Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Автомобили иркутской полиции: ретроспектива

Иркутская полиция вновь пополнила свой музей автомобилями, на которых (тогда еще милиция) работала в 20-м веке. В прошлом году мы уже рассказывали о ретроколлекции оперативных авто. Сегодня, накануне премьеры новых экземпляров на «БайкалМоторШоу», мы продолжаем экскурс в историю транспорта иркутской полиции.

Даже в 30-х годах прошлого века, когда автомобили в городе были уже не редкость, иркутская милиция использовала для своей оперативной работы лошадей и велосипеды. Светофоров тогда тоже не было. В 1932 году действовало пять постов регулировщиков: на перекрестке улиц Карла Маркса и Декабрьских Событий, на улицах Пролетарской, Красной Звезды (Сухэ-Батора), Ленина и Марата (до 70-х годов движение по улице Карла Маркса на всем ее протяжении было двусторонним).

Достоверно известно, что первый автомобиль у иркутской милиции появился в середине 30-х годов, а первым водителем был Александр Григорьевич Барто, прослуживший в милиции 40 лет. Но и после Второй мировой войны автомобилей в парке милиции было мало. Даже форма тогда была не всегда: в лучшем случае носили военную, часто — просто телогрейку-ватник.

Событием для Иркутска стало появление в 1948 году первых пяти светофоров. После войны в городе заметно прибавилось транспорта, по большей части это были трофейные немецкие и полученные по ленд-лизу американские автомобили и мотоциклы.

Именно с мотоциклов началась массовая моторизация советской милиции. В 40-50-х годах использовались в основном поставлявшиеся американцами по ленд-лизу Harley Davidson 1200 и WLA 42, трофейные и получаемые по репарациям BMW R35 и BMW R75, а также выпускаемые на Ирбитском мотоциклетном заводе советские тяжелые трехместные мотоциклы М-72 (по сути — немецкий BMW R71). Позднее, в 60-70-х годах основным транспортом милиции и Госавтоинспекции стали трехместные мотоциклы Урал М-62, Урал М-67 и Днепр К-750.

Мотоцикл BMW R-35

Необычный внешне (на языке байкеров — боббер), этот мотоцикл выпускался сначала с 1937 по 1940 год, затем производство было возобновлено в связи с тем, что R-35 бросили на поля Второй мировой войны. В боевых действиях не использовался, но был в составе подразделений полиции и санитаров.

После войны выпуск мотоциклов этой модели продолжил бывший филиал BMW в Айзенахе, в Восточной части страны, вошедший в состав Акционерного советско-германского общества «Автовело». Всего было произведено без малого 50 тысяч таких мотоциклов. Сегодня они пользуются большим спросом среди ценителей ретротехники, цены на такие аппараты на рынке — высокие.

Мотоцикл BMW R-35
Мотоцикл BMW R-35

BMW R-35 имеет одноцилиндровый четырехтактный двигатель. В начале 50-х годов 350-кубовый R-35 официально поставлялся в Советский Союз — в основном, для воинских частей, подразделений милиции и колхозов. В ОВД на нем несли службу преимущественно сотрудники Госавтоинспекции. Мотоцикл мог развивать скорость более 100 километров в час, что существенно помогало милиционерам в поимке правонарушителей.

— Об этих мотоциклах ходили легенды, мол, после войны наши колхозники к ним цепляли плуги и пахали огороды, а их пробег порой достигал 100 тысяч километров без ремонта, — вспоминает Николай Андреевич Коваленко. — Мой отец, будучи талантливым механиком, соорудил короб на заднее колесо, надел ремень и прикрепил к нему вал. Получилось что-то вроде молотилки. В короб мы засыпали картошку и с помощью работающего двигателя мололи: делали крахмал, которого в то время не было в магазинах. Кроме того, мотоцикл переделывали в трактор, наваривая на заднее колесо лопасти, и даже в катамаран: мотор BMW снимали и перекидывали на лодку-плоскодонку.

Судьба экземпляра из ретроколлекции иркутской полиции — достаточно непростая. В послевоенные годы мотоцикл купили в семью полковника милиции в отставке, председателя совета ветеранов органов внутренних дел Приангарья Николая Коваленко. Там, в Черемховском районе, он до недавнего времени и хранился, пока его не забрали в ретроколлекцию иркутской милиции, где он получил вторую жизнь.

Для реставрации мотоцикла полицейские пригласили мастера на все руки Николая Тримасова. «Когда я увидел эту технику, прямо скажу, восторга не испытал. Ржавые детали, краска облезла, покореженные механизмы: он мало напоминал транспортное средство», — рассказывает Николай. — «Для начала полностью разобрал двигатель и обнаружил, что масляные кольца давно растрескались. Пришлось заказывать оригинальные из Москвы. Механизм сцепления вообще оказался непригодным для дальнейшей эксплуатации и также был найден в столице. Некоторые запчасти и вовсе отсутствовали, например, подножка, оригинал которой мы с трудом, но все же отыскали».

В итоге удалось полностью восстановить оригинальный вид мотоцикла, за исключением некоторых деталей. Например, в России и Германии не смогли найти «родной» аккумулятор и выхлопную трубу. Их пришлось заказывать специалистам. Красили технику по старым фотографиям, скрупулезно вырисовывая каждую мелочь. На реставрацию ушло больше двух месяцев.

ПАЗ-653

Раритетный автозак (также использовался для перевозки личного состава), выполненный на базе грузового автомобиля ГАЗ-51, отреставрировали силами сотрудников отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОБОКПО) МУ МВД России «Иркутское». Также проект поддержали иркутяне-энтузиасты: Валерий Борисов, Николай Кондратьев и коллектив железнодорожной автобазы.

Автомобиль после войны был самым массовым грузовиком, его выпускали с 1946 по 1975 годы. Автозак можно было увидеть во многих советских кинофильмах: «Операция Ы», «Внимание! Всем постам…», «Сыщик», «Джентльмены удачи». Его санитарную версию все помнят по фразе «Машина — зверь, слушай» из «Кавказской пленницы».

Автозаки, как и другие спецавтомобили, в частности, «санитарки», собирали на Павловском автобусном заводе. На шасси ГАЗ-51 ставился полностью деревянный каркас с обшивкой из тонкого металлического листа, являвшийся продолжением деревянной кабины, но отделенный от нее перегородкой. На кузове были две двери — задняя и боковая. Производили «санитарку» в 1953–1958 годах, всего было выпущено чуть более 10 тысяч автомобилей.

Сотрудникам охранно-конвойного подразделения потребовалось несколько месяцев, чтобы найти максимально сохранившийся экземпляр. Прежде чем его отыскать, организаторы, в число которых вошли командир батальона Сергей Тарасов и его помощник по техчасти Виктор Михайлов, изучили более 20 «кандидатов». Искать приходилось буквально по крупицам: через друзей, родственников и знакомых личного состава.

В результате нужный экземпляр удалось найти в деревне Зорино-Быково Иркутского района у местного фермера. Автомобиль приехал в Иркутск своим ходом!

Реставраторы также разыскали специальный кузов-будку, качественно и в максимально сжатые сроки выполнили лакокрасочные и слесарные работы. Ретро-автомобиль воссоздали в максимальной степени аутентичности.

«Волга» ГАЗ-21

Раритетный патрульный седан ГАЗ-М21 «Волга» (третья серия) отреставрировали силами сотрудников Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области при поддержке одного из иркутских тюнинг-ателье. В свое время этот автомобиль широко использовался милицией и ГАИ. Автомобили первой и второй серий имели синюю окраску с красной полосой. Позднее, с 1969 года, была введена желтая окраска с синей полосой. Служебный транспорт оснащался громкоговорителем, проблесковым маячком синего цвета, звуковой сиреной и радиостанцией.

Легендарная милицейская «Волга» в советские времена вызывала уважение на дорогах и подчеркивала авторитет милиции. Благодаря динамике, проходимости, комфортабельности и неприхотливости в обслуживании она отвечала потребностям оперативных служб. Автомобиль можно увидеть во многих советских фильмах середины прошлого века, а в классической кинокартине «Берегись автомобиля» ему отведена главная роль. Современный кинематограф также не оставил без внимания «Волгу» — она фигурирует в фильме «Шпионский мост» Стивена Спилберга и «Черная молния» Александра Войтинского. Юрий Гагарин после первого полета в космос в 1961 году получил в качестве награды именно «Волгу» специальной сборки.

«Волга» ГАЗ-21 у гостиницы «Сибирь» на улице Ленина в Иркутске
«Волга» ГАЗ-21 у гостиницы «Сибирь» на улице Ленина в Иркутске

Поиски максимально сохранившегося экземпляра заняли у организаторов около двух месяцев. Полицейские вместе со специалистами тюнинг-ателье осмотрели дюжину «кандидатов» и лишь один признали годным к восстановлению, несмотря на солидный возраст, длительную эксплуатацию и ряд изменений, внесенных многочисленными владельцами в первоначальную конструкцию.

Началась активная работа по поиску недостающих запчастей по всей стране. В это время одну из основных трудностей для реставраторов представлял дефицит технической и чертежной документации. Они детально изучали конструкцию тех или иных узлов, используя все возможные открытые источники информации.

Во время восстановления автомобиль разобрали до винтика. Каждая деталь требовала к себе особого внимания, на многие наносили антикоррозионное и лакокрасочное покрытия. Рулевой механизм нуждался в полной ревизии, заменен бензонасос, карбюратор и другие узлы и агрегаты.

В автомобиле полностью отреставрировали интерьер. Перетянули салон, восстановили и отполировали руль-штурвал, рукоятки панели приборов, антенны, рычаг переключения передач и рычажки поворотников, подлокотники и многие другие детали.

На одном из этапов организаторы долго не могли прийти к единому мнению по поводу установки оленя-маскота на капоте. Дело в том, что на заводе его ставили лишь до 1962 года, а убрали не просто так — в авариях с пешеходами этот декоративный элемент наносил травмы. Однако ГАЗ-21 без классической фигурки оленя, конечно, потерял бы в своей оригинальности. Решетку радиатора, прозванную «китовый ус», и окантовку фар хромировали, поскольку прежний слой практически сошел до основания.

Не меньший спор вызвал вопрос нанесения герба СССР на передние двери. Первоначально речь шла о наклейке, но впоследствии было решено сделать аэрографию, на детальную прорисовку которой ушло без малого две недели. В результате кропотливого труда автомобиль восстановили, причем в максимальной степени его аутентичности.

Автомобиль на «БайкалМоторШоу-2016» будет представлять группа поддержки. Это элегантные девушки — инспекторы ДПС, Дядя Степа-милиционер, сотрудники в ретроформе НКВД, сотрудник конвойной службы, а также Волк-нарушитель.



Если вам понравились эти автомобили, вы можете проголосовать за них в каталоге кандидатов на участие в 12-м Международном фестивале тюнинга «БайкалМоторШоу». Он пройдет в Иркутске на стадионе «Труд» 4-5 июня.

Все фотографии предоставлены ГУ МВД России по Иркутской области

Герман Струглин

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Алексей Кузнецов 29 мая 2016 в 01:54

    Раньше трава была зеленее и небо голубее и служили по призванию, а не из личных интересов, как сейчас.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля