Вьетнам — привычное иркутским туристам направление для отдыха, страна манит в первую очередь курортным отдыхом. Мы с супругом не исключение, и в сентябре для двухнедельного отпуска выбрали город Нячанг. Чтобы разнообразить дни в режиме «Пляж — отель — кафе», решили самостоятельно организовать поездку в ближайший к курорту большой город — Хошимин. Таково официальное его название, но мы заметили, что сами вьетнамцы чаще всего называют его старым именем, действовавшим до 1975 года, — Сайгон.
Почему самостоятельный тур, когда любое уличное турагентство предлагает варианты одно- и двухдневных экскурсий в столицу южного Вьетнама? Во-первых, это возможность свободно распоряжаться временем и формировать собственную программу. Во-вторых, это дешевле. В среднем, цены на туры в Сайгон у агентств начинаются от 70 долларов (курс на тот момент был около 66 рублей за доллар) с человека. Забегая вперед, скажу, что в нашей однодневной поездке мы потратили такую сумму на двоих, ни в чем особенно себя не ограничивая.
Для начала в европейском квартале Нячанга мы нашли офис местной автостанции (называется Sinh Tourist, в гугл-картах — «Автобусная станция») и купили билеты на sleeping bus, то есть спальный автобус. Цена вопроса — 7,3 доллара с человека в одну сторону. План был таков: отъезд из Нячанга — в восемь вечера, 10 часов в пути, 15 часов в Сайгоне (с пяти утра до восьми вечера) и возвращение на курорт — в 5 утра.
Оставался открытым вопрос, как мы будем передвигаться между достопримечательностями в самом Сайгоне. Судя по отзывам в интернете, например, такси до одной из важных достопримечательностей — туннелей Кучи — должно было стоить около 50 долларов. Такой вариант нам не подходил.
Поинтересовались в уличных турагентствах Нячанга, сколько у них будет стоить экскурсия по Сайгону без учета стоимости дороги до города — почти те же 70 долларов за день. Этот вариант мы тоже отмели, решили действовать по обстоятельствам — и не прогадали.
Спальный автобус просто поразил: чисто, комфортно, тихо. Десять часов в пути пролетели незаметно. В пять утра пассажиров разбудил женский голос: «Сайгон! Хошимин!» Быстро выгрузились и оказались в самом центре вьетнамского мегаполиса. Светало. В это время рабочий город еще спал, а вот тусующийся — до сих пор нет. Мы прогулялись по нескольким улицам, полностью отданным во власть баров, ночных клубов и хостелов. Везде были веселые мужчины самых разных возрастов и национальностей и немного скучающие вьетнамские девушки. В начале своего путешествия по Сайгону спросонья мы даже забыли про фото.
Немного пришли в себя только после чашки кофе в круглосуточном «Макдональдсе» чуть в стороне от тусовочного квартала. Кстати, это едва ли не единственное заведение, где можно позавтракать до шести утра. В многочисленных работающих барах в это время вас угостят лишь не совсем утренними напитками.
С шести утра начинают открываться магазины, кафе, хостелы и уличные турагентства. В одно из таких мы зашли в поисках экскурсии на полдня. Выбор оказался гораздо большим, чем в подобных фирмах в Нячанге, а стоимость — очень демократичной. Взяли экскурсию на туннели Кучи с 08:00 до 15:00 за 15 долларов с человека. Оставшееся время хотелось потратить на самостоятельные прогулки по городу.
До отъезда экскурсионного автобуса было еще два часа. Открыв гугл-карты и не торопясь, отправились смотреть ближайшие достопримечательности — красивейший собор Нотр-Дам де Сайгон, напоминающий о французском колониальном прошлом страны, здание главпочтамта и Дворец независимости (Дворец воссоединения). Последний вместе с парками занимает площадь в 12 гектаров и охраняется людьми в военной форме и с автоматами. Это заново отстроенное здание, так как старое, возведенное в 1873 году, не пережило бомбардировку в 1962-м. Название дворец получил в 1975 году, когда в его стенах был подписан договор о воссоединении Северного и Южного Вьетнама.
В восемь утра вернулись к турагентству, где нас встретил гид и проводил к автобусу. Кстати, важно: экскурсии в Сайгоне в уличных фирмах можно найти только англоязычные. Если вам такой вариант не подходит, то лучше просто погулять по городу или взять тур еще в Нячанге у русскоговорящего агента. В целом здесь, по сравнению с курортом, больше местных жителей говорят на английском языке.
И вот мы на пути к тоннелям Кучи. Дорога до исторического места заняла почти полтора часа. Время пролетело незаметно из-за рассказов гида, с которым нам определенно повезло. Мужчина в возрасте попросил называть его мистер Бин и рассказал, что во времена Вьетнамской войны на стороне США принимал участие в боевых действиях и выступал переводчиком. Он поведал очень многое о военном времени и в целом об истории страны, много шутил и разыгрывал целые миниатюры.
Как нельзя кстати это пришлось во время самой экскурсии по территории музейного комплекса в деревне Кучи (ударение на второй слог), поскольку исторических фактов было очень много, и от этого, а еще от сильной жары, туристы быстро теряли концентрацию внимания. В игровой форме рассказ гида было проще воспринимать.
Туннели Кучи — это вручную прорытые подземные ходы, во время войны в них могли разместиться до 16 тысяч человек. В них вьетнамские партизаны строили казармы, штабы, склады боеприпасов. Американские войска заливали их водой, пытались выжигать, пускали в ход химическое оружие, но сеть была настолько огромной, что ни один из этих видов атаки не был эффективен. Это место является наглядным памятником мужеству и стойкости вьетнамцев, при возможности стоит его посетить.
Туристам дают возможность самим пройти по небольшому туннелю. Ну как пройти — почти проползти — в экстремальной духоте, жаре и темноте, слушая напряженное сопение сзади следующих. Настоящий аттракцион! И кстати, не для людей, которые боятся закрытых пространств. На территории музейного комплекса также можно увидеть образцы вьетнамского оружия, формы, пострелять из настоящих винтовок, автоматов, пистолетов и даже пулемета. Честно признаюсь, в радиусе ста метров от стрельбища мне было страшно даже находиться. В общем, впечатлений в этом месте можно получить предостаточно.
После такого исторического экскурса отправились обратно в современность. По возвращению в Сайгон взяли курс на самое высокое здание Юго-Восточной Азии — Landmark 81 (с англ. — «достопримечательность, ориентир»).
В Landmark 81 располагаются офисы, магазины, кинотеатр, фудкорт и даже крытый каток. Надеялись подняться на 81 этаж и увидеть весь город, как на ладони. Но по прибытию выяснилось, что смотровая площадка откроется только в 2019 году, а пока можно «вознестись» не выше пятого этажа. Но даже снизу взглянуть на такую махину — уже приключение. Кстати, добирались до небоскреба на такси, во Вьетнаме мы пользовались очень популярным у местных приложением для мобильного Grab. Цены на поездки сопоставимы с иркутскими.
Желание посетить смотровую точку никуда не пропало, и мы поехали обратно в сердце города, где были и другие высотки. Пока не начало темнеть, прошлись по центральной площади, увидели городскую ратушу и памятник Хо Ши Мину.
Недалеко от центральной площади Хо Ши Мина находится небоскреб Bitexco с рестораном на 50 этаже. Из панорамных окон заведения открывается сказочный вид на закат. Чтобы насладиться этим видом, необходимо сделать заказ (смузи, допустим, стоит 8 долларов).
Интересный момент: когда едешь на абсолютно бесшумном лифте и на табло мелькают цифры: «45, 46, 47…», закладывает уши и захватывает дух. Перехватывает дыхание и когда смотришь на предзакатный Сайгон сквозь окно высотой три метра.
Посещение смотровой точки стало отличным завершением дня, и, поужинав, мы отправились пешком к офису автостанции. Выехали в 20:00 и прибыли в Нячанг к рассвету.
Сайгон — место, где определенно стоит побывать, если вы путешествуете в южной части Вьетнама, да и вообще в Юго-Восточной Азии. Это переплетение истории и современности, ветхих домиков и новейших небоскребов, Востока и Запада. Большой плюс этого мегаполиса в том, что его центр достаточно компактен, и почти все ключевые достопримечательности можно обойти пешком за несколько часов. Однако здесь будет чем заняться и в течение нескольких дней — из Сайгона есть множество турмаршрутов.
Екатерина Ламинская, фото автора
Отличный обзор. Огромное спасибо!