Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Маршрутчики взялись за старое

Служба по тарифам 27 марта решила отказать в повышении тарифа на проезд в общественном транспорте Иркутска по заявлению десяти городских перевозчиков. Ответ не устроил ни руководителей транспортных компаний, ни рядовых водителей коммерческих автобусов и маршруток. Свое несогласие те и другие выразили в разных формах.

Повышения не будет

Документы на экономическое обоснование повышения цены проезда в общественном транспорте Иркутска собирали очень долго: то не набиралось требуемого числа заявителей, то по разным причинам перевозчики не могли собрать полный пакет документов. В результате с 2008 года уровень тарифа за проезд в общественном транспорте Иркутска (как в частном, так и муниципальном) застыл на уровне 12 рублей — к радости горожан и неудовольствию перевозчиков.

В 2013 году недовольство вылилось в три масштабные забастовки частных перевозчиков. Чиновникам мэрии тогда удалось погасить протесты обещаниями помочь в подготовке документации на повышение тарифа и предложениями о сотрудничестве с транспортными МУПами.

И специалисты мэрии, и руководители городских транспортных компаний уверяли, что процесс подготовки документов на повышение тарифа идет в рабочем режиме. И действительно: в декабре 2014 года 10 коммерческих перевозчиков все же донесли необходимый пакет документов. Правда, не все сразу: недостающие бумаги доносили в течение двух недель после сдачи первой документации. Специалисты региональной тарифной службы приступили к рассмотрению заявления. У транспортников затеплилась надежда.

Ответа от службы ждал весь город в общей сложности два месяца. Перевозчики строили прогнозы, насколько фактически областные чиновники разрешат поднять тариф за пассажирские перевозки: звучали цифры от скромных 15 до амбициозных 30 рублей. Однако резолюция тарифного ведомства удивила всех: в повышении тарифа отказать и оставить на прежнем уровне. Официальная причина отказа — отсутствие у компаний, подавших документы в службу, договоров на транспортное обслуживание с администрацией Иркутска.

Постановление об обязательном заключении этих договоров муниципалитет принял в июле 2014 года ради улучшения качества перевозок. Согласно документу, все лицензированные городские перевозчики должны пройти процедуру заключения договоров транспортного обслуживания с администрацией Иркутска.

Без этого документа, по словам начальника управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлии Гординой, сейчас нельзя осуществлять полноценные пассажирские перевозки по городу.

— Служба по тарифам Иркутской области отказала перевозчикам из-за отсутствия договоров транспортного обслуживания, поскольку это утверждено на уровне федерального законодательства, — отмечает Юлия Гордина. — Договоры заключать необходимо, поскольку иных оснований работать на городских маршрутах у перевозчиков не имеется. Лицензия — это только разрешение на осуществление пассажирских перевозок. В договоре же перевозчик согласовывает с администрацией расписание и схему движения. У нас согласован план-график привлечения перевозчиков на последующие периоды.

При подписании договора перевозчик берет на себя обязательства: четко соблюдать утвержденный маршрут движения, поддерживать автопарк в хорошем техническом состоянии. В скором времени будет запущена единая диспетчерская служба.

Первая реакция компаний-заявителей на отказ от повышения тарифа за проезд — недоумение. По словам председателя ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска Сергея Ошуркова, до вынесения решений об отказе в службе по тарифам ни разу не потребовали данные договора. Перевозчик также убежден, что данные договоры требовать бессмысленно, так как экономическое обоснование в службу по тарифам готовилось по финансовым документам 2013 года, когда о заключении соглашений с мэрией не было и речи.

— Отмечу, что мы согласны заключать договора с администрацией, но этот процесс продвигается очень медленно, — отмечает Сергей Ошурков. — По моим маршрутам, 60 и 65, конкурс даже не был объявлен. И пока неясно, когда же это произойдет.

Транспортные чиновники признаются, что заключение договоров — процесс медленный. Для этого надо соблюсти ряд формальных процедур: объявить конкурсы на привлечение перевозчиков по конкретным маршрутам, в течение месяца получить необходимые документы от желающих сотрудничать с администрацией и только после проверки представленного перечня бумаг заключить договор. На сегодняшний день заключены 47 подобных соглашений по 30 автобусным маршрутам с 22 перевозчиками. Конкурсы на привлечение перевозчиков необходимо оформить еще по 55 маршрутам.

Позицию перевозчиков поддержал и уполномоченный по правам предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко. Бизнес-омбудсмен еще с прошлого года выступал за смягчение требований к пакету документов для обоснования тарифа, так как текущие нормативы усложняют эту процедуру. И в связи с отказом службы по тарифам Алексей Москаленко в очередной раз обвинил власти в нежелании идти на диалог с перевозчиками.

Бунт, бессмысленный и беспощадный

Многие рядовые водители частных автобусов и маршруток вновь озлобились — и на соглашательскую позицию руководства частных транспортных компаний, и на противодействие городской администрации. Слухи о возможном повторении забастовок буквально витали в воздухе.

Утром 2 апреля недовольные частники пошли на радикальные меры и устроили в Иркутске настоящий транспортный коллапс. На линию не вышли водители на 16 востребованных маршрутах: № 2, 2к, 7, 16к, 20, 21, 23, 10т, 64, 45, 28, 30, 60, 65, 66, 42. По подсчетам иркутской мэрии, с утра город одновременно лишился 500 автобусов и маршруток из 1 200, то есть 35% действующего автопарка.

Ничего не подозревавшие иркутяне толпились на остановках. Многие, проклиная перевозчиков, добирались на перекладных или брали такси. По свидетельствам очевидцев, водители припарковались на конечных остановках и наотрез отказывались кого-либо везти. В ответ на гневные вопросы они лаконично отправляли горожан в мэрию — мол, пусть они теперь решают эту проблему.

Люди в ожидании транспорта на остановке.

Люди в ожидании транспорта на остановке.

Транспортные проблемы особенно ощущались в Ленинском районе. Практически все маршрутные ПАЗы с раннего утра исчезли, вызвав панику среди жителей округа. Впрочем, досталось и Свердловскому району — из Первомайского, Университетского, Юбилейного и Синюшиной Горы уехать было крайне проблематично. По городу активно гуляли слухи, что к забастовке присоединятся и 80-е автобусы, но, к счастью, обошлось.

Позже выяснилось, что забастовка координировалась «снизу» и явилась результатом сговора между рядовыми водителями. Владельцы транспортных компаний оказались не готовы к такому повороту событий и несколько часов не могли никак повлиять на своих работников, выражали свое несогласие с действиями подчиненных, заявляя, что проблему нужно решать цивилизованными и законными средствами. Сергей Ошурков пояснил, что маршрутчики не собирались заранее сообщить работодателям о забастовке. Да и администрацию Иркутска в законном порядке решили не уведомлять.

Протестующие частники не оповестили даже пассажиров. Хотя во время предыдущей забастовки в декабре 2013 года кто-то с раннего утра расклеивал объявления с информацией о протесте. В итоге, пока горожане оправлялись от часового стояния на остановках и выбирались из спальных районов в битком набитых автобусах, руководители транспортных компаний вели переговоры с бунтовщиками, убеждая их выйти на линию. А затем осторожно уверяли, что почти договорились о досрочном прекращении протестной акции.

Никаких компромиссов

Городские чиновники расценили демарш частных извозчиков не иначе, как саботаж и четко дали понять, что мэрия на уступки не пойдет. По словам Юлии Гординой, перевозчики нарушили транспортное законодательство и совершили несанкционированный невыход на линию — а значит непременно будут наказаны «рублем». При этом в забастовке оказались задействованы водители только тех предприятий, которые не заключили договоры с мэрией.

— Есть меры административного воздействия, — поясняет Юлия Гордина. — Это нарушение правил перевозки пассажиров. В скором времени мы направим соответствующее сообщение в контрольно-надзорные органы, управление государственного автодорожного надзора и прокуратуру Иркутска для принятия мер к перевозчикам, которые допускают такие недопустимые действия.

Все утро чиновники мэрии пытались нормализовать работу общественного транспорта. Только в Ленинский район направили 93 муниципальных автобуса. Одновременно с этим в городском комитете транспорта уверили, что уже к вечеру 2 апреля ситуация нормализуется, а утром следующего дня все окончательно придет в норму.

Вечером 2 апреля люди пытались втиснуться в автобусы, чтобы попасть домой.

Вечером 2 апреля люди пытались втиснуться в автобусы, чтобы попасть домой.

Угрозы не возымели действия: обещанной нормализации транспортной обстановки до конца дня так и не произошло. Многие автобусы и маршрутки, исчезнувшие с дорог с утра, в вечерний час пик так и не появились. Более того, часть водителей продолжили бастовать и на следующий день, 3 апреля. Под удар вновь попали спальные районы.

Ситуация усугубилась тем, что многие не только сами отказываются выйти на линию, но и, вероятно, решили мешать работать другим. Так, со вчерашнего вечера неизвестные нападали на водителей маршрутов № 80 и 480, не поддержавших забастовку. Автобусам перекрывали дорогу злоумышленники на серебристом «Форде» с замазанными номерами и под угрозами заставляли прекратить работу. Как сообщил ИА «Иркутск онлайн» руководитель компании «Сибтрансмаршрут» Андрей Забанов, утром нападавшие выбили стекла в нескольких автобусах.

Днем 3 апреля полицейские задержали двух неизвестных, которые заставляли водителей на остановке «Южная» и в микрорайоне Юбилейный высадить пассажиров и прекратить работу. По данному факту проводится проверка, говорить о том, что это те самые лица, пока рано.

В городской администрации отмечают: запугивания и несанкционированные протесты никак не повлияют на принятия решения о росте цены проезда. Юлия Гордина убеждена, что вновь подать документы в службу по тарифам и решить наконец вопрос с утверждением новой стоимости проезда в Иркутске могут 22 добросовестных перевозчика, уже заключивших договоры с администрацией.

Для этого достаточно документов, которые перевозчики еще недавно собирали для заключения договоров с муниципалитетом. Дополнительно нужно будет подготовить лишь экономическое обоснование. По словам главы городского транспортного управления, перевозчики должны приложить усилия и сделать еще один шаг. И в этом плане специалисты мэрии вновь выразили готовность помочь.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • gostja 5 мая 2015 в 09:35

    ужас. почитала статью, комментарии - не встречала раньше здесь настолько неграмотной, агрессивной, неуважительной к оппонентам речи, обилия жаргонизмов - теперь вообще страшно будет в общественном транспорте ездить; а по поводу того, кто сидит, ничего не делает, только «лаве загребает» или не…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля