Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Союз спасения»

около 7 минут на чтение 30 комментариев
Рецензия на фильм "Союз спасения"

В кинотеатрах продолжается показ российской исторической драмы «Союз спасения». Кинокритик Вадим Пашин отметил сильные и слабые стороны фильма.

Русский мальчик во французской школе во время случайной встречи с Наполеоном и вольтерьянской беседы о свободе ломает ненароком жизнь себе и окружающим. Мальчик вырастает в семье Сергея Муравьева-Апостола (Леонид Бичевин), который сначала вместе с армией Александра Первого (Виталий Кищенко) побеждает Наполеона, потом терпит от государя личную обиду, все больше размышляет о свободе, реформах и конституции, а затем занимает видное положение среди тайного офицерского общества «Союз спасения».

Александр умирает, в стране временно возникает политический вакуум — первый наследник Константин путешествует по Европе и отрекается от престола; назначенный по завещанию Николай (Иван Колесников) малодушничает и не может определиться в намерениях. Тем временем заговорщики решаются на действия и выводят солдат на Сенатскую площадь в декабре.

Леонид Бичевин и Максим Матвеев в исторической драме о декабристах
Леонид Бичевин и Максим Матвеев в исторической драме о декабристах

«Союз спасения», фильм от Константина Эрнста и Первого канала (та же команда делала «Адмирала» и «Викинга»), не бьет по эстетическим чувствам зрителя. Это добротное, яркое, красивое и масштабное кино. От пролетов камеры над кропотливо реконструированным Петербургом в облике начала 19 века захватывает дух — если вы отчего-то любите этот город, то однозначно получите удовольствие от объемных панорам и бытовых мелочей (вроде заготовки льда на Неве) в кадре.

Актеры играют каждый в меру своих сил и способностей. Беда в том, что у фильма многовато персонажей. Создатели пытались уместить в 2 часа 16 минут экранного времени (вероятно, будет расширенная версия в формате телесериала) всех основных действующих лиц событий того декабря. Обернулось это тем, что большую часть имен героев, заботливо вынесенных в титры, просто не запоминаешь и соотнести исторические персоналии с лицами из ватаги молодых артистов не представляется возможным. Впрочем, делать этого в иных случаях и не нужно — персонаж после официального знакомства зрителя с ним может на экране больше и не появиться.

Проблема есть и с главным героем. Формально, центральный персонаж — Бичевин в роли Муравьева-Апостола. Для него выписана любовная линия с артисткой Софьей Эрнст (да, все верно, Эрнст), оказывающаяся вместо усталой метафоры «любовь к женщине — любовь к Родине» еще одним сценарным тупиком и неловкими поцелуями на фоне полей подсолнухов. В остальном декабрист Муравьев-Апостол остается одним из десятка героев-революционеров, чья мотивация, цели и устремления составляют главную загадку фильма.

Леонид Бичевин и Софья Эрнст
Леонид Бичевин и Софья Эрнст

Выделяются второстепенные актеры. Домогаров хорош в роли жертвенного генерал-губернатора Милорадовича. Гуськов запоминается несколько меланхолической задумчивостью, как будто размышляет, не поздно ли еще отказаться от роли. Так повелось, что без Ингеборги Дапкунайте отечественное историческое кино не обходится, а продюсеры фильма обязаны снимать собственных женщин (к слову, из «Викинга» роль Софьи Эрнст по неизвестным причинам вырезали целиком). Вряд ли кто-то из актерского состава запомнится потомкам участием в «Союзе спасения», но каждый честно делает свою работу.

«Союз спасения» не заденет эстетических чувств зрителя, но может больно ударить в другое. Создатели заранее объявили, что намерены рассказать всю правду о декабристах и показать, как «все было на самом деле».

Алексей Гуськов в роли князя Алексея Щербатова
Алексей Гуськов в роли князя Алексея Щербатова

Восстание декабристов — это нечто большее, чем эпизод истории, это красивый романтизированный миф, в который люди верят и будут верить дальше. В таком контексте «Союз спасения» — несомненно, оскорбление чувств верующих и плевок в душу.

Возвышенный образ благородных декабристов создатели низводят до кучки пьянствующей привилегированной молодежи без четкой цели и твердой идеологии. «Свобода», «честь», «конституция» — это просто слова из кричалки на площади. В школе рассказывали немного по-другому, но пора привыкнуть, что у каждого поколения учебник истории свой, а история — не всегда этот самый учебник.

К этому фильму можно, но по многим причинам бессмысленно придираться с точки зрения исторических фактов. Стоит полагать, что с административным ресурсом государственного телеканала можно обосновать любую вменяемую неточность и отбиться от любых нападок, подключив аффилированных экспертов. С другой стороны, ни у кого ведь не возникает особого желания выискивать исторические неточности, например, в американском сериале «Спартак» — все прекрасно понимают, что он про историю в последнюю очередь.

«Союз спасения» моментально получил идеологическую поддержку на высшем уровне — министр культуры объявил о необходимости включения фильма в школьную программу и рекомендовал в обязательном порядке к просмотру школьникам. У школьников, впрочем, есть Юрий Дудь с Оксимироном, которые, как показывают недавние события, куда лучше Первого канала справляются с разъяснением гражданской позиции для неокрепших умов.

Иван Колесников в роли Николая Павловича, брата Александра Первого
Иван Колесников в роли Николая Павловича, брата Александра Первого

Хотели создатели того или нет, но невозможно в 2020 году смотреть кино о протестах на площади и не думать о настоящем дне. Вся суть этого фильма сводится к тому, чтобы показать, как оно все бывает (или может быть): вот вам крест, но сами виноваты, не хотел царь-император крови. Но если вы настаиваете — мы вас, дураков идейных, с легкой петербургской грустью повесим, если потребуется — то и дважды.

Сцены на Сенатской площади — декабристы выводят военные полки под кричалки. Зрителю показывают максимально обезличенных офицеров, на которых не читается ни одной осознанной мысли, разве что скупые эмоции — сначала кровавый кураж, потом — страх. Здесь снова не люди — это бессловесная скотина, которую ведут на убой под ядра царских пушек.

Историческая драма о восстании декабристов
Историческая драма о восстании декабристов

Странноватые аллюзии для фильма, в котором не единожды проговаривают важность диалога, умение слышать и услышать оппонента. И тут же заключают: диалога на равных невозможно, так уж вышло. Негоже царю с орлиным взором вести беседы с грызунами и парнокопытными.

Вред и опасность подобных сентенций по большей части в том, что они неизбежно делят и без того не самое сплоченное общество на «своих» и «чужих». В фильме ни у одного героя не показано никакого иного выбора, нежели пресловутой дилеммы из загадки про два стула. И даже император стоит перед тем же выбором и с размахом садится на свой, даром что императорский, стул. Одним фильмом больше, одной надеждой меньше — прости, товарищ, не взойдет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением рецензента.

Покупайте билеты в кинотеатры Иркутска и оставляйте отзывы о фильмах в нашей «Афише».

Кадры из фильма с сайта kinopoisk.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20200113/soyuzspaseniya/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля