Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Территория»: Не отрекайтесь от мечты!

около 7 минут на чтение 15 комментариев
Рецензия на фильм "Территория": Не отрекайтесь от мечты!

В иркутский прокат вышел масштабный кинороман о советских геологах.

Уважаемый инженер-геолог Чинков (Константин Лавроненко) твердо намерен найти золото на подведомственной ему территории. В золото никто не верит: ни московская номенклатура за массивными столами с зеленым сукном, ни работяги, целыми днями моющие пустую породу в поле. Чинков непреклонен и непоколебим: он собирает таких же одержимых делом специалистов и направляется в решающую рискованную экспедицию.

«Территория» (12+) — экранизация советского бестселлера брежневской эпохи за авторством Олега Куваева. Роман затерялся в годах, про автора, как это часто бывает, трагично и несправедливо позабыли. Эпохи стремительно сменились, куваевские герои — железные мужики, покоряющие Север, остались за бортом истории. Нет больше той страны, как и тех людей, а честный труд и рабочая профессия — не просто не престижно, а как-то постыдно и неловко. Герой нашего времени — это гламурный персонаж Данилы Козловского из «Духless»: не совсем понятно, чем занимающийся, но фантастически успешный бизнесмен-предприниматель.

Режиссер Александр Мельник проделал титаническую работу по сбору разваленных поколениями перестроечных режиссеров обломков истории великой страны. «Территория» возвращается к заброшенному формату киноромана, это долгий, масштабный и дорогостоящий проект, утопичный не менее, чем воплощенные идеалы его героев. Фильм выглядит трехчасовым исполинским монументом советскому народу — той особой полулегендарной породе человека, которая поставила себе на службу природу, покорила самые суровые края необъятной страны и сделала возможными полеты в космос.

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

У современного человека напрочь отсутствует тот азарт первооткрывателя, нет этого чистого ощущения жизни и единения с миром. Задушенный офисным пространством и раздавленный личными границами, он довольствуется миром на экране монитора. Где-то в глубине естества он осознает всепоглощающую ничтожность и бессмысленность существования, но поделать с ними ничего не может. Такого сорта людям смотреть фильм «Территория» категорически противопоказано: столь резкий и мощный процесс детоксикации от городского яда может нанести ослабленному организму непоправимый вред.

Съемочная группа провела месяцы в экспедициях: сначала уникальное горное плато Путорана в Красноярском крае, затем промерзлая Чукотка. От натурных съемок сбивается дыхание, это не голливудский CGI, когда на зеленый экран за актерами наложат на компьютере любой пейзаж. Первозданная красота диких и непокоренных мест гипнотизирует и бросает вызов, очищает разум и оставляет главное. Живописные натурные съемки — важный компонент фильма, позволяющий проникнуть в мысли героев и понять их поступки.

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Территория». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

После созерцания такой красоты задаешься одним вопросом — зачем эти голливудские ребята вроде Джеймса Кэмерона, обладающие всеми ресурсами и возможностями снимать в любой точке света, рисуют компьютерные миры? Того материала, что показан в «Территории» хватило бы на несколько фантастических фильмов с каким-нибудь Томом Крузом, но комфорт пафосных звезд, видимо, — все-таки решающий фактор.

Чисто технические промашки фильма — явный перебор с вертолетными кружениями над актерами (не хуже, чем у Питера Джексона в первой трилогии, но, правда, перебор), несколько навязчиво вступающая музыка, совершенно невнятные первые полчаса (все основные придирки к фильму здесь — раздражающий монтаж в диалогах, переигрывающие актеры второго плана), и общее отсутствие прочного сюжета. На экране постоянно всплывают названия географических точек и пройденные героями расстояния, только проку от этого никакого — полезной информации для зрителя это не несет, если только вы не геолог, проведший половину жизни в тех места. Все это, впрочем, частности.

Карта «Территории» составляется через людей ее исследующих: это еще и портретное кино. Выдающиеся актеры — заслуженный Лавроненко и главная надежда всего нашего кино — Григорий Добрыгин. Евгений Цыганов в излюбленном амплуа советского мачо реабилитируется за работу в недавней «Битве за Севастополь». Из менее именитых — Владислав Абашин, которого всю дорогу по-хорошему путаешь с Джудом Лоу, и Пётр Фёдоров — он здесь почти ответ молодому Брэду Питту. Создать образы отважных геологоразведчиков с романтическим ореолом получилось.

Евгений Цыганов. Кадр из фильма «Территория» с сайта www.kinopoisk.ru
Григорий Добрыгин. Кадр из фильма «Территория» с сайта www.kinopoisk.ru

Евгений Цыганов. Кадр из фильма «Территория» с сайта www.kinopoisk.ru

Григорий Добрыгин. Кадр из фильма «Территория» с сайта www.kinopoisk.ru

Они иронически называют себя «суперменами», носят грубые свитера и густые бороды, пьют дымящийся на морозе чай из мятых консервных банок, живут, как завещал Владимир Афанасьевич Обручев, по мечте, и могут вам рассказать, что такое счастье. Презрев общество скучных «приобретателей», они уходят в тундру и обретают нечто большее. Что-то, что есть у каждого из них в глазах. Деньги и уважение в рабочем обществе, которое с восхищением относится к таким специалистам, — не самоцель, а побочный результат, воспринимаемый как должное. «Территория» по своей природе честный фильм, и рисуемый здесь типаж настоящего человека в стократ привлекательнее любого типажа из захлебывающихся в псевдопатриотизме военных кинолент последних лет.

Маловероятно, что после фильма современные дети будут играть в Жору Апрятина или Андрея Гурина, а у взрослых проснется интерес к литературному соцреализму. Невероятно другое — о «Территории» просто молчат. Премьера тихо-мирно прошла в Кремле, фильм вышел на экраны при полном отсутствии рекламной кампании, а прокат проходит в информационной блокаде — о нем не говорят на радио и не пишут в прессе. Самый посредственный отечественный блокбастер пропускается через громадную мясорубку пиара, но стоило снять что-то действительно стоящее, пускай и не без огрехов — все дружно притихли. Может быть потому, что государству не нужно кино о свободных людях, счастливо живущих по совести?

Роман-первоисточник обрел популярность в годы, когда Союз начал неотвратимо подгнивать. Писатель заставил разочарованных современников бросить последний прощальный взгляд на времена, когда слова с трибун о светлом будущем были не просто словами. По своему эффекту фильм Мельника такой же болезненный привет из прошлого. Как в интернет-меме про Гагарина: «Прости, Юра, мы все просрали!».

Расписание показов фильма «Территория» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150421/territory/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля