Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Директор кинофонда о Гайдае, Трампе и цензуре

около 6 минут на чтение
Ольга Аксаментова
Ольга Аксаментова

Гостьей эфира Анны Сурковой и Михаила Подворного на радиостанции «Радио» стала директор областного кинофонда Ольга Аксаментова. Повод для беседы оказался отличным — юбилей режиссера Леонида Гайдая. Поговорили о съемках, связи с Иркутском и цензуре.

Празднования 95-летия стартовали у памятника Леониду Иовичу и его знаменитой троице — участники флешмоба провели «статичный» хоровод. Прошло очень много выездных экскурсий по заказам иркутян — выезжали в школы, учреждения и просто на работу к горожанам. Прошли показы в Доме кино и кинотеатре Художественном, а также городской турнир.

Ольга приводит цитаты из книги Владимира Березина «Леонид Гайдай: иркутские страницы». Она вышла пять лет назад ограниченным тиражом и разошлась по учреждениям культуры.

Гайдай, Колчак и Трамп

Наверняка многие иркутяне не знают, как связаны Леонид Иович Гайдай и Александр Колчак. Оказывается, Анна Тимерева, гражданская жена Колчака, снималась в массовке фильма «Бриллиантовая рука».

А на сайте издания «Глагол» опубликовали информацию о том, что в титрах после фильма «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон бич опять идут дожди» Леонид Иович благодарит Дональда Трампа за предоставленную возможность для съемок в казино. Я проверила информацию, это действительно так. Суперинтересный факт.

Про цензуру

Фильм «Кавказская пленница» был отложен в Госфильмофонде как нерекомендуемый к прокату. Леонид Брежнев посмотрел его, когда находился в отпуске, и после этого картину выпустили в прокат.

Цензура запретила одну сцену в начале фильма, ее отсняли, но в итоге вырезали. Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит букву «Х», затем появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».

Песня про медведей тоже оказалась «неправильной». В оригинале текста медведи чесали спины, но редколлегия придралась: «У них что, блохи?». Неэстетично, поэтому медведи перестали чесаться и начали тереться.

Это, кстати, мой любимый фильм. Есть в нем из детства романтизм, любовь, потрясающая Наталья Варлей с ее ресницами. Мне кажется, все хотели такую прическу и такие ресницы. Песни уникально были подобраны для фильма. Очень завораживали аудиторию.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» было несколько очень интересных фраз, которые могли бы стать крылатыми, но нам известны немного иначе. Например, на вопрос Бунши во время банкета: «За чей счет банкет, кто оплачивает?» первоначальный ответ был: «Народ, батюшка, народ». Для худсовета это был намек на советскую власть, поэтому в итоге ответ был таким: «Во всяком случае, не мы».

Если бы не цензура, то Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше. 177 метров материала было вырезано. Например, в сцене допроса Ивана Грозного милицией с местом жительства возникла проблема. Когда милиционер спрашивает: «Где живете, адрес, адрес мне скажите?», изначально царь должен был ответить: «Москва, Кремль». Но это опять не понравилось цензорам, они считали Кремль святым местом, над которым смеяться нельзя, поэтому в конечном варианте герой живет в царских палатах.

Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре во время банкета. Когда играет грустная славянская музыка, Бунша говорит: «Что за репертуар у вас?». Предполагалось дополнить фразу: «Соберите завтра творческую интеллигенцию, я вами займусь». Но слова вырезали.

Когда Леонид Иович снимал картины, он заставлял съемочную группу придумывать какие-то шутки. Есть такие сведения, что раздал больше 30 бутылок шампанского за каждую удачную.

Про Гайдая и Иркутск

Анна Суркова
Анна Суркова
Михаил Подворный
Михаил Подворный

С корометражки «Пес Барбос и необычный кросс» начался успех Леонида Иовича. Он почерпнул сюжет в фельетоне, который был на обратной стороне газеты. Оттуда пошла эта троица, которая кочевала у него по разным фильмам и предопределила успех картин. Она очень-очень полюбилась зрителям, и все стали ждать, что же будет с этими тремя неразлучными друзьями.

Родственники Гайдая вспоминали, что он любил смотреть на мощную сильную Ангару, которую прекрасно видно из Глазково. Это наполняло его энергией.

Постоянный кинообозреватель IRK.ru Евгений Новицкий составил краткий обзор главных полнометражных фильмов Леонида Иовича. Также вы можете пройти тест «Все ли вы знаете о Гайдае и его фильмах», подготовленный редакцией.

Венера Ивашкова, IRK.ru

URL: http://www.irk.ru/news/vote/article/70239/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход