В этом году Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского открывает предъюбилейный 79-й театральный сезон. К этому событию для зрителей подготовили премьеру классической оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» в постановке талантливого режиссера и балетмейстера из Санкт-Петербурга, лауреата премии «Золотая маска» Гали Абайдулова.
Мастер приехал в Иркутск по приглашению главного дирижера театра Виктора Олина. Накануне премьеры мы встретились с постановочной группой «Принцессы цирка», поговорили о работе над опереттой и ее актуальности в наше время.
«Принцесса цирка» написана в 1926 году. Как возник ее замысел? Как вспоминал сам Имре Кальман, обращаясь к своим соавторам-драматургам: «Я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильва“, оперетту, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке».
В поисках вдохновения венгерский композитор пошел на цирковое представление, где увидел таинственного акробата в маске. Это был русский эмигрант из знатной семьи. Так ему приходилось зарабатывать на жизнь, а маска нужна была для неузнаваемости. Поэтому сюжет первого либретто был связан с Россией, а у директора цирка была фамилия Станиславский. Уже позднее драматурги перенесли действие во Францию.
Первая премьера «Принцессы цирка» на сцене Иркутского театра музыкальной комедии состоялась в 1944 году — во время Великой Отечественной войны. Зал театра был переполнен. Среди зрителей были и раненые бойцы, проходившие лечение в иркутских госпиталях. Мелодии Кальмана несли людям мечту о светлом будущем, о всепобеждающей любви, о том, что наступит прекрасное завтра.
Впервые «Принцессу цирка» в Иркутске показали в 1944 году. Зал был переполнен.
В дальнейшем оперетта еще не раз радовала зрителей: в 1956, 1964, 1985 и 2003 годах. В 2003 году постановка носила название «Мистер Икс». Менялись постановщики, авторы либретто, исполнители, но музыка Кальмана оставалась все такой же чарующей. И вот спустя 16 лет «Принцесса цирка» возвращается на сцену Иркутского музыкального театра.
— Виктор Сергеевич Олин — музыкант и человек, которому я полностью доверяю как профессионалу еще с тех времен, когда мы вместе работали в Екатеринбурге, — рассказал режиссер Гали Абайдулов. — Я не мог отказать ему, особенно после того, как услышал название спектакля. Ведь «Принцесса цирка» — прекрасный образец классический оперетты.
Как жанр классическая оперетта всегда испытывала определенные сложности с постановками. В последнее время ее пытаются излишне эпатировать. Но создатели спектакля ушли от этого. Для Виктора Олина совместная работа с Гали была полна интересных открытий.
— Мы имеем дело с мастером старой школы, носителем традиций, который блестяще знает классическую оперетту, — поделился мнением дирижер. — Он потрясающе слышит партитуры, находит интересные оттенки, которые раньше мне даже не приходили в голову, хотя «Принцессу цирка» я играю уже давно и, казалось бы, знаю досконально до каждой ноты. Спектакль обещает быть замечательным, поэтому ждем всех на премьеру.
Создатели постановки не стремились к новациям. Самым главным для них было сохранить в неприкосновенности партитуру спектакля — его музыкальную и вокальную части. Как говорит режиссер, ни один шлягер не пропал.
— Классическая оперетта — один из самых сложных театральных жанров. Нужно спеть, сыграть и станцевать одномоментно. При этом, должно быть впечатление полной легкости, никто не должен видеть никаких усилий. Все должны получать максимальное эстетическое наслаждение от игры, вокала и виртуозности исполнения танцевальных па, — объяснил Гали Абайдулов.
В центре повествования «Принцессы цирка» — классический любовный треугольник: Мистер Икс — Теодора Вердье — Барон де Кревельяк. Создателям спектакля хотелось усилить и подчеркнуть человеческую драму главных героев, добиться того, чтобы зритель сопереживал им.
— В этой работе мы добились главного: наши артисты стали интонировать, а разные интонации несут разные смыслы. Актеры проживают эту историю как большие драматичные артисты, — подчеркнул режиссер.
Сценографию и костюмы для оперетты создавала художник из Санкт-Петербурга Елена Вершинина. Ранее она уже работала с Иркутским музыкальным театром, оформляя постановку «Веселая вдова».
— Спектакль «Принцесса цирка» легко придумывался. В то же время в нем огромная легкость сочетается с большой трагичностью, когда ты смотришь, вроде смеешься, а на самом деле хочется плакать, — рассказывает художник. — Здесь цирк не настоящий, он как бы игрушечный, в котором герои существуют при звездном небе, Луне, под куполом цирка. Используются занавес, закулисы театра и сцена — арена, в общем-то это и есть вся наша жизнь, на которой мы и плачем, и работаем, и танцуем.
Елена — большой мечтатель и человек, тонко чувствующий театр. Сама она рассказала, что вдохновлялась старинными открытками с изображением цирка. По ее словам, этот спектакль — не о цирке, не о шоу, а о духовных материях, об отношениях мужчины и женщины, об обидах. И поэтому все оформление немного плоское, но механическое.
— Сейчас же тоже так в жизни. Сначала я бизнесмен такой деловой-деловой, а на самом деле все иначе оказывается. И так происходит трагедия, а может и не трагедия, кто его знает, — поясняет художник.
— «Принцесса цирка» — абсолютно современная история. Проблема любовных треугольников — вечная тема, — добавляет Гали Абайдулов. — Но это будет спектакль, не похожий на прежние. Артисты уже чувствуют, что так они раньше не играли. Надеюсь, будет интересно и тем, кто влюблен в классику, и тем, кто ждет чего-то нового.
***
«Принцессу цирка» представят 28 и 29 сентября, 3 и 15 октября на сцене Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского. Время начала спектаклей и стоимость билетов можно уточнить в Афише IRK.ru.
Фотографии предоставлены Иркутским областным музыкальным театром имени Н. М. Загурского
Алина Вовчек, IRK.ru