6 августа 2014 года президент Владимир Путин подписал указ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», а 7 августа правительство утвердило правила истребления незаконно ввезенного контрабандного продовольствия. Контролировать исполнение закона назначили Россельхознадзор, Роспотребнадзор и таможенную службу.
Но ни сам закон, ни сообщения в СМИ о фруктах и сырах, уничтоженных бульдозером или другим методом не трогали так, как осознание, что совсем рядом на какой-то из городских свалок гниет 97 коробок со свежим продуктом. Новость на сайте IRK.ru собрала 151 комментарий. Мнения разделились. Ниже приводим несколько полярных точек зрения (орфография и пунктуация сохранены):
Ziff_aka_Tomac:
«…Абсолютно ужасное и дикое решение! Сегодня в пробке бабуля милостыню просила. А государство продовольствие уничтожает. При 22 млн. за чертой бедности.»
id181178616:
«Чет я не пойму чего все так жалеют эти продукты? У вас изо рта никто их вырывать не собирается. Страдают только те бизнесмены что решили пойти в обход закона. Нам нужно чтобы эти бизнесмены вкладывали бабки в НАШИХ фермеров, в НАШЕсельхозяйство!!! А пока вы будете кормить европу, покупая их продукты страна так и не научится делать ВСЕ САМА!»
Но случай с яблоками, безусловно, не самый яркий прецедент, связанный с новым законом. В Татарстане 10 человек и бульдозер целый день уничтожали трех венгерских гусей, около девяти тонн санкционного сыра уничтожены катком под Белгородом, в Калининграде сало с хлоркой засыпали и утрамбовали землей.
Власти обращают внимание на то, что речь идет об истреблении контрабандных продуктов, которые могут представлять угрозу для здоровья. Но большинство людей поражены происходящим и не понимают, зачем уничтожать продукты, когда в стране столько малоимущих граждан, а также социальных организаций, в которых не соблюдаются нормы питания. Кроме того, есть страны, где требуется гуманитарная помощь. В Санкт-Петербурге проходят акции протеста против уничтожения продуктов питания. Люди вспоминают блокадный Ленинград, страшный голод и называют происходящее «варварством».
Насчет нового закона высказались иркутские работники общепита.
Егор Горчаков, шеф-повар:
— Конечно, продукты можно было отдать нуждающимся. Но я думаю, это разовая показательная акция, больше такого не повторится. Страх правит миром, а как еще заставить людей соблюдать закон?
Иван Осокин, владелец кофейни:
— Продукты питания, пригодные для потребления, уничтожать просто кощунственно. Их можно использовать в качестве гуманитарной помощи, например. В реализацию они не должны поступать. Вообще так разбрасываться едой — это большой грех (мы православная страна).
Елена Каргина, начальник отдела информационного обеспечения и связям с общественностью Россельхознадзора по Иркутской области, неоднозначно относится к нововведению:
— Бизнес есть бизнес, существуют предприниматели, которые обходят закон: декларируется один товар, инспекция находит другой. Таким образом, есть и угроза для жизни — неизвестно, когда и в каких условиях взят продукт. Но и в стране наложено вето на продукцию из определенных стран, поэтому при обнаружении мы должны ее сразу уничтожать, не дожидаясь экспертизы, которая проводится около недели.
Результаты экспертизы по польским яблокам еще не пришли. Пока неизвестно, плохие были фрукты или хорошие. Но неважно, какими были фрукты, их все равно необходимо уничтожить. Такие меры, по словам Елены Каргиной, ждут все продукты, подвергающиеся продуктовому эмбарго.
Елена Каргина:
— Есть указания — санкционные товары уничтожать. И мы им следуем. Конечно, можно разработать более правильный механизм, когда продукты будут проходить проверку, а затем, если с ними все в порядке, отправляться в детский дом, например. Если нам скажут так делать — пожалуйста, будем делать. Я сама за это. Но пока мы будем поступать со всеми санкционными товарами так же, как с теми польскими яблоками.
Но из многочисленных интервью Анны Поповой, главы Роспотребнадзора РФ, следует, что экспертиза невозможна: «Проверка продукции начинается с документов, которые содержат сведения, откуда этот товар, из чего он сделан, каков его конечный состав. Какой надзорный орган и какой страны отвечает за выданный документ. Санкционные товары подлинными документами не сопровождаются — контрафактную еду завозят под видом стройматериалов, химреактивов. Без первичных сведений о продукте количество исследований на безопасность, которые пришлось бы провести, будет огромным. Такая продукция представляет опасность возникновения и распространения заболеваний не только людей и животных, но и загрязнения окружающей среды. Поэтому другого выхода, кроме как утилизовать, очевидно, нет».
Что же из этого следует?
Люди в замешательстве и не понимают, как относиться к уничтожению продуктов. С одной стороны, жаль еду, гибнущую под колесами бульдозера. С другой, существуют государственные санкционные решения. Запрещенных продуктов не должно быть на территории страны. Иначе доверия государству нет. А всех нуждающихся заморскими сырами и яблочками не накормишь.
ИА «Иркутск онлайн»
ну умного ничего в этом нет.. отдайте зоопаркам, отдайте скоту… на фига уничтожать… это же какая то глупость .