Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ипотека есть — квартиры нет: история одной семьи

Историями про обманутых покупателей уже давно никого не удивишь: купили квартиру, взяли ипотеку, вложили материнский капитал, зарегистрировали право собственности. А через год выяснилось, что жилье в муниципальной собственности. В такой ситуации оказалась и семья Деревянчук: квартира, которую они приобрели в 2014 году, была приватизирована незаконно, и теперь по решению суда ее нужно вернуть.

Покупка

История началась в 2014 году. Супруги Ирина и Василий Деревянчук, проживающие в бывшем общежитии РЖД, с появлением второго ребенка решили улучшить свои жилищные условия. И к их большой радости оказалось, что продается квартира, расположенная через стенку.

— Мы так обрадовались, что эта квартира смежная с нашей. Ведь не придется переезжать. Да и цена была для нас приемлемая. Мы узнали, что стенку можно сломать и объединить две квартиры, — объясняют наши собеседники.

Дом на улице Образцова, 35
Дом на улице Образцова, 35

Ирина рассказала, что в 2003 году они, как работники РЖД, получили от предприятия комнату в общежитии на улице Образцова, 35. В 2013 году они ее приватизировали и из прихожей сделали кухню, а из кухни детскую. И вот через 10 лет созрели до покупки квартиры большей площади. «Нам, как тогда казалось, повезло: переезжать не надо, да и район знаком», — вспоминает она.

Василий и Ирина обратились к риелтору, так как опыта покупки недвижимости прежде не было. Она вела диалог с продавцом и помогала оформлять документы. Квартиру, как положено, проверили в паспортном столе, заказали выписку из Росреестра, чтобы убедиться, что на ней нет никаких обременений. Правда, стало известно, что есть коммунальный долг, но в УК их заверили, что задолженность останется на прежнем владельце.

Ирина была беременна третьим ребенком, когда выяснилось, что квартира приобретена семьей незаконно. Квадратные метры прежний владелец приватизировал по поддельному решению суда, и теперь их надо вернуть городу. Таких семей, как потом оказалось, в доме пять.

— Квартира на тот момент стоила 1,6 миллиона рублей. Всей суммы у нас не было, и мы взяли ипотеку, — говорит Василий. — Служба безопасности проверила чистоту квартиры. Если бы у них появились сомнения в юридической законности жилья, в кредитовании нам бы отказали — по крайней мере, так мы думали тогда. Потом получили материнский капитал за второго ребенка и направили его на погашение части ипотеки.

С ремонтом в новой квартире супруги не торопились. Думали подкопить денег и уже сделать капитальный, объединив две квартиры. Когда им через год позвонил секретарь из суда, успели только заменить сантехнику, поменять электроразводку, установили душевую кабину. Стенку так и не сломали.

Ирина Деревянчук с детьми. Старшему сыну — 18 лет, среднему — 4,5 года, младшей дочке — один год
Ирина Деревянчук с детьми. Старшему сыну — 18 лет, среднему — 4,5 года, младшей дочке — один год

— По телефону нам сообщили, что по нашей квартире будет уже второе заседание, — вспоминает Ирина, — и спросили, почему мы не явились на первое. А мы никаких уведомлений не получали, по почте ничего не приходило. В суде нам пояснили, что на нас подала гражданский иск администрация города по статье 302 Гражданского кодекса о том, что ее имущество выбыло из ее владения помимо ее воли.

Суд идет

Оказалось, что в свое время ОАО «РЖД» передало общежитие в муниципальную собственность по договору дарения. По неизвестным причинам, как рассказывают супруги, город не принял его на баланс. Боле того, ключи от помещений хранились в УК. «Этим и воспользовались мошенники», — считает Ирина.

Все пять квартир были приватизированы одним лицом. Впоследствии не раз перепродавались. В частности, семья Деревянчук стала третьим покупателем своей квартиры.

Администрация вспомнила об этих помещениях, когда, согласно ответу суда, решила передать их детской школе искусств. На место выехали сотрудники БТИ, но так и не смогли попасть в квартиры.

Квартира семьи Деревянчук
Квартира семьи Деревянчук

Администрация города перед тем, как подать гражданский иск в суд, обратилась в полицию. Была проведена проверка, которая подтвердила, что в действиях тех, кто первоначально приобрел эти квартиры, «формально усматриваются признаки состава преступления». При дальнейшей работе выяснилось, что основанием для регистрации права собственности было решение Ленинского суда. Однако, как установили сотрудники полиции, в суде такие заявления не значатся. Тем не менее уголовное дело так и не возбудили в связи с «отсутствием состава преступления».

— На квартиру мы получили все документы: кадастровый и технический паспорта, свидетельство о регистрации права собственности. И теперь получается, что получили их незаконно. В суде на втором заседании я попросил отсрочки на две недели, так как был в шоке от происходящего. Нам пошли навстречу, и заседание перенесли. Мы наняли адвоката и подали встречный иск о признании нас добросовестными приобретателями, — рассказывает Василий.

Квартира семьи Деревянчук
Квартира семьи Деревянчук

28 сентября состоялось заседание суда. Но решение было принято не в пользу Ирины и Василия: квартиру постановили вернуть.

— Судом была отменена и ипотека. Ведь если нет квартиры, значит, нет и обременения, то есть нет залога у банка, — поясняет Василий. — Вот тогда я не на шутку занервничал: банк может в любой момент пересмотреть процентную ставку и перевести ипотеку в потребительский кредит. Но замначальника отдела по работе с должниками мне сказал: пока ты платишь, мы тебя беспокоить не будем. Банк, кстати, также подавал апелляцию на решение суда о признании сделки незаконной, но безрезультатно.

С таким решением семья никак не могла согласиться. Они обратились в апелляционный суд. Им отказали. Обратились в Конституционный суд. Опять отказ. Подали кассационную жалобу в областной суд. Отказ.

Сыновья Василия и Ирины
Сыновья Василия и Ирины

— Оказалось, что в нашей области не принято давать статус добросовестного покупателя, – рассказывают супруги. — Мы консультировались и с юристами из Общественной палаты России. Они сказали, что нам просто не повезло территориально. Если бы мы жили в другой области и нас признали добросовестными приобретателями, у нас был бы шанс выиграть это дело.

Потом было заявление и уполномоченному по правам человека. Но и там помочь не смогли. В ответе пояснили, что «в данном случае решение суда неоспоримо» и они не могут вмешаться в судебный процесс.

Добросовестный приобретатель — лицо, которое не знало о том, что сторона, передающая ему имущество, не имела права его отчуждать. При этом имущество должно быть приобретено по возмездной сделке. ГАРАНТ.РУ

— Мы обратились к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области Светлане Семеновой. Написали на ее имя, чтобы она оказала нам содействие, — рассказывают супруги.

В очередном ответе от чиновника, как под копирку, говорилось: нет «возможности вмешиваться в ход судебного разбирательства и каким-либо образом повлиять на исход дела». Однако именно благодаря содействию Светланы Семеновой, говорит Ирина, администрация пообещала не выселять их семью из квартиры, пока не будет решен вопрос о возврате денег, которые они за нее заплатили.

Квартира семьи Деревянчук
Квартира семьи Деревянчук

По совету Семеновой супруги обратились в полицию, и семье удалось добиться возбуждения уголовного дела, по которому они проходят как свидетели. Сейчас они хотят доказать, что являются потерпевшими и что их семье был нанесен материальный ущерб. Ирина и Василий утверждают, что чиновники были в курсе действий мошенников, но закрывали на это глаза:

— На квартиры были оформлены технические паспорта в БТИ, их поставили на кадастровый учет, незаконно произвели первичную регистрацию права собственности. Как такое могло быть? Только если те, кто этим занимался, имели доступ к документам, находящимся в распоряжении государства.

Квартира семьи Деревянчук
Квартира семьи Деревянчук

Василий и Ирина уверены, что должны привлечь к ответственности всех, кто дал добро на сделку и участвовал в приватизации этой квартиры. По их мнению, один из предполагаемых соучастников преступления (тот самый человек, оформивший документы на все пять квартир) — близкий родственник некогда бывшего начальника БТИ. Они также считают, что замешаны родственники бывших работников Ленинской администрации. Ведь в противном случае уже бы давно были привлечены к ответственности те, кто ставил свои подписи на поддельных документах.

Иск к продавцу

В борьбе за свои права оставалось только одно: семья подала иск в суд на продавца. И в этом случае решение было в их пользу. Суд постановил вернуть семье Деревянчук 1,6 миллиона рублей.

— Но он не вернет, — уверены супруги. — Человек официально без работы, не женат. Сейчас он собирает документы и сам планирует подавать заявление в суд на первого продавца. Нам сказали, что купил он эту квартиру за 600 тысяч рублей, поэтому даже если он вернет эти деньги, то не сможет вернуть нам всю сумму.

Ирина вспоминает, что на личном приеме вице-мэр Иван Носков не отрицал того, что работники администрации и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ненадлежащим образом приняли эти помещения. А значит, и отвечать должны все. «Если бы они реально их приняли, мошенники не могли бы этими площадями воспользоваться», — уверена Ирина. Тогда же на встрече им в очередной раз пообещали, что выселять не будут, пока они не получат все свои деньги обратно.

Квартира семьи Деревянчук
Квартира семьи Деревянчук

Но сменился вице-мэр. И вот семью опять выселяют. «Получается так: Носков пообещал, но он ушел. Пришли другие, и опять разговоры о выселении. Сейчас уже и глава администрации поменялась, зам поменялся, вот только наш долг остался прежним», — говорят Василий и Ирина. В конце прошлого года им сообщили, что 30 мая 2017 года начнется выселение. И вот они вновь забили тревогу: начали писать в администрацию, прокуратуру, обращаться в СМИ.

— Сама администрация нам настоятельно рекомендует обратиться в Росреестр с исковыми требованиями. По закону мы можем получить компенсацию в один миллион рублей. Но это возможно, если в течение года после решения суда не получим возмещение от продавца. Да и там же прописано, что такая выплата положена только добросовестному покупателю, а нас по суду таковыми не признали, — сетуют Ирина и Василий.

В квартире, которую семья Деревянчук должна вернуть городу, они прописаны. Исправно платят коммуналку. Вот только сломать стенку и обустроить свой дом, как мечтали, увы, не могут.

— Мы хотим, чтобы нам оставили квартиру, — говорит Василий. — Ситуация такая: нас 5 человек и живем в 47 «квадратах». У нас два мальчика и девочка. Еще одну ипотеку на квартиру большей площади мы не сможем взять, да и не потянем. Ведь мы платим кредит за спорную квартиру, нам его никто не отменял.

Анастасия Маркова, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Yuliya2405 29 июня 2017 в 13:40

    Жалко семью! Надеемся все разрешится в их пользу!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля