Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

Пять фильмов про гениальных сыщиков с лихо закрученным сюжетом

Ежегодно 25 июля в России отмечается День сотрудника органов следствия. К этой дате мы вспомнили пять фильмов о следователях и их нелегкой работе.

Жанр «детектив», один из самых востребованных в мировом кинематографе, в России же занимает, наверное, вторую строчку по популярности — после фильмов о войне. Это не удивительно, ведь хорошо написанная история, в основе которой лежит загадка или интрига, всегда увлекает зрителя и взывает к чувству любопытства.

Сегодня мы рассмотрим несколько культовых советских и нашумевших российских фильмов о следователях, которые ведут свои дела в разное время и в разных странах.

«Берегись автомобиля» (1966)

Прекрасная работа мэтра Рязанова оставляет светлые чувства и легкое настроение своим веселым повествованием, смешными шутками и карикатурными характерами персонажей.

Легендарная комедия Эльдара Рязанова, которая разобрана на цитаты. Юрий Деточкин работает страховым агентом и настолько нелеп, что никто не может заподозрить его в краже автомобилей, даже серьёзный следователь Максим Подберёзовиков. Ситуацию обостряет то, что оба играют в постановке «Гамлет», который ставит любительский театр.

В процессе расследования и подготовке к премьере непутевый преступник, который пытается восстановить социальную справедливость, и детектив, который идёт по его следу, сближаются и становятся друзьями. Но рано или поздно все прегрешения Деточкина выходят наружу. Впрочем, он их и не сильно скрывает, поэтому перед Подберёзовиковым встаёт дилемма, отправить друга под суд или закрыть на все глаза.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Один из эталонных детективов Станислава Говорухина не только советского, но и мирового кинематографа, выполненный по всем законам жанра.

Глеб Жеглов и Владимир Шарапов — кажется, самые известные сыщики на постсоветском пространстве. Молодой офицер Шарапов попадает после войны в отдел по борьбе с бандитизмом под начальством Жеглова.

Новая служба тяготит Владимира, ведь страшная простота фронта, когда враг известен, не работает в условиях милицейского расследования, когда каждый подозреваемый — обычный гражданин. А суровые, подчас не совсем этичные методы работы Жеглова вызывают недовольство у честной натуры Шарапова. Тем не менее, идя от одной зацепки к другой, от одного подозреваемого к другому, запутанный клубок преступлений постепенно становится понятным, а главные герои приближаются к поимке банды «Черная кошка».

Колоритные персонажи, перестрелки, погони, атмосферное повествование, концентрирующееся на оперативной и следовательской работе, выполнено на высоком уровне. Сложные характеры непримиримого борца с преступностью Глеба Жеглова, роль которого стала титульной для Владимира Высоцкого, и немного наивного, но человечного Владимира Шарапова ещё долго будут основой для подражания.

«Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Начальник уголовного розыска города Унчанска Иван Лапшин охотится на банду убийц в 1930-е годы. Однажды к нему приезжает друг-журналист Ханин. У Ханина умерла жена, и несмотря на то, что он пытается держаться бодро и показывает всем свою наглость и невозмутимость, в глубине души он страдает, поэтому напрашивается к Лапшину «ловить жуликов». Одновременно с этим герои встречают начинающую актрису местного театра Наташу.

Фильм Алексея Германа мало фокусируется на расследовании преступлений, уделяя внимание в большей степени взаимоотношениям Лапшина, Ханина, Наташи и их окружения. В частности, Герман через взаимодействие персонажей и внимания к декорациям вокруг них передаёт портрет тех времен, когда гражданская война уже закончилась, идут пятилетки промышленного подъёма, а отечественная война даже не маячит на горизонте.

Обычная жизнь тех людей проста и непритязательна, а Иван Лапшин идет по ней, ведомый в первую очередь Ханиным и их подругой Наташей, которые разбавляют своей компанией его одиночество и даже затаскивают Ивана в театр. Но стоит только повествованию перейти непосредственно к следствию, то фильм сразу же становится жестким и грубым, а Лапшин показывает, что у него нет никаких иллюзий по поводу расследования и людей, которых он ищет.

«Статский советник» (2005)

Одним из главных детективных персонажей как российской литературы, так и кинематографа является Эраст Фандорин, герой серий детективов Бориса Акунина.

Фильм повествует о совместном расследовании, которое ведут непосредственно Фандорин и генерал Глеб Пожарский против террористической ячейки, которая совершает взрывы и убийства чиновников в Российской империи конца 19-го века.

Страна находится в преддверии великих потрясений. Но пока террористические акты малочисленны, а глава банды Грин руководствуется не только революционными соображениями, но и работает по наводке неизвестного информатора. Аристократичный Эраст Петрович и харизматичный Пожарский разными методами, но одновременно выходят на след Грина и его товарищей, которые любыми средствами готовы бороться за свои убеждения.

«Майор Гром: Чумной Доктор» (2021)

Основанный на одноименной серии комиксов российского издательства Bubble, фильм о майоре полиции Иване Громе, который ведет свое расследование против загадочного мстителя в костюме средневекового чумного доктора.

Суровый одиночка Гром не даёт спуску ни преступникам, ни себе, самостоятельно раскрывая больше дел, чем весь отдел полиции Петербурга. Поэтому его не увольняют, хотя характер у майора сложный и неприветливый, а его действия во многом основаны на грубой силе и нарушении устава. Более того, Ивана раздражает молодой непутёвый стажёр Дима Дубинин, которого приставило к Грому начальство и нахальная блогерка Юлия Пчёлкина.

Но вместе пройдя через многие препятствия ребята разгадают тайну Чумного Доктора. Несмотря на достаточно клишированный сюжет и некоторую неумышленную противоречивость истории, фильм, пытающийся совместить голливудский подход к супергероике с российским колоритом, можно считать успешным.

***

Это лишь небольшая часть интересных проектов, снятых про детективов и следователей. Тем не менее, у этих фильмов, таких разных и снятых в разное время, есть много общего. Кроме жанра и художественных приёмов, их персонажи — это убеждённые борцы с преступностью, которые готовы потратить огромные усилия, чтобы добраться до правды.

Смотрели эти фильмы? А какие картины о следователях и их работе знаете вы?

Павел Бутусин, специально для IRK.ru
Фотографии с сайта Kinopoisk.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля