В прокат вышла новая «Книга джунглей» — ремейк диснеевского мультфильма 50-летней давности. Фильм посмотрел Евгений Новицкий.
Фильм «Книга Джунглей»: Маугли промахнулся

Человеческий детеныш Маугли с младенчества живет в Джунглях. Однажды о присутствии человека в волчьей стае узнает усатый злодей Шерхан. Тигр во всеуслышание клянется слопать ребенка, хотя волки дружно встают на его защиту.
Чтобы спасти приемных родителей от тигриных козней, Маугли решает уйти к людям. Помочь мальчонке вызываются два добрейших хищника — пантера Багира и медведь Балу.
Новейшую диснеевскую «Книгу джунглей» скорее можно назвать компьютерным мультфильмом, чем фильмом. Актер здесь один — 13-летний нью-йоркский индус Нил Сетхи. Остальные персонажи — трехмерные анимационные звери, в оригинале разговаривающие голосами голливудских звезд.
Анимационность заложена в самой природе этой картины. Ведь «Книга джунглей» — очередной (после «Алисы в Стране чудес», «Малефисенты» и «Золушки») ремейк классического диснеевского мультфильма.
Студия «Дисней» с излишним трепетом относится к канонам, которые когда-то изобрел великий Уолт. И в этом ее беда. Гений может (и даже должен) ставить себе рамки и творить, не выходя за их пределы. Но такое самоограничение ни к чему кинематографистам средних способностей, а других за последние полвека на студии и не наблюдалось.
Мультфильм «Книга джунглей» 1967 года стал последним, создававшимся при личном участии легендарного мистера Диснея. Уолт скончался в разгар работы над экранизацией Киплинга. Возможно, мастер не подозревал, что после него компания надолго погрязнет в творческом кризисе и лишь изредка сможет радовать зрителей чем-то удачным. В таком положении студия «Дисней» пребывает и по сей день.
Редкие удачи сегодня случаются, когда на студию работают приглашенные режиссеры. Например, Тиму Бертону удалось привнести что-то свое в «Алису в Стране чудес», хотя продюсеры мешали ему изо всех сил.
Что же побудило пригласить для экранизации «Книги джунглей» Джона Фавро? Видимо, именно то, что он, в отличие от Бертона, не обладает своим почерком. Такого режиссера легко заставить работать по лекалам. Результат налицо: в новой «Книге Джунглей» нет ничего свежего и оригинального.
Даже для такого постановщика, как Фавро, работа на «Дисней» выглядит шагом назад. В своих блокбастерах Джон катится по наклонной: «Железный человек» был неплох, его продолжение — гораздо хуже, а фильм «Ковбои против пришельцев» — просто ниже всякой критики.
Однако «Книга джунглей» хуже даже тех «Ковбоев», поскольку вообще не вызывает никаких эмоций. Над тем, как Фавро скрестил вестерн с фантастикой, можно было хотя бы посмеяться. А приключения Маугли смотришь с каменным лицом — совершенно так же, как унылые комиксы вроде «Бэтмена против Супермена».
Конечно, картина по-своему красива. Но это искусственная, неестественная, компьютерная красота. Если это заметно даже на уровне пейзажей, то что говорить о животных? Звери, говорящие по-человечески, оставляют жутковатое впечатление. Их образы, решенные в подобном ключе, не могут не напоминать о «Скотном дворе» Оруэлла. В случае Киплинга это, понятно, совсем неуместные ассоциации.
В таком окружении и сам Маугли выглядит компьютерным, особенно когда с обезьяньей ловкостью прыгает по деревьям. «Жизнь Пи», с которой сравнивают эту «Книгу джунглей», была сделана интереснее — там не возникало ощущения, что главный герой попал в мультфильм. Да и тигр, к счастью, не разговаривал, хотя принять его за настоящего зверя всё равно было невозможно.
Со времен какого-нибудь «Джуманджи» техника и технология спецэффектов ушла очень далеко, но по дороге к этим высотам Голливуд растерял всю свою фантазию. В большинстве современных американских фильмов главенствует вылизанное изображение, однако никаких смыслов за ним не скрывается.
Режиссеры превратились в иллюстраторов. Они разучились рассказывать увлекательные истории, словно забыв о том, что великий кинематограф 20 века славился именно этим.
Джона Фавро губит еще и то, что рассказываемая им история чересчур хрестоматийна. Если бы эта картина являлась первой экранизацией рассказов о Маугли, ей можно было бы простить многое. Но смешно смотреть популярную сказку только потому, что она впервые оказалась компьютеризована.
Для многих русских зрителей просмотр новой «Книги джунглей» будет особенно мучительным. Люди, воспитанные на непревзойденном мультфильме Романа Давыдова «Маугли», никогда не свыкнутся с картиной, в которой Багира говорит мужским голосом, а Каа — женским.
Плоским юмором диснеевцы отреклись не только от нашего, но и от собственного мультфильма. Их «Книга джунглей» 50-летней давности была полностью юмористической, но при этом легкой. У Фавро всё выглядит вымученным — и шутки, и сантименты, и драматизм.
Основной упор здесь был сделан на драму. Можно было ожидать, что новая версия хоть в чем-то приблизится к лучшей из старых. Ведь своя образцовая «Книга джунглей» есть и за рубежом. И это отнюдь не диснеевский мультфильм, а одноименное цветное англо-американское кино 1942 года. Увы, Джон Фавро, как и ожидалось, ни в единой сцене даже и не приблизился к уровню того шедевра.
Страшно подумать, что «Дисней» рано или поздно переснимет всю свою рисованную классику в компьютерной манере. Это напоминает переозвучку нетленок «Союзмультфильма» современными актерами. Шумов и треска пленки нет, голоса звучат идеально чисто, но от фальши и натужности просто за голову хватаешься. Ну ничего святого у людей не осталось — ни у нас, ни у них.
Расписание фильма «Книга Джунглей» смотрите в киноафише IRK.ru.