20 апреля 1994 года состоялась первая сессия Законодательного собрания Иркутской области. С того дня берет начало история иркутского парламентаризма в его сегодняшнем, привычном понимании.

Прошедшие 30 лет были наполнены множеством важных событий в России и Иркутской области. За эти годы до неузнаваемости изменилась страна, в которой мы живем, а вместе с ней менялась и законодательная власть. 30 лет Законодательному собранию Иркутской области – в спецпроекте IRK.ru.
»
Дорогие друзья! Поздравляю вас с 30-летием со дня образования Законодательного собрания Иркутской области!

20 апреля 1994 года состоялась первая сессия нового представительного органа власти Иркутской области. Перед депутатами стояла масштабная задача – в короткие сроки для полноценной жизни региона сформировать собственную нормативно-правовую базу, в том числе Устав Иркутской области и другие фундаментальные законы, рассчитанные на многолетнюю перспективу и стабильное будущее Приангарья.

Большое спасибо всем созывам депутатского корпуса за их активную, смелую позицию по созданию и совершенствованию регионального законодательства. Сегодня, продолжая лучшие парламентские традиции, депутаты четвертого созыва работают в интересах жителей Приангарья. Нам важно быть сплоченными, ответственно нести свою службу и оправдать доверие сибиряков.
Александр Ведерников
Председатель Законодательного собрания Иркутской области
Законодательному собранию Иркутской области – 30 лет
C момента образования Иркутского воеводства до первого созыва Законодательного собрания Иркутской области
История Иркутской области берет начало в 1682 году с момента образования Иркутского воеводства, а в 1708 году Петр Первый ввел в России губернское правление. Самой большой из восьми губерний стала Сибирская, которую впоследствии указом Сената разделили на три провинции. В 1724 году была выделена Иркутская провинция, а в 1764 году она стала губернией.
Законодательный акт «Учреждения об управлении губерний», утвержденный Екатериной Второй, закрепил за органами власти ряд полномочий. Сибирский генерал-губернатор Михаил Сперанский был первым законодателем Сибири. Важнейшим законодательным актом того времени стало "Учреждение для управления сибирских губерний". Сибирь разделили на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское губернаторства.

Изданный Сперанским в 1822 году «Устав об управлении инородцев» является уникальным памятником законодательной деятельности. Он стал самым полным законодательным актом империи по отношению к народам Сибири и действовал до начала 20-го века. Крупные социальные и управленческие реформы в России провел вступивший на царский престол в 1855 году Александр Второй: с того времени началось становление представительных органов власти в российских губерниях.

В 1864 году в масштабах губернии началось создание выборных органов. Первым выборным органом власти в Иркутской губернии в 1872 году стала Иркутская городская Дума. 1 марта 1917 года в Иркутске создан комитет общественных организаций. В октябре того же года в Иркутске прошел первый Всесибирский съезд Советов. В конце января 1920 года в регионе сформировался Совет рабочих и солдатских депутатов. Ровно через год состоялся первый съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иркутской губернии.
Здание городской думы, где
25 марта 1895 г. состоялось первое заседание
Ленина, 14
26 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР была образована Иркутская область
Структура органов советской власти не менялась вплоть до 1993 года, изменилось лишь название в 1977 году: "Советы депутатов трудящихся" на "Советы народных депутатов". В 1990 году впервые на альтернативной основе был избран Областной совет народных депутатов в количестве 240 человек. В октябре 1993 года указом президента РФ областной Совет был распущен.
Избрано 45 депутатов
27 марта 1994 года состоялись выборы Законодательного собрания Иркутской области первого созыва
Спикеры созывов Заксобрания
Иркутской области с 1994 по 2024 г.
1994-1996
Первый созыв: основы государственного строительства и принцип разделения властей
Девяностые многие из старших поколений жителей Иркутской области вспоминают с содроганием. Кто-то называет эти годы временем возможностей, но для большинства населения они стали по-настоящему тяжелыми. В бюджетных учреждениях и на многих предприятиях месяцами не выплачивали зарплату, в ходу были талоны на продукты и пресловутый бартер – когда вместо денег работники получали мешок сахара или ящик водки. Приметами времени стали наркомания и бандитизм. Иркутскую область лихорадило вместе со всей страной. На этом фоне в регионе формировалось начало законотворческой деятельности.


Первый созыв Заксобрания возглавил Иван Зигмундович Зелент, бывший депутат Иркутского областного совета и глава Контрольной палаты областной администрации. На пост спикера парламента его выдвинул губернатор Юрий Абрамович Ножиков.

Важнейшей задачей первого созыва стала разработка Устава Иркутской области. Документ провозгласил принцип разделения властей, обозначил полномочия ветвей власти и закрепил основы государственного строительства. Депутаты разработали и приняли ряд фундаментальных законов, завершив тем самым формирование органов государственной власти Иркутской области: законы об организации и деятельности областной администрации Иркутской области, Заксобрания, закон о контрольно-счетной палате. Устав Иркутской области приняли 19 января 1995 года после референдума.

Еще одним важным документом стал закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Иркутской области». При работе с бюджетом областные власти руководствовались им семь лет.
  • Виктор Игнатенко
    Председатель совета народных депутатов 1991-1994
    – Необходимо было внедрять принцип разделения властей, потому что организация советской власти это направление игнорировала. Для того, чтобы это был реально работающий государственный орган и реально работал принцип разделения властей – никто не лез в дела других – конечно, надо было провести реформу государственной власти. Как раз была принята Конституция в 1993 году, которая действует сейчас, и время показало, что наши наработки были правильными.

    Тогда в Иркутске не было специалистов в энергетическом праве, природоохранном праве, по лесному законодательству и другим. А жизнь заставляла регулировать эти отношения. Внедрили так называемое нулевое чтение законов: когда до внесения в Заксобрание все заинтересованные стороны собирались, были дискуссии, споры. И если законопроект устоял при нулевом обсуждении, тогда губернатор выносил его на Законодательное собрание. Парламентаризм начинался в очень непростых условиях. И за эти годы, благодаря Законодательному собранию, была выстроена система областного законодательства
1996-2000
Второй созыв: социальные законы и экология
Заксобрание второго созыва по-прежнему возглавлял Иван Зелент. Ситуация в стране все еще оставалась сложной, от депутатов требовались решения, направленные на поддержку населения. Парламентарии разработали и приняли ряд социальных законов, в числе которых – о прожиточном минимуме и социальной площади жилья. Власти стали уделять больше внимания экологии и природоохранным вопросам, проблемам сельского хозяйства. Принят закон «О государственном регулировании агропромышленного производства в Иркутской области».

Продолжалась работа над базовыми областными законами: во втором созыве приняты законы «О губернаторе» и «О местном самоуправлении в Иркутской области», ряд других документов, позволивших создать правовой фундамент для организации органов власти в муниципалитетах. Также была создана региональная база для организации работы музеев, архивов и библиотек. Разрабатывался закон о профилактике наркомании.
К концу созыва в Иркутской области насчитывалось более 200 законов. Каждый из них прорабатывали с нуля, строя новую жизнь в новой стране: дискутировали, обсуждали, проводили рабочие группы, депутатские слушания, круглые столы, выстраивали взаимодействие с научным сообществом, специалистами в разных сферах.
2000-2004
Третий созыв: формирование правовой базы и авторские законопроекты
В июне 2000 года состоялись выборы депутатов Заксобрания третьего созыва, однако с первой попытки сформировать парламент не удалось: из-за низкой явки избирателей не был избран необходимый по закону кворум – 30 депутатов. Спустя два месяца, в сентябре, прошли довыборы.

С шестой попытки был избран председатель третьего созыва, им стал Виктор Митрофанович Боровский. В 2002 году путем тайного голосования парламентарии избрали спикером Сергея Ивановича Шишкина, в 2004-м – Геннадия Васильевича Истомина.
Одной из главных задач созыва стала реформа местного самоуправления. На областном уровне разрабатывали законы, которые в дальнейшем обеспечили нормальную работу власти на местах. Продолжилась работа над строительством региональной законодательной базы: приведен в систему бюджетный процесс, разрабатывались законы об использовании природных ресурсов, приняты законы, устанавливающие порядок управления разными видами собственности. Поддержку начали получать предприятия малого бизнеса и местные производители. Был принят блок законов, позволивших упорядочить земельные отношения, в том числе закон «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».

Депутаты разработали и приняли блок государственных социальных программ, направленных на поддержку детей-сирот, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, малообеспеченных жителей Иркутской области.

Также в этот период была заложена правовая база для формирования следующего созыва Заксобрания. В соответствии с федеральным законодательством, региональные органы законодательной власти предстояло избирать по смешанной системе: 50% – по одномандатным округам, еще 50% – по партийным спискам. Депутаты внесли поправки в Устав Иркутской области и действующие областные законы.

Десятилетний юбилей Заксобрания депутаты встречали с объемным законодательным портфелем – в него входило более 600 региональных законов. Она затрагивали абсолютно все сферы жизни Иркутской области.
Геннадий Истомин и Виктор Боровский
  • Сергей Шишкин
    Председатель Законодательного собрания Иркутской области в 2002-2003 годах
    – Правовая система не терпит суеты, и поэтому надо заниматься ею комплексно. Субъекты федерации, получив новые полномочия, в том числе и по освоению правового пространства, искали свою повестку дня. Методичек не было, и мы это предметоведение нащупывали. Благо, что я, как конституционалист имел возможность апеллировать 71, 72, 73 статьями Конституции. И это позволяло нам ориентироваться в правовом пространстве. Внедряли практику авторских законопроектов – мне казалось, что это дисциплинирует депутатов, людей, которые идут на выборы, предлагая какие-то варианты решения вопросов. Каждый из депутатов внес частичку своей души и ума в общее дело. Нашим общим делом было создать комфортные правовые политические границы.
2004-2008
Четвертый созыв: новый регион и первые нацпроекты
В 2004 году впервые Законодательное собрание Иркутской области избрали по смешанной системе: по одномандатным округам и партийным спискам, 50/50. В состав парламента вошли представители шести политических партий, были сформированы фракции «Единой России», Аграрной партии России и «Родины», действовала депутатская группа «Региональное развитие». Председателем стал Виктор Кузьмич Круглов.

Важным событием в этот период стало объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Референдум прошел в апреле 2006 года. Формально на карте России появился новый субъект. Началась работа над новым Уставом Иркутской области и законодательной базой обоих субъектов. В 2007 году семь сессий ЗС прошли с участием депутатов округа.
Также депутаты вместе с жителями региона выступили против строительства вблизи Байкала нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Во времена третьего созыва Заксобрание укрепило сотрудничество с общественностью, заключив соглашения с региональными ветеранскими, женскими движениями, с обществом инвалидов. В 2005 году начал работу Общественный совет при Законодательном собрании Иркутской области.

Россия преодолела кризисные девяностые, ситуация позволяла делать шаги в сторону стратегического развития регионов. С 2006 года началась реализация четырех первых национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».

В этом созыве депутаты внедрили практику кустовых семинаров для депутатов местных дум в районах Иркутской области, взаимодействуя с коллегами, помогая разобраться в тонкостях законодательства, формируя новый подход к системе местного самоуправления. Началось проведение съездов депутатов всех уровней. За четыре года депутаты Заксобрания в окончательном виде приняли 550 законов.
  • Виктор Круглов
    Председатель Законодательного собрания Иркутской области в 2004-2008 годах
    – В тот момент мы действительно слились с депутатами Усть-Ордынского округа, были едины в этом порыве, решая важную государственную задачу. Именно в наш период, в наш созыв было впервые внедрена такая система, как съезды депутатов всех уровней. Это важно было для того, чтобы сформировать команду, чтобы все работали в одном ритме: и депутаты муниципалитетов, и наши представители в Совете Федерации и Государственной Думе. И нам это удалось. Съезды всегда были запоминающимся событием, потому что там депутаты могли высказываться, там рождались идеи. И сегодняшним депутатам Законодательного собрания мне хотелось бы пожелать в первую очередь единства.
В октябре 2008 года состоялись выборы депутатов Законодательного собрания первого созыва: первого потому, что парламент начал новый отсчет после объединения с Усть-Ордынским Бурятским округом
2008-2013
Первый созыв (5-й состав):
принятие Устава и «Народные инициативы»
Впервые в истории Заксобрания его возглавила женщина – Людмила Михайловна Берлина. В первые месяцы работы зарегистрировано четыре депутатских фракции: «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ.

15 апреля принят новый Устав Иркутской области. Документ предусмотрел новую форму исполнительной власти региона: администрация Иркутской области стала правительством, управления и агентства – министерствами. В новом Уставе закрепили особый статус Усть-Ордынского Бурятского округа в составе объединенного региона. В 2010 году был принят соответствующий закон.
Депутаты первого созыва разработали программу «Народные инициативы» – инструмент, позволяющий жителям самостоятельно определять, куда направить деньги. Благодаря этому удалось решить многие проблемы в территориях. Бюджетные средства распределялись пропорционально количеству населения. Муниципалитеты по согласованию с жителями устанавливали детские и спортивные площадки, закупали технику и оборудование, ремонтировали учреждения социальной направленности. Эта программа успешно действует до сих пор.

2011 год был объявлен в Иркутской области годом парламентского контроля. За время работы созыва принято 523 закона.
  • Людмила Берлина (из интервью 2013 года)
    Председатель Законодательного собрания Иркутской области в 2008-2013 годах
    – Иркутская область – особый регион с богатой историей и, без сомнения, большим будущим. Работа на благо каждого жителя Приангарья, на благо Иркутской области была и останется ответственной миссией для любого гражданина, избранного депутатом Законодательного собрания Иркутской области. Уверена, что депутаты первого созыва эту миссию выполнили достойно.
2013-2018
Второй созыв (6-й состав):
наказы избирателей и парламентский контроль
Новый состав Заксобрания избрали в сентябре 2013 года. Во втором созыве было четыре фракции: «Единая Россия», ЛДПР, «Гражданская платформа» и КПРФ. Председателем депутаты избрали Людмилу Михайловну Берлину. В апреле 2015 года она сложила полномочия. Спикером стал Сергей Фатеевич Брилка.

Парламентарии сформировали сводный перечень наказов избирателей, исполнение поручений от жителей стало приоритетом в работе Заксобрания. Общий объем средств, направленный на эти цели, составил почти 14 миллиардов рублей. В муниципалитетах Иркутской области начали активно ремонтировать и строить школы и детские сады, строить дороги и мосты, решать другие проблемы. За пять лет построено и отремонтировано 199 социальных объектов. Начала действовать программа «Формирование комфортной городской среды».
Депутаты разработали и приняли ряд законов в сфере социальной политики, образования, бюджетного и налогового законодательства. Также был усилен парламентский контроль. Депутаты стали чаще посещать муниципалитеты, встречаться с жителями, проводить совместные мероприятия с депутатами местных дум, мэрами городов и районов, главами. Начала работать парламентская школа для депутатов, избранных впервые. Активно вел свою деятельность Совет Законодательного собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
  • Сергей Брилка
    председатель Законодательного собрания в 2015-2018 годах
    – Депутаты Законодательного собрания придумали программу «Народные инициативы». Людмила Михайловна это запустила, мы продолжили развивать. В первый год на программу заложили 500 миллионов рублей, на второй год – 800 миллионов, на третий – миллиард рублей. И еще незыблемо мы поставили миллиард на здравоохранение и миллиард на образование.

    Парламентский контроль – это понятие появилось в нашем созыве. Мы садились в автобусы, ехали в районы и прямо на месте от людей все слушали. И когда приходило время принимать решение, то все депутаты, независимо от партийной принадлежности, уже были погружены в проблему, они видели, что она не придумана кем-то, а действительно существует. Решения принимались легко, быстро и с полным пониманием. Кроме того, мы организовали электронный парламент, одни из первых начали вести трансляции сессий Заксобрания. Сегодняшним депутатам хочу сказать: самое главное – это люди. Люди, которые делегировали вас в Законодательное собрание, люди, которые на вас надеются и ждут от вас свершений.
2018-2023
Третий созыв (7-й состав):
наводнение, пандемия, СВО
В сентябре 2018 жители Иркутской области избрали депутатов Заксобрания третьего созыва. Впервые в ЗС не было преобладания какой-то одной политической силы. Парламент возглавил Сергей Михайлович Сокол, в 2020 году он сложил полномочия. Председателем стал Александр Викторович Ведерников.

Эту пятилетку вряд ли кто-то сможет назвать спокойной. Сами депутаты характеризовали этот период как время быстрых решений. Первым испытанием стало масштабное наводнение. Тулун, Нижнеудинск, Тайшетский, Чунский районы – тысячи человек пострадали от обезумевшей стихии. Каждому из них нужна была помощь со стороны властей. Депутаты Заксобрания внесли изменения в бюджет на 26 миллиардов рублей для помощи пострадавшим. Многие парламентарии выезжали в затопленные районы, встречались с жителями, организовывали сбор гуманитарной помощи.
В 2020 году мы узнали, что такое коронавирусная инфекция, масочный режим, самоизоляция и красная зона. Помощь потребовалась жителям, врачам, малому и среднему бизнесу. Это время требовало максимальной концентрации внимания от органов власти, в том числе и законодательной. Депутаты приняли ряд законов, направленных на поддержку населения и бизнеса.

Еще одним вызовом стало начало специальной военной операции. Десятки мер разработали и приняли депутаты Заксобрания для поддержки военнослужащих и их семей.

Несмотря на трудности, власти не забывали о развитии экономики. Депутаты приняли Стратегию социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года – важный программный документ, который позволяет выстроить четкую систему роста. Приняты несколько сопутствующих законов, направленных на поддержку бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Продолжилась работа в направлении социальной политики. Приняты программы «Школьный стадион» и «Школьный учебник», разработана программа «Школьный музей». Как и в предыдущие годы, активно ремонтировались и строились социальные объекты. Принят закон об инициативном бюджетировании.
Всего за пять лет принято 734 закона.
  • Сергей Сокол
    председатель Законодательного собрания в 2018-2020 годах
    – В Иркутской области очень сильный и квалифицированный депутатский корпус. Парламентаризм в регионе имеет очень серьезные демократические традиции, и конкуренция очень мотивирует к тому, чтобы идти вперед. Иркутские парламентарии – люди системные. И когда они хотят чего-то добиться, то работают на результат. Не для хайпа, а чтобы решить вопрос. Поэтому многое получается. Все созывы профессионально справлялись со своими обязанностями, каждый выполнял свою особую миссию, но нас всех объединяло одно – умение работать с полной отдачей.
2023-2028
Четвертый созыв (8-й состав)
Четвертый созыв Заксобрания избрали осенью 2023 года. Парламент возглавил Александр Ведерников. Зарегистрировано пять фракций политических партий: «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия – за правду», КПРФ и «Новые люди»
  • Александр Ведерников
    Председатель Законодательного собрания Иркутской области
    – И правительство региона, и губернатор, и Законодательно собрание больше должны заниматься инвестиционным, инфраструктурным и промышленным развитием Иркутской области. Вплоть до того, что все перспективные проекты должны быть поименно закреплены за депутатами, как минимум за освобожденными. Я не оговариваюсь. Да, у каждого освобожденного депутата есть свое направление работы, свой профильный комитет, но сегодня стоит задача развития новых инвестиционных проектов, которые дадут новые рабочие места, будущие зарплаты нашим жителям, создадут привлекательность и задержат здесь нашу молодежь, которая будет работать на современных больших промышленных предприятиях. Это направление работы – оно сейчас самое актуальное. Должна быть персональная ответственность и исполнительной власти просто поименная за каждым инвестиционным проектом, и персональная ответственность депутатов. Сегодня, мне кажется, крен в работе законодательного органа необходимо осмыслить и вовлекать депутатов ЗС в эту работу. Нынешнему составу Законодательного собрания я желаю энергии, чтобы решительно, с чистыми помыслами, от всего сердца отстаивать интересы жителей Приангарья.
  • Кузьма Алдаров
    Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области
    Фракция «Единая Россия».
    – Обеспечение продовольственной безопасности – первоочередная задача всех уровней власти. Своевременные решения сработали. Сегодня агропромышленный сектор РФ – один из передовых в мире. В Иркутской области сельское хозяйство также развивается неплохо. Мы сумели добиться увеличения расходов областного бюджета до трех миллиардов именно на это направление. Мы гордимся тем, что первыми инициировали системный капитальный ремонт школ. В 2021 году на съезде «Единой России» о необходимости ремонта всех школ заявил Владимир Путин. Мы, в свою очередь, решили, что раз школы поддержит федерация, областные ресурсы направить на ремонт детских садов. Мы подняли тему поддержки профтехобразования три-четыре года назад. Сейчас эта тема активизировалась на федеральном уровне, уделяется внимание престижу рабочих профессий. Так что «коллективный разум» нашего Законодательного собрания нередко работает на опережение.
  • Наталья Дикусарова
    Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области.
    Фракция «Единая Россия».
    – Депутат – представитель народа, он доносит до коллег позицию людей в территориях. В Законодательном собрании мы выстроили эту систему, механизмы, которыми доносим и отстаиваем точку зрения жителей своих округов. Это показатель профессионализма собрания – у нас много депутатов со стажем, которые знают и теоретические основы парламентской деятельности, и практические нюансы. Этот опыт дает основание при поступлении тех или иных предложений дать им оценку, сказать со всей ответственностью: «Так уже было и не принесло результата по таким-то причинам». Или наоборот: надо делать, надо пробовать. Важная задача депутата – законотворчество. Хотя есть и другие направления деятельности, которые требуют сил, времени, где есть результаты, но разработка и принятие законов – на первом месте.
  • Николай Труфанов
    Депутат Заксобрания четырех созывов (2008–2013, 2013– 2018, 2018–2023, 2023–2028).
    Фракция «Единая Россия».
    – Тот, кто идет в политику, прежде всего должен понимать, – зачем. Общаясь с населением, находясь в территориях, я четко вижу, что без личного участия ничего не получится. Мне это нравится, я живу и работаю в интересах своих земляков-северян и буду это продолжать.
  • Лариса Егорова
    Депутат Заксобрания двух созывов (2018–2023, 2023–2028).
    Фракция «Справедливая Россия — за правду».
    – Наше Законодательное собрание всегда было неоднородным, интересным. На его площадке всегда присутствовали разные мнения, обсуждения, иной раз очень жаркие споры, которые почти всегда приводили к логическому результату – принятию нужных для региона законов. Это имеет значение и для жителей области. Когда человек видит, что на политической площадке возможны споры, то очевидно – демократия на площадке Законодательного собрания есть.
  • Тимур Сагдеев
    Депутат Законодательного собрания четырех созывов (2008–2013, 2013– 2018, 2018–2023, 2023–2028).
    Фракция «Единая Россия».
    – Когда в Нижнеудинске подолгу стоял в пробке на железнодорожном переезде, задавался вопросом: неужели ничего нельзя сделать, чтобы город не страдал? Машины экстренных служб также оказывались блокированы перед переездом, через который в день проходит около 100 составов, объездной дороги не было. Бессмысленно просто возмущаться, нужно менять ситуацию. Тогда я и пошел на выборы в Законодательное собрание региона. Уже в первом моем созыве удалось «снять» вопрос, который висел в воздухе 30 лет. В 2013 году путепровод сдали в эксплуатацию.
  • Павел Сумароков
    Депутат Заксобрания четырех созывов (2008–2013, 2013– 2018, 2018–2023, 2023–2028).
    Фракция «КПРФ».
    – В своей депутатской деятельности стараюсь руководствоваться такими принципами, как открытость и доступность, а также придерживаюсь «золотого правила» справедливого распределения бюджетных средств. Убежден, что достойная жизнь должна быть там, где живешь сам, живут твои дети и родители.
  • Артем Лобков
    Депутат Законодательного собрания трех созывов (2013–2018, 2018–2023, 2023–2028).
    Фракция «Единая Россия».
    – Депутат – это голос народа, он несет большую ответственность по служению обществу и государству и должен глубоко понимать нужды и проблемы людей, чтобы эффективно представлять их интересы в органах власти. Депутат должен быть связующим звеном между обществом и государством, выступая проводником реальных потребностей граждан. Важнейшая задача Заксобрания – разработка и принятие законов, которые будут способствовать улучшению жизни людей, развитию экономики, социальной сферы, инфраструктуры. Немаловажна роль депутата в контроле за исполнением законов и решений органов власти. Он должен быть объективным наблюдателем, способным выявлять недостатки и злоупотребления, чтобы своевременно реагировать и принимать меры.