Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Хорошо там, где мы есть»

Хорошо там, где мы есть: Китай

IRK.ru продолжает серию публикаций о людях, которые переехали из Иркутска в другие города и страны. Сегодня наша землячка Мария Логвинова рассказывает о том, как ей живется вместе с мужем в Китае.

— Я родилась и выросла в поселке Новая Игирма Нижнеилимского района. После окончания школы училась в колледже в Братске, а потом поступила в педагогический институт в Иркутске по специальности «Учитель английского языка». Тогда, в студенческие годы, в общежитии я познакомилась со своим будущим мужем, гражданином Китая Ван Юнкуанем. Или по-русски — просто Сашей. Я помогала ему учить русский, так и завязались отношения. А через три года в родном для меня поселке прошла наша небольшая свадьба в семейном кругу. Еще двумя годами позже состоялась китайская свадебная церемония. Мы принимали поздравления друзей и родственников в ресторане, а до торжества прошла фотосессия со сменой многочисленных нарядов.

Муж долгое время работал на китайскую компанию, она и оформляла ему разрешение на работу. Почти сразу после нашей свадьбы компания командировала его в Забайкальский край, а когда у супруга закончился трудовой контракт, мы хотели оформить разрешение на временное проживание сами. Это достаточно длительная процедура, ответа очень долго не было, и мы уже было собрались ехать в Китай. Но когда я перевезла уже половину вещей, нам позвонили и сказали, что разрешение все же выдали. Так мы снова вернулись в Иркутск на два года.

Уже тогда прекрасно понимали, что нужно оформить вид на жительство. Этот процесс оказался очень сложным: необходимо было собрать кипу бумаг, справок и потратить немало денег. Но, несмотря на наши старания, в виде на жительство было отказано. Отказ обосновали тем, что пока наши документы рассматривали, в силу вступили изменения, касающиеся размера прожиточного минимума. Мне в тот момент было очень обидно, что государство так с нами поступило. Ведь по гостевой визе иностранцу можно находиться в России только три месяца, и на три месяца нужно выезжать, даже если он состоит в браке с гражданином РФ.

Нам ничего не оставалось, как ехать в Китай. Моя мама была очень расстроена, предлагала пожить у нее и дальше заниматься документами, но, честно сказать, ни сил, ни желания уже на все это не было. Поэтому, когда я слышу о том, что китайцы женятся на русских девушках только для того, чтобы оставаться в России, меня это забавляет. Брак совсем не гарантирует китайскому гражданину пребывание в нашей стране.

В июле 2012 года мы приехали в родной город мужа Инкоу, где ему предложили работу. Население городского округа составляет около 2,2 миллиона человек. А в самом городе проживает около 470 тысяч жителей. Здесь находятся китайский порт Баюйцюань, второй по величине в провинции Ляонин после Даляня, и крупнейшее месторождение магния, поэтому в Инкоу много заводов по изготовлению стекломагниевого листа. Это одно из направлений работы компании, где сейчас трудится мой муж.

Свекр и свекровь встретили меня очень тепло. Они родом из Маньчжурии, поэтому хорошо знакомы с русской культурой, да и в школе учили наш язык. Первое время мы жили с родителями, поэтому я часто наблюдала, как свекровь готовит, но не вмешивалась. Пыталась предлагать свою помощь — к примеру, помыть посуду — но мама мужа всегда отвечала отказом. А потом я заметила, что у китайцев принято не сразу соглашаться на помощь, они могут так долго пререкаться, пока одна из сторон не сдастся. Но я сразу сказала, что я русская и если предлагаю помощь, то это от души. Сама же свекровь пыталась помочь во всем, но мне казалось, что это ограничивает мою самостоятельность.

Когда знакомилась с новыми родственниками, поняла, что китайцы до сих пор ассоциируют Россию с СССР, для многих это одно и тоже. Как-то с подругой мы встретили таксиста, который решил нам спеть «Подмосковные вечера» — было, конечно, забавно. Эту песню в Китае до сих пор любят и поют, а мне часто заказывают в караоке.

Подготовка к Новому году
Подготовка к Новому году

Наш город отдален от границы и совсем не туристический, поэтому здесь мало иностранцев. Первое время я чувствовала себя белой вороной, да и китайцы обращали на меня внимание. Но, скорее, не с негативом, а с интересом. Но иногда их любопытство очень раздражает. Даже сейчас, спустя два года, мне все еще непривычно здесь находиться. Я понимаю, что все вокруг — не мое, не родное, часто непонятное. Так, когда я впервые увидела, что женщина идет по улице и поет, то сразу спросила у мужа: «Она пьяная?». На что супруг ответил, что у нее просто хорошее настроение. У китайцев принято просто так, без какого-либо повода, танцевать, петь или устраивать зарядку в парке.

Что еще меня поразило — так это дорожное движение. Иногда складывается ощущение, что водители не видят пешеходные переходы, и люди долго стоят в ожидании того, что их кто-то пропустит. А на светофоре водителям можно поворачивать налево, даже когда горит зеленый свет. Поэтому всегда нужно быть очень внимательным и иметь хорошую реакцию.

Если два года назад мы приехали в Китай с мыслью о том, что через некоторое время вернемся в Иркутск, то сейчас все изменилось. Мы уже купили здесь квартиру в кредит под 6% в год, но по некоторым программам можно купить жилье и под 3%. Не без помощи родственников сделали ремонт, и нашу жизнь здесь можно назвать вполне устоявшейся.

Мы любим велосипедные прогулки по городу, отдыхаем и устраиваем пикники на побережье, чтобы полюбоваться закатом. Инкоу — единственное место в Китае, где солнце «утопает» в море за горизонтом. Вечером, чтобы просто развеяться, любим пройтись по парку рядом с домом. Часто ходим по магазинам с подругой, друг к другу в гости или в рестораны. Моя подруга живет здесь уже 20 лет, а родом она из Новосибирской области. Еще одна подруга живет в Шеньяне, столице провинции Ляонин. Кстати, сами китайцы предпочитают встречаться с друзьями именно в ресторанах, а не у себя дома.

Совсем недавно ездили с мужем в Харбин на первое российско-китайское ЭКСПО.
Там я видела продукты иркутских производителей. Майонез стоил 49 юаней, а бутылочка воды — 12. По китайским меркам, это дороговато. Как мне объяснили, все эти продукты уже продали китайцам, а они сами устанавливали цены. Там же, в Харбине, на художественной выставке я не могла оторваться от картин Виталия Попова, иллюстрирующих русскую зиму. Мне здесь ее очень не хватает: местный климат отличается от иркутского. Самая низкая температура зимой редко опускается ниже -17 градусов, а летом достаточно жарко — около +30 в июле.

Пока я постоянно не работаю, учу китайский и наращиваю словарный запас, время от времени преподаю английский язык в частной школе. Сейчас также обучаю коллегу мужа русскому, что оказалось очень сложно, пришлось и самой повторять все правила. Для того, чтобы мне начать работать по специальности, необходим международный сертификат, и я готовлюсь к его получению. С годовой визой нет никаких проблем только на том основании, что я являюсь супругой гражданина КНР.

Что касается стоимости жизни, то здесь она, конечно, дешевле, чем в Иркутске. К примеру, наша квартира в новостройке (около 80 квадратных метров) стоила 310 тысяч юаней (около 1,7 миллиона рублей), ремонт обошелся еще в 56 тысяч юаней. На продукты в месяц мы тратим около 500 юаней на двоих с учетом фруктов и овощей, стоимость электричества — 0,5 юаня за киловатт, кубометр газа или воды — 2,5 юаня. Горячей воды нет, зато есть водонагреватель. К сожалению, нет многих привычных продуктов, что-то приходится заказывать через интернет, что-то — заменять европейскими аналогами. Чаще всего у нас на столе китайская кухня, обычно это овощи с мясом на сковороде или позы, сделанные свекровью (похожие на бурятские). Они готовятся на пару так же, как и китайский аналог хлеба. Но нам мама мужа делает также хлеб собственного производства!

Медицинское обслуживание платное, но не очень дорогое и вполне качественное. Однако местные больницы нельзя назвать стерильными. А в некоторых случаях отсутствует и врачебная этика. Пенсии китайцев невелики, и рассчитывать на них могут не все, хотя сейчас пенсионная политика меняется в лучшую сторону. Больших отпусков у работников тоже нет, кроме государственных праздников. Обычные китайцы стараются попасть на госслужбу, чтобы обеспечить свое будущее, поэтому здесь даже в армию попадают по «блату».

За два года жизни в Китае я поняла: неважно, какое у тебя гражданство, вера или раса. Ведь все мы люди, а значит, равны. Жителям Поднебесной, поверьте, не нужна наша земля, они очень любят свою страну, просто иногда она не может их обеспечить работой, а им нужно кормить свои семьи.

IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Елена *********** 1 августа 2014 в 09:56

    Замечательная история! Такая искренняя и душевная, и очень интересная, спасибо, что поделились! Желаю счастья улыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля