Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

Никакого «Праздника»: как мы попали в блокаду госкино

После выхода фильма «Спасти Ленинград» — очередной ленты о блокаде северной столицы — наш обозреватель Лев Николаев дает свою оценку отечественным лентам, посвященным теме Великой Отечественной войны.

События с 1941 по 1945 годы стали не просто любимой темой российского кино. Произошел сильный перекос. Переберите в памяти тысячелетнюю историю страны, и там найдется место удивительным событиям, ярким реальным историческим персонажам — простор для фантазии! А теперь вспомните, о каких эпохах и в каком количестве сняты российские фильмы. Сколько о Смуте? О Первой мировой? Об Иване Грозном? Про монгольское нашествие? Единицы. Сколько о Великой Отечественной? Сотни и тысячи.

Кто-то может на это возразить, что та война — поворотный, важнейший момент в истории страны, воспоминания о котором до сих пор свежи во многих семьях благодаря рассказам родных и близких, а потому важен каждый новый взгляд, каждая попытка осмыслить и переосмыслить те события. С таким аргументом спорить сложно (да и надо ли?), но именно он указывает на главную болевую точку современного российского кино о Великой Отечественной войне.

Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Дело в том, что фильмы «с войной» в сюжете вовсе не о ней. Чаще всего в них кроются заурядные мелодрамы или героическое «мочилово», где боевые действия — лишь декорация. Прочитайте аннотацию к отечественным фильмам и мысленно перенесите сюжетную канву в любой другой период истории. Удалось без проблем? Это первый «тревожный звоночек»: кажется, война здесь нужна ради эффектных смертей и красочных спецэффектов.

Сдвинуть акцент с «людей на фоне войны» на «людей в условиях войны» непросто. Для этого зрителя нужно навести на размышления о реалиях тех лет, о болезненных темах, спровоцировать на эмоции, свойственные пережившим Великую Отечественную. Именно этим качеством обладает «золотой фонд» советских картин о войне (от «Они сражались за Родину» до «Иди и смотри»).

Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Советские фильмы о блокаде Ленинграда вряд ли можно назвать очень известными. На самом деле, их немало: это и снятый прямо в годы войны фильм «Жила-была девочка», это «Ленинградская симфония» о реальной истории оркестра и стремлении его участников исполнить произведение Шостаковича. О блокаде сняты фильмы «Зимнее утро», «Балтийское небо», «Мы смерти смотрели в лицо», «Порох», «Ижорский батальон», «Ленинградцы, дети мои», «Встретимся в метро» о метростроителях, которые прокладывали «дорогу жизни», экранизация романа Чаковского «Блокада» и многие другие. Некоторые из них забыты незаслуженно, но в большинстве случаев это просто очень «среднее» кино.

Дело в том, что проблема военного «киноширпотреба» была всегда, а тот самый «золотой фонд» — скорее удачные исключения из правил. Но есть ли такие исключения в современной России — фильмы, снятые без оглядки на кальку «патриотического кино»? Есть, но до зрителя они не доходят.

Кадр из фильма «Праздник». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Праздник». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Многие наслышаны о запрещенном к прокату фильме «Праздник» — черной комедии, по сути, трагикомедии о семье, которая живет «на особом положении» в блокадном Ленинграде. У них есть то, чего нет у подавляющего большинства горожан того периода.

В центре внимания оказывается реальная и болезненная тема неравенства в условиях блокадного города, высмеиваются пороки тех, кто старательно не обращает внимание на беды окружающих, держась за свое «положение». Да, «Праздник» вполне могут в скором времени забыть, но поднятая тема, как минимум, заслуживает внимания.

Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Спасти Ленинград». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Давайте задумаемся, к чему приводит нынешний формат взаимодействия властей и кинематографа. Сейчас весь спектр кинокартин, которые могли бы дойти до зрителя, понемногу сводится до рамок государственного стандарта (ГОСТа, если угодно), которому необходимо соответствовать для допуска ленты в широкий прокат. Нет, это не значит, что фильмы с господдержкой плохи по определению. Просто их авторов ставят в такие условия, что для создания хорошего кино приходится сильно извернуться — лишь бы не угодить в заготовленный минкультом шаблон.

Можно сказать, что современный российский кинозритель оказался в положении Ленинграда. Его плотным кольцом обступили однообразные поделки о Великой Отечественной, а «дорогу жизни» в виде независимых проектов и вовсе хотят перебить. Прорваться бы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Лев Николаев, IRK.ru

  • Денис Носков 14 февраля 2019 в 11:40

    Мой первый комментарий!

    А почему в противовес «однообразной штампованной» кинопродукции у нас снимают независимые кинопомои типа «Праздника»? Автор ещё приводит это как положительный пример противопоставления официозу. Да лучше уж «однообразную и каноничную» продукцию смотреть. Тем более «28 панфоловцев» тоже сняли в…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля