В конце января 2024 года на экраны иркутских кинотеатров вышла новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», вызвавшая активное обсуждение в сети. Говорят, что фильм хорош, но производит впечатление самостоятельной истории. Разбираемся, так ли это и какова основная идея кинокартины.
«Мастер и Маргарита»: какой получилась новая экранизация романа Булгакова
Москва, 1930-е годы. С большим энтузиазмом идёт стройка нового советского мира, поэтому почти весь город перекопан, стоят строительные леса и каркасы зданий.
Успешный писатель (Евгений Цыганов) ставит свою новую пьесу «Пилат». Неожиданно её снимают, а самого писателя обвиняют в антисоветской деятельности и реакционизме. В мгновение ока то, что ещё вчера было доступно и не вызывало вопросов, попадает под строжайший запрет.
Писатель оказывается гоним своими бывшими коллегами, а добродушный редактор, пропустивший такую «крамольную» работу в печать, подобострастно извиняется и обещает изъять все экземпляры из продажи.
Внезапная встреча с харизматичным иностранцем Воландом (Аугуст Диль) наталкивает писателя на создание нового произведения. Но он медлит, пока не знакомится с девушкой Маргаритой (Юлия Снигирь). Именно она станет музой, вдохновляющей главного героя работать над своим произведением.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — пожалуй, одно из самых популярных произведений в нашей стране. Правда, добиралось оно до читателя трудным и тернистым путём. Михаил Афанасьевич работал над романом с конца 1920-х годов до самой смерти в 1940 году. Приведением рукописи в печатный вид занималась вдова писателя Елена Булгакова, во многом ставшая прототипом для персонажа Маргариты.
Первый печатный вариант «Мастера и Маргариты», сильно порезанный цензурой, вышел только в 1966 году, а полная версия без правок— в 1973-м.
С тех пор роман начал завоёвывать умы и сердца читателей не только в СССР, но и по всему миру. Впоследствии у книги появилась репутация «неэкранизируемой»: не только потому что в тексте присутствует несколько параллельных сюжетных линий, имеющих свои стилистические особенности, но и потому что на съёмках происходила всякая «чертовщина».
Непростой производственный путь был и у этой экранизации. Работа над ней началась ещё в 2018 году, и режиссёром должен был стать Николай Лебедев, снявший «Легенду № 17». Но съёмки откладывали. Сначала из-за финансовых проблем, потом из-за пандемии коронавируса. В итоге во главе проекта оказались авторы «Серебряных коньков» Михаил Локшин и Роман Кантор. Весь материал был снят в 2021 году.
Сюжет «Мастера и Маргариты» существует в двух плоскостях — условно реальной Москве 1930-х годов и в выдуманном мире автора, где соприкасаются монументальный город победившего социализма с душным древним Ершалаимом. Несомненным достоинством этой экранизации является масштаб и проработанность этих миров.
Видно, что картина снималась с большим размахом и явно была претендентом не только на отечественный, но и международный блокбастер года. Чувствуется грамотное применение голливудских кинопроизводственных принципов. Постановка, операторская работа, внимание к деталям на весьма высоком уровне. Поэтому сильно бросаются в глаза технические проблемы.
И если местами смазанную и грубую компьютерную графику, особенно в динамических сценах, ещё можно простить (с графикой сейчас не всё хорошо даже у дорогих проектов «Дисней»), то криво положенная озвучка Воланда, не попадающая в некоторых моментах в движение губ, сильно бросается в глаза. А ведь это один из важнейших персонажей, с выраженной и яркой мимикой, подаренной немецким актёром Аугустом Дилем.
Раз речь зашла об актёрах, то стоит отметить отличный их подбор. Мастер в исполнении Евгения Цыганова получится одновременно лиричным, уязвимым и наполненным большими духовными силами персонажем. Маргарита Юлии Снигирь наоборот, несмотря на всю внешнюю дерзость и решительность, внутри остаётся хрупкой и уязвимой, с большой потребностью в счастье и любви.
Иностранный консультант, профессор тёмной магии, сатана — наверное, самый яркий из показанных героев. Он молод, горяч, энергичен и полон любопытства узнать, как изменились люди в этой новой стране. А живая игра Аугуста Диля, которая вызывала мурашки ещё с роли наблюдательного офицера в «Бесславных ублюдках» Тарантино, придаёт его Воланду абсолютно инфернальные и зловещие черты.
Коровьев Юрия Колокольникова — это громкий придворный шут, лучше всего чувствующий себя в расписном образе Фагота на сцене Варьете. В противоположность ему Алексей Розин в роли Азазелло — грубая сила компании, угрюмый и неразговорчивый. Стоит также отметить Полину Ауг с её необычной красотой, чья Гелла оставляет эффектное и пугающее впечатление.
А вот кого преступно мало, так это кота Бегемота. Сцен с его участием совсем немного. Как и сцен с участием Понтия Пилата (Клас Банг) и Иешуа Га-Ноцри (Аарон Водовоз).
Формат фильма налагает строгие ограничения на хронометраж. Там, где сериал 2005 года мог развернуться в полную силу, фильм 2024 года идёт на жертвы, иногда весьма болезненные. Большая религиозно-философская арка Ершалаима свелась до нескольких сцен, и то разговор между Пилатом и Иешуа происходит только в одной. Многие персонажи либо не упомянуты, либо не получили должного развития.
При этом такой герой, как Иван Бездомный (Данил Стеклов) получил неоправданно длинную сцену погони за Воландом, от сокращения которой можно было бы расширить более значимые моменты картины. Даже Воланд здесь играет скорее второстепенную роль. Не зря кино называется «Мастер и Маргарита», ведь именно им посвящена эта история.
Писатель, появляющийся в романе далеко не в первых рядах, здесь имеет основную движущую силу. Именно с его «отмены» на суде Союза писателей начинаются судьбоносные и роковые события. Вообще тема творческой свободы, возможности говорить открыто и работать над тем, что интересно, является краеугольной в повествовании новой экранизации.
В этом плане герой Цыганова во многом похож на самого Михаила Булгакова. И не только стилем одежды, непременной бабочкой на шее, а именно тем, что обоих пытаются запретить. Как в своё время говорили об «антибулгаковщине», так же в современной интерпретации поборник нравственности с усами щеточкой Латунский (Дмитрий Лысенков) визгливо кричит с кафедры Союза писателей об «антипилатчине».
Спасает угнетённую душу героя знакомство с Маргаритой, ставшей любовницей, музой и главной причиной для Мастера написать произведение о приключениях князя тьмы в большой и красивой воображаемой Москве, с бетонными колоннами, летающими дирижаблями и монструозной головой Ленина на Дворце советов.
Но счастью героев не суждено длиться вечно, и только на страницах романа Мастер и Маргарита могут быть вместе. Отдавшись на милость «той силе, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Ведь Воланд — это не воплощение библейского зла, а сила, срывающая маски с людей, позволяющая им проявить свою истинную натуру и наказывающая за проявления слабости или малодушия. Поэтому для Мастера это становится способом, хоть и метафорично, наказать всех тех предателей и лицемеров, с серьёзным видом строящих из себя благоверных последователей заданной доктрине, а по вечерами предающихся разврату под американский джаз. Руками Воланда наказать «ненавидимый прокуратором город», ввергнув его в хаос.
Посмотреть фильм «Мастер и Маргарита» можно в кинотеатрах Иркутска. Расписание и билеты — в Афише IRK.ru.