Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

Лучшие фильмы по мнению Евгения Новицкого

По просьбам читателей кинокритик Евгений Новицкий рассказал о фильмах, которые, по его мнению, являются лучшими.

«К северу через северо-запад» (США, 1959 год, 12+)

Разбитного рекламщика (Кэри Грант) по недоразумению принимают за несуществующего в реальности шпиона, выдуманного в разведуправлении. Ребята из разведки уговаривают рекламиста притвориться тем вымышленным супершпионом, чтобы операция по разоблачению крупного госпреступника не провалилась. И тот берется за данное дело, благо туда, как всегда у Хичкока, оказывается замешана точеная блондинка то ли с порочными, то ли с добродетельными наклонностями.

Обескураженный герой фильма пытается убежать от преследователей
Обескураженный герой фильма пытается убежать от преследователей

В этом позднем шлягере виртуозного киношника Альфреда Хичкока живописные злоключения гранд-джентльмена Гранта предвосхитили сразу всю бондиану, даром что фильм был снят за три года до «Доктора Ноу», первой серии похождений агента 007. И абсолютному большинству когда-либо снятых боевиков, шпионских триллеров и приключенческих детективов до этой картины — как до планеты Сатурн. «К северу через северо-запад» — нетленный и неповторимый остросюжетный шедевр, из которого, как из гоголевской «Шинели», вышла вся голливудская школа кинобоевика-блокбастера.

«Хороший, плохой, злой» (Италия, 1966 год, 16+)

Во время Гражданской войны в США три замечательно циничных и только отчасти разнохарактерных авантюриста спешно ищут клад — кто быстрей. Место встречи Хорошего (Клинт Иствуд), Плохого (Ли Ван Клиф) и Злого (Илай Уоллак) изменить нельзя: сходимся у раскопанной могилы с сундуком мертвеца.

Клинт Иствуд в фильме «Хороший, плохой, злой»
Клинт Иствуд в фильме «Хороший, плохой, злой»

Никакая картина не напрашивается на звание «главного вестерна в истории» так сильно, как эта. «ХПЗ» — не только первейший из мужских фильмов, но и образец киноискусства: колориту, монтажу, визуальности, ритму, юмору режиссера Серджо Леоне следует учиться и учиться всякому, кто берет в руки камеру. А первой мелодией, возникающей в голове при любой мысли о Диком Западе, навек обречена быть музыка гениального Эннио Морриконе именно из этой картины.

«Барри Линдон» (Великобритания, США, 1975 год, 16+)

Во время Семилетней войны (1756–1763) небогатый ирландец Редмонд Барри (Райан О’Нил) колесит по Европе, силясь достичь успеха на всяком подворачивающемся под руку поприще. Но фортуна улыбается лишь негодяям: лишь после того как Барри напрочь позабудет о своей первой возлюбленной, дезертирует из армии, станет шпиком и шулером, его настигнут материальные блага.

«Барри Линдон» — самое яркое свидетельство фантастических творческих усилий кинематографиста Стэнли Кубрика. Так, как он, в кино больше не выкладывался никто, даже наш Алексей Герман.

Фильм снят по мотивам романа Уильяма Теккерея «Записки Барри Линдона» (1844)
Фильм снят по мотивам романа Уильяма Теккерея «Записки Барри Линдона» (1844)

Думается, эта лента нисколько не потускнеет и через тысячу лет, ибо она рассказывает не о будущем (как смехотворная в своих пророчествах, хотя и тоже великая, «Космическая одиссея 2001 года»), а о прошлом. И рассказывает с максимально допустимой полнотой: лишь изобретение машины времени способно будет пошатнуть убедительность настоящей постановки. Десятая постановка Кубрика завораживает не просто бережным погружением в прошлое, но и художественной безукоризненностью.

«Осенний марафон» (СССР, 1979 год, 12+)

46-летний ленинградский переводчик Андрей Павлович Бузыкин (Олег Басилашвили) живет в режиме марафонца поневоле. Ежеутренне совершает утомительную пробежку со своим коллегой — датским профессором Хансеном. Ежедневно преподает в университете переводческую науку. Ежевечерне спешит к любовнице (Марина Неелова), а от нее — к жене (Наталья Гундарева). И порочной этой круговерти нет ни конца ни края.

У главного героя нерешительный характер: он не может оставить жену и уйти к любимой женщине
У главного героя нерешительный характер: он не может оставить жену и уйти к любимой женщине

Восхитительная «печальная комедия» великого мастера этого жанра Георгия Данелии, которую давно пора вносить в реестр самых безупречных фильмов на свете. Трудно и припомнить другое кинопроизведение, столь же совершенное во всех отношениях. Над лентой трудились лучшие силы тогдашнего советского кино, но в данном случае они не просто выложились по полной, а еще и спелись в идеально слаженный ансамбль.

«Осенний марафон» — квинтэссенция данелиевского почерка. Отточенность и соразмерность на всех уровнях. Содержательные, но предельно естественные диалоги, которые ничего не стоит заучить наизусть уже после нескольких просмотров. Тончайшее остроумие каждой сцены — и вербальное, и визуальное. Наконец, вопиющие правдоподобие и узнаваемость. Возможно, сравнительную малоизвестность «Марафона» за рубежом следует признать наиболее досадным пробелом в общепризнанной истории мирового кино.

«Убить Билла» (США, 2003 год, 18+)

Киллерша из расформированного преступного отряда «Смертоносные гадюки» по прозвищу Черная мамба (Ума Турман) ищет по всему свету своего бывшего любовника и босса Билла (Дэвид Кэрредин). На пути к этому обаятельному подлецу Мамба расправляется с другими своими экс-коллегами. Впрочем, их Черная мамба ликвидирует лишь для проформы — по-настоящему она одержима одной-единственной целью: убить именно что ненавистного Билла.

«Киллерша по прозвищу Черная мамба»
«Киллерша по прозвищу Черная мамба»

«Убить Билла» — едва ли не самый зрелищный фильм из когда-либо снятых. Он производит оглушительное впечатление на всякого, кто впервые (и даже не обязательно впервые) его посмотрит.

Конечно, были еще на свете очень зрелищные картины, а были и ленты крайне высокохудожественные, но никогда еще зрелищность, драйв, превосходный высокобюджетный экшн не становились объектом эстетического внимания со стороны представителя стопроцентно авторского кино (ибо если уж Тарантино — не «автор», то тогда кто же?). Словом, в «Убить Билла» счастливо сочетаются подлинная кинокрасота и образцовое кинодействие.

А длиннющая змеюка Ума Турман стала таким же идеальным героем вестерна, каким в 60-х считался еще более высоченный блондин Клинт Иствуд. Аккурат тогда, когда эта Черная мамба своевольно решила стать героиней мелодрамы, Билл и выстрелил ей в голову — не из ненависти, а из любви, дабы выдернуть лучшую девушку в США из прозябания в заштатном музмагазине и замужней жизни с каким-то ничтожеством. И затем вернуть ее туда, где ей истинное место — в фильм Тарантино.

Кадры из фильмов с сайта www.kinopoisk.ru

А вы согласны с автором? Расскажите о ваших любимых фильмах в комментариях.

Евгений Новицкий, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Hecbx 2 декабря 2019 в 12:31

    Удивительно, что Новицкий вообще что-то указал из советского-российского кинематографа. Спасибо вам, Евгений!!! Хоть за один фильм….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля