Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Цифровой бог

около 7 минут на чтение 12 комментариев
Цифровой бог

С большим опозданием в иркутский прокат вышел фильм «Превосходство» — фантастическая картина про виртуального Джонни Деппа, порабощающего мир.

Доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) занимается разработкой искусственного интеллекта, который должен превзойти коллективный разум всего населения Земли в совокупности: как живого, так и уже умершего. Уилл сутками пропадает в лабораториях и лишь иногда поддается на уговоры жены Эвелин (Ребекка Холл), чтобы нехотя и как бы с досадой выступить перед потенциальными инвесторами, которые все равно ничего не поймут, но, если повезет, вложат в исследования миллион-другой.

После очередного такого выступления происходит дерзкое покушение на жизнь ученого. Активист радикально настроенной группировки современных луддитов, взрывающих компьютеры и борющихся против экспансии цифровых технологий в жизнь людей, ранит доктора отравленной пулей.

Смекалистая жена тут же находит спасение для медленно умирающего возлюбленного — разум Уилла можно сохранить, записав его на жесткий диск (что-то такое удалось проделать прежде с мартышкой, вдруг получится и с мужем). Так Уилл обретает вторую жизнь, Эвелин обретает цифровую копию мужа, незримо присутствующую в любом подключенном к сети гаджете, а предводительница противников прогресса Бри (Кейт Мара) — новую головную боль.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

После американской премьеры «Превосходства» по миру со скоростью пули, выпущенной в доктора Кастера, разлетелась грустная весть: один из самых ожидаемых фильмов года оказался самым большим провалом. Проявив редкое единодушие, умные критики и, как принято думать, непритязательные западные зрители подписали картине смертный приговор.

К тому моменту, когда истерзанное «Превосходство» доковыляло до наших залов, людей, искренне желающих на него посмотреть в кинотеатре, должно быть, не осталось вовсе. Даже возникающий порою сугубо исследовательский интерес (это действительно настолько плохо?) давно можно удовлетворить, так сказать, альтернативными способами просмотра.

Хотелось бы углядеть во всем этом продолжение чьей-то подлой кампании против актера Деппа: уже второй фильм с ним после «Одинокого рейнджера» объявляется провальным. Или списать все на внешние проблемы: фильм приняли слишком предвзято, все просто устали от Деппа, зритель отупел и думать не способен, а критики давно не могут видеть ничего дальше своего носа. И то, и другое было бы неправдой. Истинные причины неудачи «Превосходства» целиком и полностью внутренние.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Хороший оператор Уолли Пфистер оказался боязливым и нерешительным творцом, умудрившись за целый фильм не раскрыть в себе талант постановщика. Пфистер имеет вполне четкое представление, как нужно снять, чтобы было красиво, но при этом у него совершенно отсутствует воображение и, главное, творческая амбициозность и честолюбие, что для режиссера сродни смерти.

Имея рядом Нолана, художественные замыслы которого в свое удовольствие можно воплощать, Пфистер был на своем месте. Впервые оказавшись на съемочной площадке за главного, он словно растерялся.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Превосходство» выглядит так, словно снято минимум два десятка лет назад со скромным бюджетом и только начинающими свою карьеру актерами. С такого ракурса его можно рассматривать как неплохой образец ретро-фантастики, но лишь потому, что были фильмы и хуже. Имея на руках сценарий из пресловутого списка «лучших неснятых фильмов», Пфистер в первую очередь для самого себя плохо разобрался, о чем будет история.

Картина начинается как технотриллер, но тема не развивается до конца: концепция искусственного интеллекта, показанная здесь, — это, право слово, сущая глупость. Потом долго и столь же безуспешно фильм притворяется библейской притчей про ту самую «трансцендентность» из оригинального англоязычного названия. А под конец, когда другого выхода не остается, изящным пируэтом обращается к проверенной и беспроигрышной мелодраме, лишенной, впрочем, хоть каких-то человеческих чувств.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кажется, что сам фильм создан нечеловеческим цифровым разумом, которому чужды эмоции. С одной стороны — вполне концептуально, с другой — фильм-то оказывается о прямо противоположном. У ленты, безусловно, плохо с «матчастью», и романтическая линия могла бы оказаться спасением. Но Ребекка Холл не в состоянии в одиночку изображать большое чувство к компьютеру. Она, в конце концов, не Хоакин Феникс, а Джонни Деппу не достаточно одного голоса, чтобы зритель понял, что его есть за что любить — он, понятное дело, не Скарлетт Йоханссон.

Остальные актеры (хорошие, между прочим, актеры) явно играют чужие роли. Герой Пола Беттани, который должен быть третьим по интеллекту среди всех персонажей, не отличается даже бытовой сообразительностью. Киллиан Мерфи пытается изобразить правительственного агента — такого серьезного человека, отягощенного ответственной должностью, из чего получилась самая его слабая роль. Актера в какой-то момент перестаешь замечать: такой ходячий костюм в темных очках, а не человек из плоти и крови. Кейт Мара в роли, простите, главы террористической организации вызывает сочувственную улыбку. В этой девушке есть внутренняя сила, но не столь грубая, какая нужна этой героине.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

На месте здесь только вездесущий Морган Фриман. Он, как обычно, мудр, выше всего происходящего, но поделать ничего не может. Его все понимающая и всепрощающая улыбка уместна, как никогда прежде.

Персонажи фильма дружно страдают отсутствием понятных причин, которые заставляют их совершать действия. Они меняют свой выбор и решения по воле сценаристов, но воля эта ничем не оправдывается. На экране происходит симуляция человеческой жизни, запрограммированный алгоритм которой ненатурален и искусствен с первого взгляда.

Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Превосходство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Скука, глупость и посредственность — основные характеристики «Превосходства». Скорее всего, фильм захочется досмотреть до конца — если встретить его, переключая каналы телевизора. Но формат кинотеатра и стомиллионный бюджет налагают определенные обязательства, которыми здесь, к великому сожалению, пренебрегли.

Интересный сценарий — если сократить его вполовину и правильно расставить акценты — вполне мог бы устроиться в превосходном и злободневном британском телеальманахе «Черное зеркало». В качестве фильма, со всеми его необязательными отступлениями на большую часть двухчасового хронометража, ненужными персонажами и нелогичностью, он, увы, совсем не превосходен.

Посмотреть расписание фильма «Превосходство» в иркутских кинотеатрах вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140714/transcendence/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля