Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Дюна» Дени Вильнева

около 6 минут на чтение 16 комментариев
Рецензия на фильм "Дюна" Дени Вильнева

16 сентября на экраны иркутских кинотеатров вышел фильм «Дюна» — экранизация романа американского писателя Фрэнка Герберта.

О книге и сложностях переноса на экран

Научно-фантастический роман «Дюна» вышел в 1965 году и сразу был высоко оценён и литературными критиками, и читателями. Книга повлияла на всю массовую культуру. Ей вдохновлялись многие режиссёры, писатели, музыканты, создавая свои, подчас ничем не уступающие в гениальности, работы.

Конечно, имея такую громкую славу, книга была лакомым кусочком для кинематографистов. Однако роман было сложно экранизировать из-за множества персонажей и мест действия. Дело осложняла глубина и проработанность сюжета с отсылками как к западническому феодализму, так и к восточной религиозности.

Любая пылинка имеет значение

Очередную попытку справиться с объемом смысловой и философской информации и адаптировать роман для кино сделал канадский режиссёр Дени Вильнев. Основное внимание в фильме «Дюна» 2021 года сосредоточено на молодом Поле Атрейдесе (Тимоти Шаламе) — сыне герцога Лето Атрейдеса (Оскар Айзек), главы дома Атрейдес.

Именно Пол является стержнем, вокруг которого будут происходить основные события в фильме. Другим важным персонажам книги, которые имеют свои собственные интересные сюжетные линии, уделяется меньше внимания.

Одно из достоинств и одновременно большой недостаток нового кино Вильнева — тягучая неторопливость.

Неспешные вертикальные полёты камеры над местностью, показывающие всю красоту природы, внимание на деталях и мелочах придают сценам особую атмосферу, повествуя о происходящем своим собственным языком. Удивительным образом Вильнев не скатывается в эгоистичное самолюбование, как, например, Николас Виндинг Рефн, чрезмерно увлекающийся в последнее время неоправданным визуальным наполнением.

Напротив, в новой «Дюне» Вильнев в своём размеренном темпе рассказывает не только о второстепенных персонажах, но и показывает мир в целом и расстановку влиятельных сил в нем на момент начала событий. Во многом это достигается за счет потрясающего визуального стиля, в котором снят фильм, и скрупулёзной проработке каждого кадра, дающей ощущение, что любая пылинка имеет значение.

О персонажах и актёрах

Стоит отметить и шикарное актерское наполнение, где каждый воплощает на экране запоминающиеся и харизматичные образы персонажей. Особое внимание стоит уделить Ребекке Фергюсон, чей образ леди Джессики, наложницы герцога Лето и матери Пола Атрейдеса, убедительно показан с точки зрения столкновения материнства и долга перед таинственной организацией Бене Гессерит, преследующей свои собственные цели.

Лидер одного из кланов фременов Стилгар (Хавьер Бардем) появляется на экране буквально на десять минут, но за это время успевает захватить внимание зрителя своей внутренней силой и резкостью суждений, отображая весь строгий уклад жизни коренных жителей Дюны. Стеллан Скарсгаард (Владимир Харконнен) внушает подлинный трепет и страх своим почти нечеловеческим видом, что не удивительно, ведь на грим для актера уходило по семь часов.

Ну и, конечно, Тимоти Шаламе. Идеальное попадание в образ готического юноши, оказывающегося в центре ошеломляющих событий и ищущего свой путь не только в качестве лидера и главы дома Атрейдесов, но и как нечто большее: мессия, избранный.

О музыке

Кроме впечатляющей и невероятно красивой картинки, на создание мощной атмосферы влияет музыка и саунд-дизайн. Ханс Циммер настолько увлекся созданием саундтрека к фильму, что написал целый альбом, вдохновлённый миром Дюны. Его массивные пассажи, наполненные одновременно оркестровыми аранжировками и восточными мотивами, придают невиданный размах происходящему, добавляя эпичности и без того монументальному полотну. Несмотря на то, что как таковых грандиозных событий на протяжении всего фильма и не происходит.

Но это только первая часть

«Дюна» Дени Вильнева — не полная экранизация книги, а лишь первой её половины. Все основные события, которые перевернут устоявшийся уклад империи, произойдут только, будем надеяться, в следующей картине. Несмотря на это, кино не кажется пустым, не наполненным экшеном, а его концовка не производит впечатление оборванной на полуслове.

В сюжете можно отчетливо проследить путь, которым идёт главный герой Пол Атрейдес — от юношеской неуверенности перед будущим через травмирующие события до ясной уверенности в своём предназначении. Параллельно этой истории становления персонажа, нам рассказывают устройство мира — от уровня технологий до взаимоотношений между великими домами.

Неспешное повествование совсем не кажется унылой рутиной, сделанной только ради того, чтобы показать, на что ушли почти 200 миллионов долларов. Да, самое интересное приберегли на потом, но подобно первой части «Гарри Поттер и Дары смерти», это позволило осветить необходимую подоплёку, помогающую «основному блюду» не потеряться в трясине недосказанности и спешки, которая убивает саму суть рассказываемой истории.

Странным образом трейлеры «Дюны», обещая незабываемое впечатление и чуть ли не новое слово в кинофантастике, обманули и не обманули одновременно. Основная, и возможно, самая интересная часть книги только готовится для того, чтобы быть показанной зрителю. Уже вышедший фильм не только не разочаровывает, тем что в большей мере является «разговорной драмой», но и предлагает потрясающий воображение визуальный стиль, вкупе с прекрасным футуризмом вселенной Дюны, наполненный величественной музыкой и впечатляющими актерскими работами.

Расписание фильма «Дюна» и билеты в кино — в Афише IRK.ru. А вы уже посмотрели картинку?

Павел Бутусин, специально для IRK.ru
Кадры из фильма с сайта Kinopoisk.ru

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20210919/dune/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля