«Донни Дарко» (2001)
Мистический триллер Ричарда Келли про подростка (Джейк Джилленхол), томительно переживающего что-то вроде предсмертного опыта наяву. «Донни Дарко» провалился в прокате, но со временем обрёл культовый статус, сделал главного актёра большой звездой, а режиссёра так и оставил вундеркиндом (Келли было 25 на момент выхода фильма) с одним шедевром. История об ужасах взросления в одноэтажной Америке 80-х встречается с научной фантастикой о параллельных вселенных, Джилленхол встречается с говорящим кроликом, скоро случится то ли благословенный конец света, то ли просто начнётся проклятая «взрослая жизнь» — и неизвестно ещё, что из этого хуже.
«25-й час» (2002)
Несколько театральная драма про последние сутки наркоторговца перед отправкой на зону. Монти (Эдвард Нортон) пытается попрощаться с близкими и попутно разобраться в том, что и когда в его жизни пошло не так. Блестящая игра Эдварда Нортона заставляет прожить и прочувствовать маленькую и, в общем-то, ничем особо не примечательную жизнь персонажа, проводя зрителя от дежурного сочувствия до растворяющего катарсиса в конце, а отчаянный пятиминутный монолог главного героя с посыланием к чёрту всех и вся представляет отдельную ценность.
«Нефть» (2007)
Расхваленный критиками голливудский эпос. Экранизация большого американского романа о предприимчивом до одержимости нефтянике (Дэниэл Дэй-Льюис).
«Нефть» — «Гражданин Кейн» 21-го века, в чём-то повторяющая его судьбу и поговорку про разницу между киноманом и кинокритиком: первый смотрел всё, кроме «Гражданина Кейна», второй — ничего, кроме «Гражданина Кейна». Так и «Нефть» часто остаётся где-то на задворках зрительского внимания, что напрасно.
Режиссер Пол Томас Андерсон одной этой работой навечно поставил себя в ряд великих, а также окончательно утвердил в величии актёра Дэниэла Дэй-Льюиса, получившего за «Нефть» вторую (из трёх — что не побитый никем рекорд) статуэтку «Оскар».
«Рестлер» (2008) 16+
Жизнеописание профессионального рестлера в предпенсионном и предынфарктном состоянии, замечательно зарифмованное Дарреном Аранофски с личной историей исполнителя главной роли Микки Рурка. Секс-символ 80-х к тому времени последовательно уничтожил сначала свою карьеру, потом взялся за уничтожение самого себя. «Рестлер», который примерно о том же, стал для полузабытого Рурка спасительной самотерапией и, казалось, шансом для возрождения, которым, впрочем, Рурк так и не воспользовался.
«Территория» (2014) 16+
Величественное и несбыточное кино-воспоминание, производственная драма о забытых сегодня героях-геологах в умопомрачительных пейзажах Сибири и русского Севера. Редкий и вымирающий вид отечественного кинематографа, который повстречаешь — глазам не поверишь. История о естественном мужестве, преодолении собственных слабостей, покорении природы, торжестве жизни и о том самом Человеке, который с большой буквы и гордо звучит.
«Мартин Иден» (2019) 16+
Неклассическая экранизация классического романа Джека Лондона. Автобиографический «Мартин Иден» приходит на ум первым, стоит только подумать о произведениях про становление мужского характера. Рассказ о необразованном моряке, который ради обожествляемой им аристократки решает стать писателем и войти в высший свет, но находит только разочарование в буржуазных ценностях и жизни вообще, давно обрёл бессмертие и универсальность.
Режиссёр Пьетро Марчелло, лишний раз доказывая это, переносит действие из Америки в Италию, меняет имена персонажей, старательно стилизует картину под европейскую кинотрадицию 60-х, играет с цветом, внезапно пускает документальные кадры хроник 20-го века. Неизменным остаётся одно — огромное сердце героя, бьющееся молотом с экрана.
«Дело Ричарда Джуэлла» (2019) 16+
Последняя на данный момент режиссёрская работа прославленного Клинта Иствуда, любой из фильмов которого достоин места как в этом, так и в любом другом списке. Биографическая драма по реальным событиям о взрыве во время Олимпийских игр в Атланте 1996 года.
Взрывное устройство под трибунами незадолго до взрыва обнаружил местный охранник, что помогло избежать большого количества жертв. В прессе тем временем начинается умелая травля: выясняется, что спасший людей мужчина сам не без странностей и подозрительных эпизодов в прошлом, и вот недавний герой превращается в главного подозреваемого. Под стать самому Иствуду — благородное, сдержанное и знающее себе цену кино о справедливости.
Смотрели эти фильмы? Какими бы картинками вы дополнили эту подборку?
Обзор подготовил Вадим Пашин, специально для IRK.ru
Мой первый комментарий!
Моему тезке об этом напомните!