. В 1958 году в Иркутском УКП защитили дипломные проекты и получили высшее образование четыре выпускника. В апреле 1961 года в нем уже обучалось 1062 человека. Тридцать пять студентов успешно вышли на дипломирование.
С 1958 по 1965 год Иркутский УКП, а затем – филиал, подготовил 583 специалиста. Многие из них заняли руководящие должности.

С возрождением строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 году дефицит квалифицированных кадров вернул на повестку дня вопрос о полноценном профильном вузе. В 1975 году Министерство путей сообщения открыло Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ИрИИТ). На дневной и вечерне-заочной форме обучения преподавали строительство и эксплуатацию железных дорог. В 1981 году число студентов составляло более четырех тысяч. Профессорско-преподавательский состав состоял из 127 человек. В 1982 году было построено новое здание института на улице Чернышевского.
Вуз начал активно развиваться, и уже через 10 лет в нем обучалось более пяти тысяч студентов. В 1987 году впервые состоялись выборы ректора вуза.

В марте 2002 года учебное заведение было преобразовано в Иркутский государственный университет путей сообщения. В 2005 году ИрГУПС по решению Правительства РФ стал университетским комплексом. В 2009 году у вуза появился зарубежный филиал.
Выдающиеся выпускники
Сергей Анатольевич Гришин
Год выпуска 1980, заместитель министра путей сообщения РФ (2000–2002)
Анатолий Алексеевич Дьяченко
Год выпуска 1984, директор Иркутского проектно-изыскательского института «Иркутскжелдорпроект»
Ирина Александровна Костенец
Год выпуска 1984, советник Генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД»
Алексей Валерьевич Воротилкин
Год выпуска 1988, первый заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг»
Сергей Никифорович Гапеев
Год выпуска 1989 и 2000 (второе высшее), заместитель министра путей сообщения РФ (2000–2002)
Николай Васильевич Маклыгин
Год выпуска 1990, начальник Дальневосточной железной дороги
Дмитрий Иосифович Жарий
Год выпуска 1993, начальник Восточно-Сибирского филиала — пассажирского вагонного депо Иркутска
Вадим Владимирович Владимиров
Год выпуска 2001, начальник Красноярской железной дороги, почетный железнодорожник
Структура ВУЗа
Сегодняшняя структура охватывает четыре субъекта РФ, не считая зарубежного филиала. В Иркутской области — Иркутский государственный университет путей сообщения, Медицинский колледж железнодорожного транспорта и Сибирский колледж транспорта и строительства. В Красноярском крае — Красноярский институт железнодорожного транспорта и Красноярский техникум железнодорожного транспорта. В Забайкальском крае — Забайкальский институт железнодорожного транспорта и Читинский техникум железнодорожного транспорта. В Республике Бурятии — Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. В Республике Монголии — Филиал Иркутского государственного университета путей сообщения в Улан-Баторе.
Университет сотрудничает более чем с 20 зарубежными вузами и международными организациями
Ежегодно 2500 человек поступают на обучение на программы высшего образования на очную и заочную форму обучения
Более 19 тысяч сотрудников ОАО «РЖД» проходят повышение квалификации и переподготовку на базе университета каждый год
Ежегодно в университете проводится около 60 массовых спортивных мероприятий
Научная деятельность и перспективы развития
Коллектив вуза проводит научно-исследовательские работы, вносит вклад в решение научных и технических задач транспорта. Университет поддерживает связи с институтами Российской академии наук и отрасли, предприятиями, зарубежными партнерами из Кореи, Китая, Монголии и Белоруссии, с вузами региона и страны. Наиболее значимы исследования ученых по вопросам динамики, прочности машин, механизмов и верхнего строения пути, повышения надежности и долговечности подвижного состава, экологии и другое.

В университете открыты и успешно работают научные институты и центры:

• Институт современных технологий, системного анализа и моделирования;

• научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт транспорта;

• научно-производственный отдел «ИрИИТ — энергосервис»;

• инновационно-технологический центр развития Восточного полигона;

• инжиниринговый центр;

• учебно-научный центр «Компьютерные технологии инженерного анализа»;

• научно-исследовательский институт технологий высокоскоростного железнодорожного транспорта – совместный проект Восточно-Китайского транспортного университета и ИрГУПС.
Среда для обучающихся
Университет — это среда, способствующая непрерывному образованию студентов. Современный инженер транспорта — это гармонично развитая личность в сфере профессиональных компетенций, необходимых в современном пространстве скоростей научно-технического прогресса, научного творчества, мотивированный на достижение поставленных целей и задач. Именно такие кадры готовит ИрГУПС, создавая гибкие образовательные программы.

Кроме цифровой образовательной среды, в вузе есть современно оборудованные учебные помещения, библиотека, аудитории для самостоятельной работы (с открытым wi-fi), комфортные общежития, плавательный бассейн. Студенты участвуют в работе малых инновационных предприятий, разрабатывают стартапы, многие из которых поддерживает ОАО «РЖД». Университет является идеологом движения студенческих стройотрядов в Иркутской области.

Активно развивается студенческое самоуправление через Совет обучающихся и первичную профсоюзную организацию студентов ИрГУПС. Профком не только контролирует социальную защищенность студентов, но и курирует их деятельность разных сферах: учебе, досуге, оздоровлении и профилактике, совмещая функции профсоюза и самоуправления.
В 2017 году в университете организован Волонтерский центр. Во время зимних каникул студенты участвуют в благотворительной социально-патриотической выездной акции «Снежный десант», летом – в экологических мероприятиях: посадке деревьев, субботниках по очистке городской территории, реликтовых рощ, берега Байкала.

Центр культуры и досуга ИрГУПС является одним из сильнейших творческих вузовских объединений города. Туда входит студенческий театр «Эхо», студия художественного слова, народный коллектив эстрадной студии «Театр песни», ансамбль современного танца «Экспрессия», ансамбль бального танца «Триумф» и другие.

Ежегодно более четырех тысяч студентов ИРГУПС участвуют в спортивных мероприятиях. Большой популярностью пользуется оборонно-спортивная эстафета, розыгрыш кубка среди команд первокурсников по футболу, открытый кубок ИрГУПС по боксу.

В 1971 году был введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс «Изумруд». В конце 2005 года его передали на баланс университета. В 2007 году после полной реконструкции «Изумруд» превратился в полноценный спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, тренажерным и физкультурными залами.
Что говорят студенты
Елена Боброва
выпускница 2015 года
После школы я подала документы в несколько вузов,но выбрала ИрГУПС. Почему? Во-первых, специальность показалась интересной, во-вторых, слышала много положительных отзывов об университете и уровне подготовки специалистов в нем. Не прогадала. Мое напутствие первокурсникам не будет оригинальным, но полезным. Главное, не запускать учебу и делать все постепенно. Спасибо родному университету за невероятно счастливые пять лет!
Виктор Зезюля
выпускник 2015 года
Признаюсь, всегда думал, что буду учиться в политехе, но побывал в ИрГУПСе и понял, что это мой университет. Первый курс сидел в библиотеке, не пропустил ни одну пару. Потом поехал в Школу Молодого Профсоюзного Лидера, нырнул в профсоюзную деятельность и осознал, что в универе можно не только учиться. Нашел новых друзей. Создали команду КВН «Не всерьез» и тут понеслось — сборы и репетиции. То, как я благодарен университету за предоставленные возможности, нельзя выразить в двух словах. Первокурсникам желаю как можно больше активности!
Дмитрий Браганцев
выпускник 2015 года
В вопросе учебы я обязан профессорско-преподавательскому составу университета, своей кафедры, и в частности, Александру Петровичу Степанову. Если бы не огромное терпение, доброта и понимание этого человека, не был бы я выпускником. Студентам советую наслаждаться этой замечательной порой вашей жизни, впитывать в себя все, к чему тянется душа, охотиться за новыми чувствами, впечатлениями, знаниями, навыками.
Несколько вопросов ректору
Несколько вопросов ректору
Сергей Константинович, ИрГУПС вуз, рожденный БАМом почти 45 лет назад. Сегодня перед вами стоит не менее масштабная задача. Как вы видите роль университета в таком глобальном и масштабном проекте?
Ключевым в этом процессе должно быть образование, поскольку без человеческого капитала невозможно внедрить и обеспечить дальнейшее существование и развитие всех сегодняшних идей и проектов производства. Нужно применять все существующие практики, не забывая, что главная задача – это подготовка специалистов с инженерным мышлением, людей, способных использовать все достижения современного технологического процесса в профессиональной деятельности. Наша цель в том, чтобы максимально упростить, сгладить барьер между вузом и предприятием. Внедряем курсовое и дипломное проектирование, нацеленное не решение реальных производственных задач и максимально приближаем процесс обучения к практике.
Вы выстроили систему обучения, ориентированную на сочетание академических знаний и профессиональных компетенций? Это возможно?
Мы много лет работаем в этой области. В вузе сформировалась собственная образовательная экосистема, позволяющая вести обучение в рамках формирования сквозных профессиональных и надпрофессиональных компетенций, а также гибких навыков будущих специалистов.

Четыре года назад в вузе была создана Малая транспортная академия, которая, с одной стороны, учитывала двадцатилетний опыт работы университета и отрасли по предвузовской подготовке, с другой стороны – требовала внедрения принципиально новых подходов. Кроме того, на базе Детской железной дороги ВСЖД – ассоциативного партнера Малой транспортной академии – был открыт первый в регионе Кванториум, что позволило его учащимся уже в 2019 году стать победителями регионального чемпионата
«Молодые профессионалы» Worldskills Russia* Иркутской области.

Малая транспортная академия и детский технопарк – начало формирования индивидуальных образовательных траекторий для будущих железнодорожников, логичным продолжением которых является университет.

Кроме того, вуз обеспечивает преемственность образовательных программ и формирование сквозных профессиональных компетенций во всех уровнях образования – от рабочих профессий до аспирантуры.

Но ведь студенчество это не только учеба.
Вы правы. Благодаря сотрудничеству с 20 зарубежными вузами и международными организациями наши студенты активно путешествуют в рамках образовательного процесса — новые страны, новые знания, новый взгляд на сам процесс обучения. Ребят по-хорошему меняют эти поездки, они становятся более требовательными к обучению, активно участвуют в стартапах, научных конференциях.

Конечно, мы уделяем большое внимание молодежной политике. В вузе активно развивается студенческое самоуправление. ИрГУПС — первый вуз среди отраслевых университетов, который активно занимается такой формой патриотического воспитания, как историческая реконструкция, причем воссоздают ребята события, связанные с железной дорогой. Бойцы стройотрядов активно участвуют во всероссийских, областных, городских и университетских патриотических и социально ориентированных акциях и мероприятиях.
Сергей Константинович, ИрГУПС вуз, рожденный БАМом почти 45 лет назад. Сегодня перед вами стоит не менее масштабная задача. Как вы видите роль университета в таком глобальном и масштабном проекте?
Ключевым в этом процессе должно быть образование, поскольку без человеческого капитала невозможно внедрить и обеспечить дальнейшее существование и развитие всех сегодняшних идей и проектов производства. Нужно применять все существующие практики, не забывая, что главная задача – это подготовка специалистов с инженерным мышлением, людей, способных использовать все достижения современного технологического процесса в профессиональной деятельности. Наша цель в том, чтобы максимально упростить, сгладить барьер между вузом и предприятием. Внедряем курсовое и дипломное проектирование, нацеленное не решение реальных производственных задач и максимально приближаем процесс обучения к практике.
Вы выстроили систему обучения, ориентированную на сочетание академических знаний и профессиональных компетенций? Это возможно?
Мы много лет работаем в этой области. В вузе сформировалась собственная образовательная экосистема, позволяющая вести обучение в рамках формирования сквозных профессиональных и надпрофессиональных компетенций, а также гибких навыков будущих специалистов.

Четыре года назад в вузе была создана Малая транспортная академия, которая, с одной стороны, учитывала двадцатилетний опыт работы университета и отрасли по предвузовской подготовке, с другой стороны — требовала внедрения принципиально новых подходов. Кроме того, на базе Детской железной дороги ВСЖД – ассоциативного партнера Малой транспортной академии – был открыт первый в регионе Кванториум, что позволило его учащимся уже в 2019 году стать победителями регионального чемпионата
«Молодые профессионалы» Worldskills Russia* Иркутской области.

Малая транспортная академия и детский технопарк – начало формирования индивидуальных образовательных траекторий для будущих железнодорожников, логичным продолжением которых является университет.

Кроме того, вуз обеспечивает преемственность образовательных программ и формирование сквозных профессиональных компетенций во всех уровнях образования – от рабочих профессий до аспирантуры.
Но ведь студенчество это не только учеба.
Вы правы. Благодаря сотрудничеству с 20 зарубежными вузами и международными организациями наши студенты активно путешествуют в рамках образовательного процесса — новые страны, новые знания, новый взгляд на сам процесс обучения. Ребят по-хорошему меняют эти поездки, они становятся более требовательными к обучению, активно участвуют в стартапах, научных конференциях.

Конечно, мы уделяем большое внимание молодежной политике. В вузе активно развивается студенческое самоуправление. ИрГУПС — первый вуз среди отраслевых университетов, который активно занимается такой формой патриотического воспитания, как историческая реконструкция, причем воссоздают ребята события, связанные с железной дорогой. Бойцы стройотрядов активно участвуют во всероссийских, областных, городских и университетских патриотических и социально ориентированных акциях и мероприятиях.
* Мировые навыки Россия
  • Игорь 10 августа 2020 в 11:17 +3

    ИрГУПС немного сдал свои позиции. Политех сегодня более востребован.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля