В иркутский прокат вышел комедийный боевик «РЭД 2» — продолжение успешного фильма 2010 года про нелепые приключения пожилых шпионов.
Бывшее начальство отставного церэушника Фрэнка Мозеса (Брюс Уиллис) не дает ему насладиться пенсией и сожительством с тихой, но временами взбалмошной дамочкой Сарой (Мэри-Луиза Паркер). Вот и опять на матерого волка открывают сезон охоты молодые и наглые обладатели лицензии на убийство в штатском. В конце концов кливлендскому волчаре надоедает отбиваться от этих щенков, и он вновь решает взять дело в свои руки.
У международной разведки возникли какие-то проблемы с допотопным ядерным оружием советского производства? Что ж, в компании своих друзей — дамы сердца и чокнутого приятеля Марвина (Джон Малкович) — Фрэнк отправляется в Париж, Лондон, а затем и в Москву. По пути к троице присоединятся все старые друзья и недруги Мозеса, включая боевую старушку Викторию (Хелен Миррен), престарелого маразматика Эдварда (Энтони Хопкинс) и великовозрастную русскую красавицу Катю (Кэтрин Зета-Джонс).
Фильм «РЭД 2», к счастью, оказался далек от вторых «Неудержимых» и от четвертого с пятым «Крепких орешков» (хотя Уиллис здесь, как и в «Орешке-5», наносит диверсионный визит в Россию). Простодушная комбинация скромного экшена и еще более скромного юмора, наблюдаемая в «РЭД 2», не позволяет охарактеризовать картину терминами вроде «вопиющее безобразие», что по нынешним временам уже неплохо.
Перед нами не более чем очередной нефантастический кинокомикс «галопом по Европам» в джеймс-бондовском формате. Перелет через океан в главные города Европы в компании боевых и юморных звезд вчерашнего дня.
Зритель может вздохнуть с облегчением, воспоминая о первом «РЭДе» — одном из самых отвратительных фильмов с участием Брюса Уиллиса. Тлетворную унылость, неслыханную натянутость и плоско-пошлую легкомысленность предыдущей серии не спас даже Джон Малкович — единственный, на кого там можно было смотреть без отвращения.
Что ж, Малкович закономерно играет одну из главных ролей и в «РЭД-2», и его гримасы вновь представляют собой лучшую составляющую фильма. Однако в этот раз сам сюжет оказался, с одной стороны, еще более несерьезным, а с другой — в сиквеле, в отличие от оригинала, отсутствует совсем уж невменяемый бред (или «бРЭД», если угодно).
Нет, конечно, шуточки по-прежнему чудовищно убоги. Все также кажется, что герои попросту не знают, каким еще ироническим замечанием отреагировать на очередной сюжетный кульбит, и в итоге всякий раз произносят наиболее банальную фразу из возможных. И если некоторых актеров спасают их личное обаяние или умения (Малковича выручает мимика, Хопкинса — его маньяческий ореол), то основная часть персонажей (включая, увы, старину Брюса) из эпизода в эпизод вынуждена садиться в лужу.
Неестественные позы, по всякому поводу вытаращенные глаза и отвисшая челюсть, разумеется, прилагаются. Артистам такого калибра вроде как не требуется режиссер, вот студия и нанимает для руководства подобными «сборными солянками» малоизвестных постановщиков третьего ряда. Первый «РЭД» ставил какой-то Роберт Швентке, режиссером второго выступает некий Дин Паризо. Судя по невзрачным фильмографиям этих малых, на съемку ленты со столь сверхзвездным кастингом Дина (а в прошлый раз — Роберта) наняли только для того, чтоб было кому вовремя крикнуть «Мотор!».
Прекрасно, но продюсеры забыли об одном: даже фильму без режиссера необходим сценарий. По ощущениям что в первом, что во втором фильме создатели вместо сценария руководствуются пачкой исходных комиксов (мини-серия «Красный» вышла в начале нулевых в издательстве WildStorm, ныне уже почившем).
Впрочем, если первая часть, снятая по такой порочной схеме, стала хитом, то с чего бы продюсерам отказываться от оправдавшей себя стратегии при съемке сиквела? Вот и идут с превеликой уверенностью создатели новоявленной франшизы по пути господина Содерберга с его «Друзьями Оушена». Рецепт подобных кинокапустников прост: соберем в кучу общеизвестных голливудцев, и пусть подурачатся перед камерой полтора-два часа. А в «РЭД-2», в отличие от «Оушена», еще и собрали преимущественно «старичков», уже начавших отвыкать от завышенных гонораров. Выгодное это дело — капустники в Голливуде клепать.
Понятно, что чего-либо драматического от подобного кино не приходится ждать. Но ведь и по-настоящему смешного здесь нет, что следовало бы рассматривать по ведомству клинических случаев, если бы не один удручающий факт: нынче таковые случаи практически уже норма.
Излишне говорить, что в «РЭД-2» бесполезно искать хотя бы то остроумие, которое присуще «Штурму Белого дома». Недавний фильм Эммериха оставил благоприятное впечатление у большинства пошедших на него зрителей (а пошли, к сожалению, далеко не все). На «РЭД-2», вероятно, повалят толпы, но и в разочарованных недостатка быть не должно.
Думается, что наиболее благожелательно к фильму с его беспредметно-бесцветным и бездарно-увечным юморком, заменяющим собой сценарий, отнесутся те, кто хорошо помнит первую часть. Ведь ее антихудожественные кондиции были поистине невыносимы для среднестатистического ума. В сиквеле же появились зачатки важнейшей кинодобродетели — сдержанности.
Посмотреть расписание фильма «РЭД-2» в иркутских кинотеатрах вы можете здесь.