«Карнавальная ночь», 1956
Директор Дома культуры Огурцов (Игорь Ильинский) заявляет своим подопечным: «Есть установка — весело встретить Новый год». Но, вопреки собственному заявлению, боязливый бюрократ и непроходимый тупица Огурцов угрожает превратить праздник в занудное официозное мероприятие. Помешать этому берутся участники самодеятельности во главе с парочкой простых и молодых ребят (Людмила Гурченко и Юрий Белов).
Роскошный советский ромком, сатирическая комедия и пышный мюзикл в одном лице. Музыка и песни латвийского композитора Анатолия Лепина перемежаются ударными репризами: лектор (Сергей Филиппов) пытается рассказать, есть ли жизнь на Марсе; клоуны Тип и Топ порицают сами себя за легкомысленное отношение к браку; Гурченко притворяется недотрогой, а Белов — собственным дедушкой.
Но главенствует в фильме, конечно, гениальный Ильинский с вереницей бессмертных огурцовских выражений: «Бабу-Ягу воспитаем в своем коллективе», «Костюмы надо заменить, ноги — изолировать», «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам».
«Человек ниоткуда», 1961
Антрополог Владимир Поражаев (Юрий Яковлев) отправляется в горную экспедицию. Ударившись головой, он попадает из черно-белого мира в цветной, где спасается из плена «снежных людоедов», прихватив с собой трогательного дикаря по прозвищу Чудак (Сергей Юрский).
Третий фильм Рязанова постигла та же участь, что и первый фильм Гайдая («Жених с того света») и четвертый фильм Данелии («Тридцать три»). «Человек ниоткуда» был выпущен в прокат буквально на несколько дней, а затем полностью изъят из него на десятилетия. Странно, но столь печальная участь почему-то постигла наименее зубастую из сатирических лент Рязанова.
Ведь в данном случае перед режиссером стояла нетипичная для него задача – всласть порезвиться на поле трюкачества и эксцентрики. Эльдару Александровичу это удалось. Если бы картину не положили на полку, Рязанов, возможно, еще не раз попробовал бы конкурировать с эксцентриком Гайдаем. Любопытное было бы соревнование.
«Гусарская баллада», 1962
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) из озорства дурит голову назначенному ей в женихи поручику Ржевскому (Юрий Яковлев). В день нападения Наполеона Шура переоденется в гусара и поскачет на фронт, где, разумеется, встретится со своим избранником, а он ее не узнает.
Искрометный водевиль, поставленный к 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Однако тот факт, что здесь все говорят стихами и раз в десять минут хором поют песню, ничуть не вредит историчности фильма. Главная героиня списана с кавалерист-девицы Надежды Дуровой, а военные сражения лишь немного уступают тем, которые воссоздаст Бондарчук в «Войне и мире».
Наконец, именно из этой картины (а не из романа Толстого, как многие ошибочно считают) шагнул в народный фольклор поручик Ржевский. В фильме он еще не такой скабрезный, как в анекдотах, но тоже истинный гусар. Других претендентов на эту роль, кроме Яковлева, не было и быть не могло.
«Берегись автомобиля», 1966
Страховой агент Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) взял на себя миссию бороться с взяточниками. Он угоняет их машины, а деньги отдает в детские дома. Но долго так продолжаться не может. Особенно после того, как лучшим другом Деточкина становится настырный следователь Подберезовиков (Олег Ефремов).
Первый фильм Рязанова, придуманный им в соавторстве с Эмилем Брагинским. Без этого легендарного сценаристского дуэта невозможно представить себе историю советской кинокомедии. Все дальнейшие главные рязановские достижения также будут связаны с именем Брагинского.
Начало многолетнего сотрудничества Рязанова с ленинградским композитором Андреем Петровым тоже было положено в работе именно над этой картиной. Петров стал для Рязанова тем же, кем Зацепин для Гайдая, — еще одним полноценным соавтором. А вот со Смоктуновским и Ефремовым режиссер, как ни жаль, больше уже не работал. В итоге Деточкин и Подберезовиков остались чуть ли не единственными комедийными ролями, сыгранными в кино двумя великими актерами.
«Зигзаг удачи», 1968
В канун 1969 года фотограф Володя Орешников (Евгений Леонов) выигрывает 10 тысяч рублей. Но удача прочертила свой зигзаг с закавыкой — счастливую облигацию Орешников купил не на свои, а на общие деньги, хранившиеся в кассе взаимопомощи.
«Зигзаг удачи» — седьмая комедия Рязанова, его третий и последний черно-белый фильм, второй новогодний и второй же, придуманный в соавторстве с Брагинским. «Зигзаг» — своего рода репетиция «Гаража». Это не самая знаменитая рязановская лента, но очень остроумная, чрезвычайно жизненная и по-хорошему злая.
Здесь у Рязанова впервые снимается Леонов (вторая встреча двух титанов комедии случится в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»). Но, как это часто бывает, наиболее интересными персонажами получились не главные, а второстепенные. Сыграли их в основном те актеры, с которыми Рязанов будет плотно сотрудничать и в дальнейшем, – Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Валентина Талызина.
«Старики-разбойники», 1971
Пожилого следователя Мячикова (Юрий Никулин) спроваживают на пенсию, а он не хочет. Тогда друг-ровесник сыщика Воробьев (Евгений Евстигнеев) уговаривает его совершить ограбление века – похитить из музея картину Рембрандта.
Юрию Никулину в свое время Рязанов мечтал отдать роль Юрия Деточкина, но не сложилось. Зато, согласившись участвовать в «Стариках», Никулин после этого уже не снялся ни в одной комедии.
«Старики» – своего рода продолжение «Берегись автомобиля». Еще одна криминально-трагикомическая история из жизни слегка сумасшедших интеллигентов. Вновь убойный авторский текст читает за кадром Юрий Яковлев. Опять герою противостоит молодой негодяй в подходящем исполнении Андрея Миронова. И заканчивается все так же — сценой суда. Правда, на этот раз суд оказался вымышленным, приснившимся. И никто уже не кричал: «Свободу Николаю Мячикову!».
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973
Шайка алчных итальянцев узнает от умирающей эмигрантки о сокровищах, до революции спрятанных в Петербурге. Все, кто это слышал, немедленно летят в Ленинград, а там их уже поджидает улыбчивый капитан милиции Васильев (Андрей Миронов) с букетом роз в руке и спрятанной рацией.
Один из самых лихих фильмов на свете, представляющий собой непрестанную полуторачасовую погоню с трюками и катастрофами. Чего стоит одна только посадка пассажирского самолета на действующее пригородное шоссе!
Фильм снимался совместно с Италией, но тамошние продюсеры пожадничали и не выделили нам ни одной своей звезды. Однако для советских зрителей это не стало проблемой — Андрея Миронова в главной роли всем хватило с лихвой. А одним из итальянцев Рязанов сделал своего любимца Евстигнеева. Получилось очень забавно — Мастроянни бы так не сыграл.
«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975
Московский хирург Женя (Андрей Мягков) перебрал под Новый год и очнулся уже в Ленинграде в чужой квартире. Там проживала учительница Надя (Барбара Брыльска), с которой у москвича поначалу вышел большой конфликт. Но вскоре они поймут: их встреча — не курьезный случай, а сама судьба. Женина невеста и Надин жених (Юрий Яковлев), конечно, будут огорчены, но ничего уже не поделаешь.
Один из главных новогодних фильмов на русском языке на протяжении вот уже 40 лет. Трехчасовая камерная мелодрама с шутками, стихами, песнями, поцелуями, драками и бесконечно обаятельными героями.
Именно после этого фильма страна узнала и полюбила Мягкова. Нашей национальной звездой стала и польская актриса Брыльска, хотя ни в каком другом советском хите она больше не снялась. Яковлев в «Иронии» тоже появился у Рязанова в последний раз, чтобы несколько отрезвить сентиментальную обстановку словами о том, что старое разрушить легко, а новое создать трудно. И еще о том, какая все-таки гадость эта ваша заливная рыба.
«Служебный роман», 1977
Отец-одиночка Новосельцев (Андрей Мягков) однажды воспользовался подлым советом коллеги Самохвалова (Олег Басилашвили) и попытался приударить за начальницей Калугиной (Алиса Фрейндлих). Эти смехотворные потуги неожиданно приводят к самым серьезным отношениям. И происходит маленькое чудо: общепризнанная мымра в одночасье изменяется до неузнаваемости. В лучшую сторону.
Самый совершенный рязановский фильм наряду с «Берегись автомобиля». Здесь прекрасно все! Даже из сюжета на этот раз не выпирают никакие натянутости, как в «Иронии судьбы».
О действующих лицах и говорить нечего. Мягков и Фрейндлих проявляют чудеса перевоплощения, словно соревнуясь в актерском мастерстве. Впервые Рязанов снимает Басилашвили, который станет его любимым актером в следующем десятилетии. Слава артистки сомнительных достоинств Ахеджаковой тоже началась с этого фильма.
Главное в «Служебном романе» — продолжительные парные сцены с Калугиной и Новосельцевым. Пересматривать и вспоминать их можно бесконечно.
«Гараж», 1979
В гаражном кооперативе «Фауна» накаляются практически животные страсти. Внезапно поступило распоряжение снести четыре гаража, а значит, четырех пайщиков придется вычеркнуть. Кого именно? Этот вопрос разрешится только под утро, но зато восторжествует хоть какая-то справедливость.
Один из самых острых сатирических фильмов советского времени. Еще за десять лет до того ничего подобного на наших экранах появиться просто не могло. Но на излете застоя цензура немного ослабила вожжи, чем незамедлительно воспользовался Эльдар Александрович, уже тогда считавшийся главным киносатириком страны.
«Гараж» — последняя удачная комедия Рязанова, в которой смешное еще не отходит на второй план под натиском печального. Про «Бедного гусара», «Вокзал для двоих» и «Забытую мелодию для флейты» этого уже не скажешь. Про рязановские фильмы 90-х — тем более.
Едкость, язвительность, разоблачительная сила «Гаража» актуальны и по сей день, несмотря на то, что описываемые здесь реалии, казалось бы, навсегда ушли в прошлое. Однако люди-то остались теми же. Так что «Гаражу», возможно, суждена столь же долгая жизнь, как сатирам Рабле, Свифта и Салтыкова-Щедрина.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»
Как ни крути, Гайдай своими фильмами делает Рязанова.
Рязанов - режиссёр хороший, но не лучший.
В обзоре зря не упомянули о фильме «Небеса обетованные».