Фильм, рассказывающий о том, что окружающий мир — это компьютерная симуляция, моментально стал кассовым блокбастером. Неудивительно, ведь картина обладала уникальной смесью сложного экшена и философской глубины.
Следующие фильмы с переменным успехом, но только закрепили за франшизой культовый статус.
Об идее и режиссёрах
К написанию сценария «Матрицы» молодые Лана и Лилли шли достаточно долго, перебирая варианты несколько лет. Являясь большими поклонниками комиксов, аниме и гик-культуры, Вачовски оставили обучение в колледже, чтобы заниматься творчеством — в частности, написанием историй для издательства Marvel и различных сценариев.
В один прекрасный момент они пришли к продюсерам Warner Bros. Лоренцо ди Бонавентура и Джоэлю Сильверу с идеями нескольких фильмов, одним из которых была концепция «Матрицы». Оценив смелость и необычность задумки, Бонавентура и Сильвер поставили несколько условий.
Первое — добавить в текст больше диалогов с разъяснением принципа работы Матрицы и создаваемой виртуальной реальности. Второе — поставить для начала фильм попроще, чтобы оценить творческий потенциал режиссёров. После того, как Вачовски сняли оценённый критиками и зрителями криминальный триллер «Связь», производству «Матрицы» дали зелёный свет.
О бюджете проекта
Чтобы сократить стоимость производства, съёмки перенесли в Австралию, в павильоны Fox. Впрочем, сначала студия всё равно выделила смешные 10 миллионов, явно недостаточные для фантастического фильма такого масштаба.
Тогда Вачовски пошли на авантюру, потратив всю сумму на открывающую восьмиминутную сцену с побегом Тринити от полиции и агентов. Когда боссы Warner увидели отснятый материал, то дальнейшие вопросы финансирования отпали.
О кастинге
Несмотря на то, что Киану Ривз идеально вписался в образ нелюдимого программиста Томаса Андерсона, он был далеко не первым кандидатом на эту роль. Рассматривались такие актёры, как Том Круз, Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Уилл Смит.
Последний отказался от роли сам ради съёмок в стимпанк-вестерне «Дикий-дикий Запад», ставшем впоследствии крупным провалом и заработавшем кучу «Золотых малин». По прошествии многих лет Смит записал видео, где объяснил свой отказ тем, что был профессионально не готов к участию в таком проекте.
В какой-то момент создатели фильма рассматривали идею поменять главному герою пол, чтобы Нео могла сыграть Сандра Буллок. Морфеуса мог сыграть Гэри Олдман, а агента Смита — Жан Рено. Кстати, вопреки слухам, Шон Коннери рассматривался на роль архитектора Матрицы, а не Морфеуса. Он отказался, не поняв сценарий.
О травмах на съемочной площадке
Чтобы производить впечатление мастеров кунг-фу, актёры тренировались несколько месяцев под руководством известного постановщика боёв Юйэня Воо-пина, работавшего с Джеки Чаном и Джетом Ли. Тренировки Киану Ривза были настолько суровы, что он заработал смещение шейных позвонков и приступил к съёмкам в шейном бандаже.
Впрочем, другие актёры и участники съемочной группы тоже не избежали травм. Например, Кэрри-Энн Мосс вывихнула лодыжку, но никому об этом не сказала, боясь потерять роль. А в сцене схватки Нео и Смита в метро пострадали два каскадёра. Одним из них был личный дублёр Киану Ривза Чад Стахелски, давший начало другой популярной франшизе с ним — «Джон Уик».
О спецэффектах
Но не только одними виртуозно поставленными драками и перестрелками запоминается фильм. Именно в «Матрице» во всей своей красе раскрывается такой приём, как «bullet time» или «slow mo». Сейчас эти эффекты распространены повсеместно, и только ленивый не использует их в своих фильмах. Но в конце 90-х это было совершено новое слово как в техническом, так и в повествовательном плане.
Описать эффект «bullet time» можно как замедление времени при быстром движении человека или объекта. Для того, чтобы добиться этого, сначала в подробностях фотографируют и снимают окружающий фон. Дальше на тросах подвешивают человека и делают тысячи фотографий со всех ракурсов на зелёном фоне. После этого тросы и камеры стираются из кадра и подставляется заранее снятый фон.
Мастеру по спецэффектам Джону Гаэте и его команде специалистов, кроме 120 фотокамер, понадобилось разработать программное обеспечение, способное обработать и правильно «склеить» отснятый материал. За проделанную уникальную работу технический персонал «Матрицы» получил четыре «Оскара» в номинациях по визуальным эффектам.
Фильм запоминается не только выдающейся постановкой и манерой съёмки. Для создания впечатления нереальности мира Матрицы были нарочно использованы специальные зелёные светофильтры, а для настоящего постапокалиптического мира — синие.
Самая узнаваемая часть франшизы, так называемый «матричный цифровой дождь», был создан дизайнером Саймоном Уайтли и состоит из отзеркаленных арабских цифр, букв латинского алфавита и японского языка катакана.
В одном из своих интервью Уайтли отмечал: «Мне нравится всем говорить, что матричный код был сделан из японской книги рецептов».
О сиквелах «Матрицы»
Большие кассовые сборы, любовь публики и критиков обеспечили появление сиквелов. Сами Вачовски говорили, что изначально и планировали трилогию. Два фильма-продолжения («Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция») снимались одновременно с марта 2001 по август 2002 и, по словам оператора Билла Поупа, сопровождались достаточно тяжёлой атмосферой и имели выматывающий эффект.
Пристальное внимание студии и общественности давило на персонал и актёров, не давая той свободы, что была на съёмках первой картины. Изначально Вачовски хотели выпустить две картины в кинотеатрах с промежутком в несколько недель, но студийные боссы настояли на нескольких месяцах, чтобы не мешать прокату.
Зато ресурсов на этот раз Warner Bros. не пожалела, что позволило, например, построить почти два километра шоссе для съёмок погони во втором фильме. Кэрри-Энн Мосс пришлось в этой сцене несладко, ведь у неё не было такого опыта езды на мотоциклах, как у Лоуренса Фишберна и, тем более, у Киану Ривза, владеющего целым мотопарком и заводом по производству мотоциклов.
Новые технологические решения позволили сделать визуальные эффекты более впечатляющими. В сцене драки Нео с клонами Смита использовалась как живая съёмка, так и полностью нарисованные на компьютере сцены. Для этого пришлось отсканировать Киану Ривза, Хьюго Уивинга и всё окружение с помощью камер с высоким разрешением.
Впрочем, это оказались не самыми дорогими и трудозатратными сценами в трилогии. По словам продюссера Джоэла Сильвера, 14-минутная сцена битвы между людьми и машинами в «Матрице: Революция» стоила 40 миллионов долларов и являлась на тот момент одной их самых сложных экшн-сцен в кинематографе.
По сюжету, финальная схватка Нео со Смитом проходила во время ливня. Команда по спецэффектам потратила два месяца для создания машины, испускающей ровно падающие капли воды. Актёрам и дублёрам приходилось по 12 часов проводить практически под проливным дождём. Для того чтобы Ривз, Уивинг и каскадёры не замёрзли, под костюмами у них были гидрокостюмы. Многие струи дождя в этих сценах — это небезызвестный матричный код.
С последнего фильма «Матрица: Революция» прошло 18 лет, и с тех пор идея продолжения франшизы витала в воздухе.
После релиза последнего фильма многие критики и зрители ругали сиквелы за перекос в строну экшена и потерю сюжетной проработанности. Тем не менее, трилогия принесла большие деньги и стала одной из самых запоминающихся франшиз, о которой не забывали на протяжении многих лет.
16 декабря 2021 года на экраны выходит четвёртая часть «Матрицы», снятая Ланой Вачовски и являющаяся непосредственным продолжением истории с Киану Ривзом и Кэрри-Энн Мосс. Много скептицизма и обвинений в желании заработать на старой идее высказывалось в строну фильма, а как оно окажется на самом деле, узнаем в кино.
Смотрите расписание фильма «Матрица: Воскрешение» (16+) в кинотеатрах Иркутска в Афише IRK.ru. Приятного похода в кино!
Павел Бутусин, специально для IRK.ru
Эк Вы его отбутусили в slow mo…