Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Братство»

около 5 минут на чтение 10 комментариев
Рецензия на фильм "Братство"

В прокат вышел фильм Павла Лунгина «Братство». Ещё до премьеры картина вызвала недовольство многих официальных лиц. И в данном случае их даже можно понять.

1988 год, начало вывода советских войск из Афганистана. Задача осложняется наступательными действиями моджахедов, и в такой ситуации на вес золота оказываются люди вроде полковника КГБ Дмитрича (Кирилл Пирогов) с его лозунгом: «Хватит убивать — надо договариваться».

К сожалению, успешные переговоры Дмитрича и его команды с одной из крупных душманских группировок оказываются под угрозой срыва из-за внезапного попадания в плен сына одного неприятного генерала (Виталий Кищенко). Последний не остановится ни перед чем, чтобы спасти отпрыска, а значит снова будет литься кровь.

Вот уже почти 30 лет Павел Лунгин остаётся одним из самых «громких» отечественных режиссёров. Это удивительно, ведь его фильмы в основном на редкость безобразны.

Уже дебют Лунгина «Такси-блюз» (1990) выглядел дико даже на фоне прочего перестроечного трэша. Однако этому фильму присудили приз за лучшую режиссёрскую работу аж на Каннском фестивале. С тех пор имя Павла Лунгина остаётся у всех на устах.

На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Артемий Троицкий когда-то метко охарактеризовал творчество Лунгина как «демонстрацию французам русских как прокажённых обезьян». В этом отношении Павел Семёнович по сей день сохраняет завидное постоянство.

Да, постепенно он поднаторел в профессионализме, и даже в его персонажах стали проявляться некоторые естественные черты. Но от чего Лунгин не смог избавиться, так это от тотальной лубочности своих работ: откровенных нелепостей в них уже не встретишь, однако топорные сюжеты, плоские диалоги и смакование отъявленной безвкусицы, видно, никогда уже не выветрятся из его кинематографа.

На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В тринадцатой полнометражной работе Павла Лунгина «Братство» упомянутые выше пороки режиссёра поначалу не бросаются в глаза, так что даже начинаешь подозревать маэстро в том, что он внезапно изменил своей творческой манере. Но уже через несколько сцен с облегчением вздыхаешь: «Да нет, почудилось, Лунгин всё тот же, значит, есть в жизни постоянство».

Вероятно, изначальная иллюзия адекватности исходила от исполнителя как бы главной (на деле они здесь все второстепенные) роли. Редко снимающийся Кирилл Пирогов обладает исключительной органичностью, позволяющей ему прилично смотреться в любой чепухе. И хотя Пирогов по типажу — безусловный интеллигент (в «Поклоннице» Кирилл безупречно сыграл самого Антона Чехова), он и в гуще афганской войны ничуть не выглядит белой вороной.

В остальных персонажах фильма естественности нет и в помине. Это тоже типичная примета лунгинского кино — здесь всегда чудовищно переигрывают актёры (в том числе считающиеся хорошими). Столь несносную лицедейскую ходульность ещё можно принимать в фарсе или гротеске, но Лунгин ведь, как нарочно, выбирает для своих картин самые серьёзные, нисколько не шуточные темы.

На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Придать той или иной ленте Павла Лунгина хотя бы зачатки осмысленности способен разве что по-настоящему мощный актёр. Режиссёр явно учитывает эту возможность — и изредка ему удается залучить в свой фильм лицедея уникальных достоинств. Так, в «Луна-парке» у него играл Олег Борисов, а в «Царе» Олег Янковский.

Окажись в центре внимания «Братства» Кирилл Пирогов, у картины был бы шанс оказаться нестыдной. Но авторы (сценарий писали Лунгин и его сын) распыляются, разветвляя действие на несколько сюжетных линий, каждая из которых сама по себе лишь усугубляет привычную атмосферу бессмысленного карнавала.

И зацепиться в этом круговороте серых героев решительно не за кого. Сценаристы словно стесняются того, что единственным разумным человеком в их сочинении оказался кэгэбэшник, и при первой возможности отодвигают его на задний план, чтоб на авансцену вышли «простые вояки» — немного чокнутые, как им и полагается в соответствии не только с эстетикой Лунгина, но и со штампами картин о посттравматическом синдроме.

На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съёмках фильма «Братство». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Уже на середине этой феерии совершенно пропадает интерес к тому, чем всё закончится, зато просыпается любопытство, что ещё учудит режиссёр: эффект, знакомый зрителям фильмов позднего Михалкова. Ближе к финалу «Братства» от маломальской сдержанности, которая наблюдалась в начале, не остаётся и следа, и безвкусное безумие окончательно переходит в стадию свистопляски.

Понятно, что от Лунгина немыслимо было бы ждать потрясений в духе «Цельнометаллической оболочки» Кубрика или «Войны» Балабанова. Но была надежда, что «Братство» окажется хотя бы не хуже перестроечного «Афганского излома» (его снял еще один сомнительный постановщик Владимир Бортко). Но нет, даже тот «Излом» был поприличнее. Там хоть не звучали кромешные пошлости типа «Все мы погибли на афганской войне, даже те, кто выжили», а в «Братстве» и этого добра навалом.

Смотрите расписание фильма «Братство» и покупайте билеты в кино онлайн в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20190513/brotherhood/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход