Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Решала 2»

около 8 минут на чтение 31 комментарий
Рецензия на фильм "Решала 2"

В иркутский прокат вышел фильм «Решала 2» (18+), повествующий о непростых буднях местных криминальных и околокриминальных лиц.

Прожигатель жизни, в основном своей, и денег, в основном чужих, Каша (Александр Фролов) скрывается от земляков в городе Саратове. Каша устроился на работу, сменил спортивную куртку на белую рубашку, нашел женщину, завел с ней ребенка и обзавелся «Айфоном» — в общем, выполнил программу минимум по превращению из парнишки с района в обычного человека.

Действие картины «Решала 2» разворачивается спустя четыре года после событий первого фильма.

Тем временем у него дома, в Улан-Удэ, не все спокойно. Из тюрьмы выходит окончательно озверевший авторитет Завгар (Моисей Куртанидзе), потерявший четыре года вольной жизни по вине Каши. Люди положения Завгара такие обиды не прощают, и Кашино жизненное благополучие оказывается под большим вопросом.

Описанная выше завязка напоминает если не синопсис душераздирающего романа из цикла «Я — вор в законе», то описание дежурного выпуска вечернего сериала на канале НТВ, безнадежно застрявшего в «лихих 90-х». Серьезные немногословные мужчины в кожаных куртках передвигаются на больших черных джипах, красиво отдыхают в баньке, делают свои дела, а если того требует ситуация — поступают жестко, но по справедливости (в «Решале» они еще смачно кушают буузы — местный колорит).

Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com
Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com

Интерес наших сограждан к подобного рода романтике потихоньку ослабевает. Сегодня принято считать, что та эпоха канула в лету и никто больше так не живет, и вообще — другие времена, другие герои.

Вышедшая в 2012 году криминальная драма Романа Асхаева «Решала» показала, что по крайней мере в провинции криминальные герои никуда не делись. Архаичный «Решала» появился из пустоты. Фильм снят без поддержки государства и крупных спонсоров, без известных актеров и вообще без участия профессионалов от кинобизнеса в городе Улан-Удэ, который не каждый россиянин отыщет на карте.

То, что сегодня называют «феноменом бурятского кино», началось в 2010 году с невероятно популярной на родине комедии «Чайник». Потом были «Улан-Уdance», «На Байкал» и первые успехи за пределами Бурятии.

«Решала», сделанный практически той же командой, что и «Чайник», оказался несколько в стороне от остальных фильмов бурятского кинематографа. Такая серьезная и жесткая криминальная драма в противовес юмору в стиле КВН.

Именно «Решала» покорил зрителя на федеральном уровне: количество просмотров и мнений в интернете для такого рода продукта и при полном отсутствии рекламы (кроме разве что «сарафанного радио») впечатляет. Тут сразу немножко хочется погрустить о том, что интерес к местному кинематографу всколыхнул не самый высокий жанр бандитских историй, не слишком красящих родные места. Но не создателей же, в самом деле, в этом обвинять.

«Решала 2» вышел в прокат с каким-то невероятным размахом — от Владивостока до Москвы. Также фильм покажут в полусотне городов Казахстана. Вызывающее раньше улыбку словосочетание «бурятское кино» как-то незаметно превратилось в явление, игнорировать которое с каждым годом все сложней. Это действительно локальный феномен, в чем-то не менее уникальный и заслуживающий не меньшего внимания, чем в свое время феномен датского или азиатского кинематографа, выросших так же вот сорняком на индустриальных пустырях и культурных обломках.

Да, здесь пока что не очень видны уверенная режиссура и собственный почерк, как, впрочем, не обнаруживается и каких-то стилистических заимствований. Выросший целиком из балабановского «Брата», «Решала» расходится с ним на этапе концепции еще в первом фильме и дальше следует собственным путем. В умеренном творческом цитировании нет ничего постыдного, но ребята хотят все делать сами. Похвально, что сказать.

Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com
Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com

Операторская работа в первой части была значительно интереснее и изобретательнее. То же можно сказать и о монтаже. Художественных приемов стало заметно меньше, или они не так бросаются в глаза, камера несколько скучна и однообразна. Картинка стала более выверенной, почти нет проблем со светом и полностью решена проблема со звуком, с которым в первом фильме была совсем беда. В целом заметен прогресс всей съемочной группы и развитие уровня съемок.

Актерская игра стабильно неровная. Видно, что играют все на максимуме талантов и личных возможностей, с ощутимой самоотдачей, но естественность временами норовит куда-то сбежать. Само попадание в образы стопроцентное, аутентичность и узнаваемость персонажей вплоть до третьего плана потрясающая: от типичного улан-удэнского «чавы» до серьезного дяди в Хаммере — все на своих местах.

Сильная сторона — живые диалоги, их неподдельная и не вызывающая сомнений лексика. Персонажи говорят именно так, как должны говорить люди их места и положения — как географического, так и социального. Кроме того, выделяются поведение и поступки персонажей. Они логичны, обоснованы и грамотно мотивированы. Достоверность не только действующих лиц, но и ситуаций.

Сценарий продуман, нет лишних или пустых сцен, добавленных с целью дотянуть хронометраж до полного метра (тут скорее наоборот — снова ощущение недосказанности в конце). Фильм насыщен событиями, порой очень напряженными, и они вызывают эмоциональный отклик у зрителя. Отдельные мизансцены очень живые и правдивые, есть и действительно смешные моменты. Это большое и главное достижение создателей: смотреть это кино интересно даже из состояния первоначального предубеждения против надоевшего до тошноты криминального жанра и провинциального кинематографа в целом.

Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com
Кадр из трейлера фильма «Решала 2». Скриншот видео с сайта Youtube.com

Фильму отчаянно недостает главного героя — того самого «Решалы» в исполнении отличного Константина Озерова, который по известным причинам мало задействован в происходящем на экране. Оставшийся без попечительства брата Каша пытается тянуть фильм в одиночку, но этот персонаж не вызывает и толики симпатий. Все происходящее с ним закономерно и предсказуемо ведет лишь к еще одному кровавому и беспощадному финалу.

«Решала» заслуживает внимания как достоверный срез определенного социокультурного слоя, понятного и, к сожалению, близкого каждому отдельно взятому жителю Иркутска, области и соседних территорий. Для остальной России, считающей Бурятию и ее жителей не то автономным государством, не то частью Казахстана, это своего рода экзотика. На что и нужно было делать главную ставку: для этой истории важно место действия.

«Фильм хороший, жизненный… Концовка опять печальная… Сходить стоит»MaIIIuhuCT

Петербург у Балабанова в «Брате», Маленькая Италия у Скорсезе в «Злых улицах», Копенгаген у очень близкой к «Решале» по духу трилогии «Пушер» Николаса Виндинга Рефна — это все не просто фон для событий, это их полноценные участники. Роман Асхаев словно несколько стесняется раскрыть индивидуальность родного города, напрасно не решаясь выводить его «унылые пейзажи» в действующие лица.

Обозначенная ранее по тексту параллель с датским и тем более азиатским кинобумом, конечно, во многом лишь красивый речевой оборот (пускай и не лишенный оснований), громкие слова и слишком нескромный комплимент для начинающих бурятских кинематографистов. Полупрофессиональный «Решала» находится вне критики по слишком многим чисто техническим параметрам, не разглядеть его фатальные недостатки может только очень непритязательный и не требовательный зритель. До общемирового уровня далеко, но для России, в которой «за Уралом жизни нет», появление подобного проекта — это беспрецедентное событие.

«Решале» не хватает какой-то глобальной проблематики, всеобъемлющего взгляда на поднимаемые вопросы. При желании в «Бумере» можно отыскать образность и метафоричность, в «Бригаде» и «Брате» — отражение эпохи и тонкий психологизм. «Решала» же два фильма подряд раскручивает собственный тэглайн «Что не сделали родители, вынуждено доделывать общество», а вся философия строится вокруг фразы «За брата пасть порву». Как-то несерьезно для большого кино.

В Иркутске фильм «Решала 2» идет в кинотеатрах «Баргузин», «Кинопарк Карамель» и «Кино Джем». Расписание сеансов смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150817/reshala/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля