Три недели назад ваш обозреватель пытался предсказать лауреатов и, как теперь выяснилось, преуспел в этом лишь наполовину. К счастью, гадать и предполагать больше ни к чему, поэтому сегодня можно ограничиться простым перечислением победителей со скупыми комментариями незадавшегося пророка.
Лучший оригинальный сценарий — Джош Сингер и Том МакКарти («В центре внимания»)
Реальная история про бостонских газетчиков, разоблачающих священников-педофилов, снята не по документальной книжке, как чаще всего бывает в таких случаях. Впрочем, основой картины об этом журналистском расследовании наверняка послужили те сотни материалов, которые были опубликованы по его итогам.
Формальность соблюдена — сценарий оригинальный. К тому же все остальные претенденты в этой номинации (даже «Шпионский мост», написанный братьями Коэнами!) на порядок слабее.
Лучший адаптированный сценарий — Чарльз Рэндолф и Адам МакКей («Игра на понижение»)
«Игра на понижение» поставлена по нон-фикшну Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы». Прочие сценарии, представленные в номинации, написаны по мотивам художественных бестселлеров, а это привычнее и легче. Так что по причине своей «документальности» сценарий «Игры на понижение» был просто обречен на победу.
Лучшая актриса второго плана — Алисия Викандер («Девушка из Дании»)
Этот результат тоже можно было ожидать. И актриса хорошая, и фильм про транссексуала. Картину такой тематики никак нельзя было обойти вниманием. Но если бы наградили исполнителя главной роли (Эдди Редмейна), академиков просто бы никто не понял.
Лучший в шести номинациях — «Безумный Макс: Дорога ярости»
Опасения вашего автора, что кинокадемики, которые не очень любят боевики, обойдут вниманием «Безумного Макса», оказались напрасны. Эпический блокбастер Джорджа Миллера получил целых шесть «Оскаров» — лучший монтаж, лучшая работа художника, лучший дизайн костюмов, лучший грим и прически, лучший звук, лучший звуковой монтаж. Конечно, это номинации технические, второстепенные, но всё равно приятно.
Лучший оператор — Эммануэль Любецки («Выживший»)
Мексиканский искусник кинематографической съемки стал первым в истории премии оператором, который получил три «Оскара» подряд — с 2014 по 2016 годы. Ничего не поделаешь: видимо, сегодня просто нет других операторов, равных Любецки. Особенно приятно, что снятые им фильмы («Гравитация», «Бёрдмэн», «Выживший») хороши сами по себе.
Лучшие спецэффекты — «Из машины»
Полнейшая неожиданность! Самые роскошные компьютерные трюки Академия разглядела не в «Звездных войнах», не в «Безумном Максе», не в «Марсианине» и даже не в медведице из «Выжившего». Победила скромная артхаусная фантастика «Из машины», да еще и британского производства.
Если вдуматься, это очень взвешенное решение. Не каждый же год награждать за спецэффекты 100-миллионные блокбастеры. Бюджет «Из машины» — всего 13 миллионов, однако и там есть на что посмотреть.
Лучший анимационный полнометражный фильм — «Головоломка»
За редким исключением мультфильмы студии «Пиксар» выигрывают в этой номинации с 2004 года. В прошлый раз было иначе. Тогда победил диснеевский «Город героев», но лишь потому что пиксаровцы в тот сезон не выпустили ни одной полнометражной картины.
Лучший актер второго плана — Марк Райлэнс («Шпионский мост»)
В ретротриллере Стивена Спилберга англичанин Райлэнс исполнил роль знаменитого советского шпиона Рудольфа Абеля. Для России особенно приятно, что наш национальный герой был сыгран британцем безо всяких негативных красок. Точно таким же Абель легко мог предстать и в советском фильме.
Лучший документальный фильм — «Эми»
Как мне уже доводилось замечать, «Эми» — самый сентиментальный фильм из всех нынешних претендентов во всех номинациях. Эта картина способна растрогать даже тех, кто до этого знать ничего не знал об ушедшей слишком рано певице Эми Вайнхаус.
Лучший зарубежный фильм — «Сын Саула»
Данный победитель тоже был абсолютно предсказуемым. В картине венгерского режиссера Ласло Немеша с душераздирающими подробностями рассказывается об Освенциме. Хоть один по-настоящему «тяжелый» фильм обязательно должен присутствовать среди награжденных. Эту функцию «Сын Саула» и выполнил.
Лучшая музыка к фильму — Эннио Морриконе («Омерзительная восьмерка»)
Свершилось! Грандиозного итальянского кинокомпозитора номинировали пять раз, а в 2007 году вручили ему внеконкурсный «Оскар» за выдающиеся заслуги. Видно, решили, что отмечать Морриконе за новые саундтреки уже не придется. Но на 88-м году его жизни награда всё-таки нашла героя.
Лучшая режиссерская работа — Алехандро Гонсалес Иньярриту («Выживший»)
Мексиканец Иньярриту признан лучшим режиссером второй год подряд (в прошлый раз — за фильм «Бёрдмэн»). До этого подобной чести удостаивались лишь двое голливудских классиков первой половины прошлого века — Джон Форд и Джозеф Л. Манкевич.
Лучшая женская роль — Бри Ларсон («Комната»)
У 26-летней старлетки Ларсон была только одна значимая конкурентка — 46-летняя Кейт Бланшетт. Но у Кейт уже есть два «Оскара», а делать из нее вторую Мерил Стрип академики явно не собираются.
К тому же у мисс Ларсон еще и роль подобающая — мать ребенка, вынужденно проведшего всё детство в одной и той же комнате. Роль несчастной матери сыграна, как и положено, на грани нервного срыва.
Лучший актер — Леонардо Ди Каприо («Выживший»)
Самая предсказуемая победа, в которой не сомневался, кажется, ни один человек на свете. Еще 14 января, когда были объявлены номинанты, весь мир с облегчением понял: на этот раз Лео просто не удастся избежать награждения.
Лучший фильм — «В центре внимания»
Неожиданный итог, хотя и не сенсация. Среди восьми кандидатов должен был победить или этот фильм, или «Игра на понижение». Обе картины чем-то похожи, только «Игра» — ироничная трагикомедия с модернистскими выкрутасами, а «В центре внимания» — классическая драма о подлинных событиях в лучших традициях прошлого века.
Несколько раз уступив новым веяниям, в самой главной номинации академики предпочли остаться приверженцами привычного подхода к киноискусству. Тем лучше: кто-то должен оставаться хранителем старозаветных голливудских традиций. И пока в Голливуде продолжат снимать фильмы под «Оскар», есть шанс, что комиксы и блокбастеры не поглотят собой всё живое, что еще осталось в американском кино.
Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»
Слыхали? Лео набухался в дрова и забыл свой Оскар в ресторане. Вот так и болей за человека 22 года.