Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Американские танки в Европе

около 7 минут на чтение 27 комментариев
Американские танки в Европе

В прокат вышел фильм «Ярость» — брутальная военная драма про экипаж танка под командованием Брэда Питта.

Апрель 1945, война в Европе подходит к концу. Войска союзников бьют немцев на их собственной земле, но те отчаянно огрызаются, как загнанная в угол собака. Американский солдат Дон Коллиер (Брэд Питт) прошел всю войну и отлично выполняет свою, как он сам говорит, «лучшую в мире работу»: беспощадно истребляет фашистов. Под его командованием экипаж танка «Шерман» без потерь прокладывает путь через ад жестоких сражений, но в одном из боев отряд теряет стрелка.

На место погибшего Дону присылают совсем юного Нормана (Логан Лерман). Норман не то что танков не видел, но и пороха не нюхал, просидев войну клерком в штабе. Взамен одного из лучших пулеметчиков Дон получает обузу и ответственность за жизнь мальчишки.

Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Режиссер и сценарист «Ярости» Дэвид Эйр выпускает в уходящем году уже второй фильм. Первым был «Саботаж» с престарелым Арнольдом Шварценеггером — кровожадный и неповоротливый боевик про спецназ и наркомафию. Эйр сделал имя на реалистичных криминальных боевиках про полицию, написав когда-то сценарий «Тренировочного дня» с Дензелом Вашингтоном, а позже самостоятельно сняв несколько крепких фильмов, лучший из которых «Патруль» с Джейком Джилленхолом. В этом свете безоговорочный провал казалось бы типичного для Эйра «Саботажа» стал весьма неожиданным, а со всех сторон непростая «Ярость» начала заранее вызывать большие опасения.

Вторая мировая война представляет неисчерпаемый материал для кинематографистов, привлекая невероятными историями героизма, мужества и самоотверженности. Но эти самые кинематографисты почему-то очень часто снимают военные фильмы про что угодно, но только не про людей.

В России военное кино снимать больше не умеют, но делать продолжают, выдавая раз в год порцию какого-то невероятного глумления над историей. В Голливуде снимать о войне умеют, но снимают в своих традициях: неизменно очень зрелищно, но с большой порцией пафоса, звездно-полосатого патриотизма и упорного насаждения своей версии исторических событий, не брезгуя опускаться до искажения фактов.

Важным моментом является то, что оператором «Ярости» стал наш соотечественник Роман Васьянов, перебравшийся в Штаты на постоянное место жительства. Васьянов работал с Эйром над «Патрулем». Оператор очень обрадовался, когда узнал о планах режиссера снять военное кино и тут же занялся его образованием — показал Эйру «Проверку на дорогах», «Иди и смотри» и прочую нашу классику. По словам Васьянова, «Ярость» — это, ни много ни мало, попытка снять картину с душой советского кино и зрелищностью американского.

Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

На первом плане здесь все же «экшен». Это очень динамичный и волнующий действием фильм. «Ярость» создан для большого экрана и хорошей звуковой аппаратуры: от каждого выстрела нервно вздрагиваешь, каждый взрыв оглушает, а над головой словно свистят снаряды. Максимальный возрастной рейтинг здесь не просто так: фильм очень жесткий и пугающе натуралистичный. Создатели звуковых и визуальных эффектов отлично потрудились над тем, чтобы зритель окунулся в происходящее и чувствовал себя максимально некомфортно и неуютно.

Вместе с актерами зрители попадают в эпицентр сражения, в тесное разгоряченное чрево танка, где происходит все основное действие фильма. Жар, кровь и грязь и внутри, и снаружи. Танк только кажется безопасным убежищем, и, хотя герои называют его «домом», это далеко не так. «Шерман» с намалеванным белой краской на пушке словом «Ярость» показывается демоническим механизмом, машиной смерти, питающейся человеческими душами, болью и страданием. Он сам есть воплощение смерти, которая до поры до времени обходит стороной экипаж, но только потому, что те, сами того не ведая, ей служат.

Отлично сняты танковые сражения. Пусть их и немного, но один только бой с «Тигром» искупает все. Это не компьютерная графика, вся техника на ходу, и это даже не копии, а настоящие боевые машины, уникальные в своем роде музейные экспонаты. Снятый в «Ярости» «Тигр» — единственный в мире экземпляр легендарного танка из семи сохранившихся до наших дней, способный передвигаться самостоятельно. Уровень постановки похвально высокий и смотрится все очень эффектно, здесь претензий нет и быть не может.

Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Проблемы у фильма главным образом со сценарием. Эйр написал лаконичный девяностостраничный текст, якобы сильный литературно и драматургически. Но особой литературы, как и, впрочем, высокой драматургии на экране едва ли заметно. «Ярость» — грубый, жесткий и реалистичный фильм, но в какой-то момент приходит понимание, что это все напускное и искусственное: ради трогательной сцены режиссер готов забыть не только о реализме, но и о здравом смысле, швырнув вдруг историю в новую крайность.

У картины достаточно ровный учащенный пульс, но в нескольких местах он обидно сбивается. Острее всего торчит наружу эпизод обеда с немецкими женщинами — неуютный и напряженный, пожалуй, даже больше, чем сцены сражений, но снятый совсем дурно и пошло. На ум приходит «Сталинград» Бондарчука, а таких сравнений лучше избегать.

Следующее слабое место — финальная битва, в которой Эйр в угоду псевдо-драматизму окончательно прощается с достоверностью. Фильм на время превращается в плохонький компьютерный шутер со слабым искусственным интеллектом, в котором противник слепо бежит под пули игрока. Когда в качестве противника выступают элитные войска СС, такое их поведение как-то даже печалит.

Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ярость». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Впрочем, Дэвид Эйр смог передать ужас войны и показать, что война делает с человеком. Столкновение героев замечательного Питта и восходящего Лермана (лучшая его роль на сегодняшний день) получилось контрастным и ярким. Это как бы один человек — каким он мог быть когда-то и каким мог бы стать. Прочие актеры отыгрывают роли с отдачей, что по ходу фильма неплохо маскирует полное отсутствие развития или предыстории абсолютно у каждого персонажа. Ставший с недавних пор скандалистом Шайа Лабаф, который резал себе лицо и вырвал зуб для роли в «Ярости», смотрится на экране особенно внушительно. Глядя в его замученные глаза, можно поверить, что он и вправду прошел войну — похвальный рост для парня из «Трансформеров».

«Ярость» — это далеко не тот фильм, который с удовольствием будешь пересматривать (пересматривать его вообще не хочется). И уж точно его нельзя поставить в один ряд с советским военным кино, чего бы там создатели не думали о себе — до него ему далеко, как до Берлина. Заслуга этого кино заключается хотя бы в его правдивой интонации, чего от американского режиссера ждешь в последнюю очередь. Войска Красной Армии, кстати, в фильме не упоминаются совсем, но здесь нет и навязчивого воспевания американских вооруженных сил. Рассказанная в фильме история — она не об Америке, а о Человеке, и звучит это на самом деле гордо.

Посмотреть расписание фильма «Ярость» в кинотеатрах Иркутска вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20141105/fury/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля