С 14 ноября в кинотеатрах Иркутска идет мистический триллер «Телекинез». Фильм является третьей по счету экранизацией дебютного романа Стивена Кинга «Кэрри».
Кэрри Уайт (Хлоя Грейс Морец) воспитывается религиозно одержимой матерью (Джулианна Мур), для которой все в жизни неслучайно — либо Божий знак, либо происки дьявола. В школе нелюдимую Кэрри не любят и обижают, а дома за малейшую провинность запирают в чулане и заставляют читать вслух молитвы. От такой жизни рано или поздно любой волком взвоет, но в девочке просыпается что-то куда более опасное. Неожиданно она открывает в себе способности к телекинезу — сначала лампочками помигает, потом книжку взглядом подвинет, а там и мебель в воздух поднимать начнет.
Тем временем очередное издевательство сверстников над Кэрри заходит слишком далеко: его снимают на видео и унизительные кадры попадают в интернет. Дело доходит до директора школы, виновных быстро находят и наказывают. В числе зачинщиков — первая школьная красавица Крис (Портия Даблдэй), которая за свой проступок теперь не пойдет на выпускной. Виновата в этом, конечно же, не она, а недотепа Кэрри. Заручившись поддержкой бойфренда-уголовника, Крис решает мстить, и придуманная ею месть будет не по-девичьи страшна.
Оригинальный роман «Кэрри» Стивена Кинга, вышедший в 1974 году, не самый лучший и увлекательный у этого плодовитого автора, но в разрезе его творчества очень важный. С появлением книги связана красивая легенда про то, как супруга писателя извлекла рукопись из мусорной корзины, уговорила мужа ее закончить, а потом книгу купило издательство за четыреста тысяч долларов, что и сделало в дальнейшем Кинга «королем ужасов».
Спустя два года вышла экранизация «Кэрри» от Брайана Де Пальмы. Фильм считается одной из лучших лент, поставленных по Кингу, и имеет статус признанной классики. Снимать ремейк на такие картины — дело неблагодарное и проигрышное, тем более что фильм уже пробовали «обновить» в 2002 году, выпустив телеверсию, которая ничего выдающегося предложить зрителю была не в состоянии.
Создатели новой версии «Кэрри» осторожно отмахиваются от обвинений в посягательстве на классику, предусмотрительно называя свой проект современной ревизией романа, а не ремейком картины 1976 года.
С этой точки зрения «Телекинез» определенно удался. Фильм поставила специалист по проблемам молодежи Кимберли Пирс, известная прежде всего лентой «Парни не плачут» про тяжелую жизнь транссексуалов. В «Телекинезе» ею крепко ухвачены основные моменты романа, отлично переданы характеры большинства персонажей, их психология и мотивы.
Излюбленный инструментарий писателя на месте: вульгарные школьные звезды, аутсайдеры-одиночки, мистические силы и сумасшествие, скрываемое за закрытыми дверьми. Безумие, врывающееся в повседневность — вот чем пугает читателя Стивен Кинг. Когда смотришь «Телекинез», атмосфера кинговской прозы ощущается всеми рецепторами: об этом он и писал.
При этом отношение режиссера к первоисточнику не назовешь слишком трепетным. Сохраняя общую канву повествования, он позволяет себе несколько вольных отступлений. Тексту эти отступления противоречат в малой степени, но драматургию нарушают.
К примеру, весьма подробная в плане физиологии сцена домашних родов матери Кэрри, открывающая фильм и которой в книге не было, затмевает собой шоковый эффект последующего эпизода — знаменитой сцены в душе, задающей тон всей истории, которая здесь, напротив, излишне скромная и несмелая. В концовке режиссер вовсе начинает путаться в фактах, переставляет сцены местами, выдумает новые и подает события так, что зрителем, знакомым с книгой, овладевают весьма противоречивые чувства.
Незаметно из истории исчезла двусмысленная недосказанность о причинах случившегося с Кэрри. В «Телекинезе» откровенно высмеивается возможность религиозного истолкования необычных способностей, тогда как Кинг, верующий, хотя и по-своему, заставляет в этом моменте засомневаться и уходит от однозначных толкований. У Пирс все куда как более прозаично: Кэрри получила способности от бабушки, и никакого божественного вмешательства в этом нет.
Попадание великолепной Джулианны Мур в образ Маргарет Уайт стоит признать идеальным. Красивая актриса одна из немногих не боится показаться камере некрасивой: ненакрашенной, лохматой, с угольками безумия во взгляде. Что же касается Хлои Грейс Морец, тут можно только развести руками: режиссер так видит. Ухоженная Хлоя настолько не Кэрри, что актриса сама была не меньше удивлена, когда ей предложили эту роль. И как бы она не старалась изображать неказистого изгоя, у нее на лице написано: «Кого я обманываю?».
Две эти артистки блестяще разыгрывают драму, и Морец, которой на момент съемок было всего пятнадцать (что, кстати, для этой роли необычно: до этого школьницу Кэрри играли актрисы лет на десять старше персонажа), от опытной Мур ни в чем не отстает. Нездоровые отношения матери и дочери переданы живописно и жутко, что нисколько не делает из «Телекинеза» фильм ужасов.
Как, впрочем, и Кинга не совсем правильно называть автором ужастиков. Несмотря на литры бутафорской крови (а ее здесь действительно много), в этой истории очень сильна психологическая сторона. Все самое зловещее проецируется на экран напрямую откуда-то из зрительской подкорки, а не провоцируется страшными кадрами и резкими звуками.
История Кэрри — это в чем-то парафраз сказки о Золушке, а потому сюжет бессмертный и вневременной. В фильм включены современные реалии: мобильные телефоны, компьютеры и интернет. Они становятся проводниками зла и помогают ему свершиться, что должно понравиться самому автору — Кинг, как известно, ярый технофоб. Но суть остается неизменной: одинокая девочка хочет быть «как все», сказка оборачивается кошмаром, а жертва становится охотником. И пусть заранее известно, где будет висеть ведро с загустевшей за ночь свиной кровью и чем закончится эта злая шутка, в решающий момент сердце все равно замрет.
Посмотреть расписание фильма «Телекинез» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.