«К северу через северо-запад» (США, 1959 год, 12+)
Разбитного рекламщика (Кэри Грант) по недоразумению принимают за несуществующего в реальности шпиона, выдуманного в разведуправлении. Ребята из разведки уговаривают рекламиста притвориться тем вымышленным супершпионом, чтобы операция по разоблачению крупного госпреступника не провалилась. И тот берется за данное дело, благо туда, как всегда у Хичкока, оказывается замешана точеная блондинка то ли с порочными, то ли с добродетельными наклонностями.
В этом позднем шлягере виртуозного киношника Альфреда Хичкока живописные злоключения гранд-джентльмена Гранта предвосхитили сразу всю бондиану, даром что фильм был снят за три года до «Доктора Ноу», первой серии похождений агента 007. И абсолютному большинству когда-либо снятых боевиков, шпионских триллеров и приключенческих детективов до этой картины — как до планеты Сатурн. «К северу через северо-запад» — нетленный и неповторимый остросюжетный шедевр, из которого, как из гоголевской «Шинели», вышла вся голливудская школа кинобоевика-блокбастера.
«Хороший, плохой, злой» (Италия, 1966 год, 16+)
Во время Гражданской войны в США три замечательно циничных и только отчасти разнохарактерных авантюриста спешно ищут клад — кто быстрей. Место встречи Хорошего (Клинт Иствуд), Плохого (Ли Ван Клиф) и Злого (Илай Уоллак) изменить нельзя: сходимся у раскопанной могилы с сундуком мертвеца.
Никакая картина не напрашивается на звание «главного вестерна в истории» так сильно, как эта. «ХПЗ» — не только первейший из мужских фильмов, но и образец киноискусства: колориту, монтажу, визуальности, ритму, юмору режиссера Серджо Леоне следует учиться и учиться всякому, кто берет в руки камеру. А первой мелодией, возникающей в голове при любой мысли о Диком Западе, навек обречена быть музыка гениального Эннио Морриконе именно из этой картины.
«Барри Линдон» (Великобритания, США, 1975 год, 16+)
Во время Семилетней войны (1756–1763) небогатый ирландец Редмонд Барри (Райан О’Нил) колесит по Европе, силясь достичь успеха на всяком подворачивающемся под руку поприще. Но фортуна улыбается лишь негодяям: лишь после того как Барри напрочь позабудет о своей первой возлюбленной, дезертирует из армии, станет шпиком и шулером, его настигнут материальные блага.
«Барри Линдон» — самое яркое свидетельство фантастических творческих усилий кинематографиста Стэнли Кубрика. Так, как он, в кино больше не выкладывался никто, даже наш Алексей Герман.
Думается, эта лента нисколько не потускнеет и через тысячу лет, ибо она рассказывает не о будущем (как смехотворная в своих пророчествах, хотя и тоже великая, «Космическая одиссея 2001 года»), а о прошлом. И рассказывает с максимально допустимой полнотой: лишь изобретение машины времени способно будет пошатнуть убедительность настоящей постановки. Десятая постановка Кубрика завораживает не просто бережным погружением в прошлое, но и художественной безукоризненностью.
«Осенний марафон» (СССР, 1979 год, 12+)
46-летний ленинградский переводчик Андрей Павлович Бузыкин (Олег Басилашвили) живет в режиме марафонца поневоле. Ежеутренне совершает утомительную пробежку со своим коллегой — датским профессором Хансеном. Ежедневно преподает в университете переводческую науку. Ежевечерне спешит к любовнице (Марина Неелова), а от нее — к жене (Наталья Гундарева). И порочной этой круговерти нет ни конца ни края.
Восхитительная «печальная комедия» великого мастера этого жанра Георгия Данелии, которую давно пора вносить в реестр самых безупречных фильмов на свете. Трудно и припомнить другое кинопроизведение, столь же совершенное во всех отношениях. Над лентой трудились лучшие силы тогдашнего советского кино, но в данном случае они не просто выложились по полной, а еще и спелись в идеально слаженный ансамбль.
«Осенний марафон» — квинтэссенция данелиевского почерка. Отточенность и соразмерность на всех уровнях. Содержательные, но предельно естественные диалоги, которые ничего не стоит заучить наизусть уже после нескольких просмотров. Тончайшее остроумие каждой сцены — и вербальное, и визуальное. Наконец, вопиющие правдоподобие и узнаваемость. Возможно, сравнительную малоизвестность «Марафона» за рубежом следует признать наиболее досадным пробелом в общепризнанной истории мирового кино.
«Убить Билла» (США, 2003 год, 18+)
Киллерша из расформированного преступного отряда «Смертоносные гадюки» по прозвищу Черная мамба (Ума Турман) ищет по всему свету своего бывшего любовника и босса Билла (Дэвид Кэрредин). На пути к этому обаятельному подлецу Мамба расправляется с другими своими экс-коллегами. Впрочем, их Черная мамба ликвидирует лишь для проформы — по-настоящему она одержима одной-единственной целью: убить именно что ненавистного Билла.
«Убить Билла» — едва ли не самый зрелищный фильм из когда-либо снятых. Он производит оглушительное впечатление на всякого, кто впервые (и даже не обязательно впервые) его посмотрит.
Конечно, были еще на свете очень зрелищные картины, а были и ленты крайне высокохудожественные, но никогда еще зрелищность, драйв, превосходный высокобюджетный экшн не становились объектом эстетического внимания со стороны представителя стопроцентно авторского кино (ибо если уж Тарантино — не «автор», то тогда кто же?). Словом, в «Убить Билла» счастливо сочетаются подлинная кинокрасота и образцовое кинодействие.
А длиннющая змеюка Ума Турман стала таким же идеальным героем вестерна, каким в 60-х считался еще более высоченный блондин Клинт Иствуд. Аккурат тогда, когда эта Черная мамба своевольно решила стать героиней мелодрамы, Билл и выстрелил ей в голову — не из ненависти, а из любви, дабы выдернуть лучшую девушку в США из прозябания в заштатном музмагазине и замужней жизни с каким-то ничтожеством. И затем вернуть ее туда, где ей истинное место — в фильм Тарантино.
Кадры из фильмов с сайта www.kinopoisk.ru
А вы согласны с автором? Расскажите о ваших любимых фильмах в комментариях.
Евгений Новицкий, IRK.ru
Удивительно, что Новицкий вообще что-то указал из советского-российского кинематографа. Спасибо вам, Евгений!!! Хоть за один фильм….