Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

QR преткновения: выстоят ли иркутские рестораны?

Идёт вторая неделя, как в Иркутской области введена система QR-кодов для посещения торговых центров, учреждений общепита, культуры и других общественных мест. Ограничение коснулось бОльшей части малого бизнеса, однако, журналист IRK.ru решил отдельно разобраться в ситуации с ресторанами. Заведения общепита — не просто места, где можно поесть, а часть городской культуры, и многим иркутянам совсем не безразлична их судьба.

Вместе с политиком, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андреем Лабыгиным, а также известными иркутскими рестораторами Павлом Поляковым (генеральным директором сети «Альянс Ресторанс», президентом Байкальской ассоциации рестораторов и отельеров) и Арсением Митиным (генеральным директором группы компаний «Мавр-Групп», председателем комитета ТПП ВС в сфере торговли и услуг общественного питания) выясняли, как прошёл очередной пандемийный год, насколько велики потери бизнеса от введения QR-кодов, и какие меры способны предотвратить массовые закрытия ресторанов и кафе.

По словам Павла Полякова, 2021 год для ресторанного бизнеса начался на позитивной волне: в конце января сняли все ограничения по времени. Тогда туристы полетели на зимний Байкал, разрекламированный на федеральном уровне. И гостиницы были загружены, почти летняя загрузка. Ну и соответственно всё это сказывалось на ресторанном потоке.

Павел Поляков,  президент Байкальской ассоциации рестораторов и отельеров. Фото из личного архива
Павел Поляков, президент Байкальской ассоциации рестораторов и отельеров. Фото из личного архива

Несмотря на хорошую загруженность весной, надежды ресторанного бизнеса на лето не оправдались. Как рассказал Павел, «отчасти это произошло из-за общей дороговизны, отчасти оттого, что стали открывать Турцию, Грецию». А в очередную волну коронавируса в июле для заведений общепита ввели ограничение на работу с 23:00 до 06:00. Оно не снималось и действует до сих пор.

Как считает Арсений Митин, эта мера подкосила конкретную категорию ресторанов и баров, не затронув рестораны семейного питания или те, что в торговых центрах: они и до принятия ограничения работали по такому режиму. Введение QR-кодов коснулось одновременно всех. «8 ноября у всего города сразу рухнула выручка. Здесь уже не было, как летом: кого-то коснулось, кого-то нет».

Арсений Митин, председатель комитета ТПП ВС в сфере торговли и услуг общественного питания. Фото из личного архива
Арсений Митин, председатель комитета ТПП ВС в сфере торговли и услуг общественного питания. Фото из личного архива

Павел Поляков даёт расклад по цифрам: для многих выручка упала до 70%, и заведения начали работать в минус. При этом в регионе и без того нет гигантских прибылей в ресторанном бизнесе: средняя доходность, если площади арендованы, составляет около 15%.

Традиционные рестораны в условиях коронавирусных запретов не могут переориентироваться на доставку. «Ресторан — это же история не про еду, а про атмосферу, в первую очередь: музыка, подача блюд. Доставочный бизнес — это бизнес на логистике, ты можешь взять какое-нибудь полуподвальное помещение, и там, условно говоря, готовить продукцию», — говорит Павел Поляков.

Переход на доставку для ресторана, по словам ресторатора, убыточен и позволяет лишь некоторое время удержать персонал. А работать с доставкой можно только в том случае, если ты готовишь пироги, пиццу или суши. В совокупности эти товары, составляют 95% доставочного рынка, 5% – вся остальная еда. И при всём желании ресторанов переориентироваться на доходную ныне доставку не получается: «Ты ж не повезёшь стейк. Что с ним будет, когда его доставишь? Его надо есть сразу».

При этом рестораторы отмечают, что в течение второго пандемийного года не ощутили поддержки региональной власти. Как рассказал Поляков, была только та помощь, которая связана с общефедеральными программами. «Ещё в первый локдаун нам оплачивали МРОТ, давали беспроцентный кредит, который потом мог даже стать субсидией: его не надо было отдавать, если в течение полугода ты никого не уволил. Вот это была реальная помощь. Но год назад она закончилась».

Его слова фактически подтвердил омбудсмен Андрей Лабыгин, рассказав, что многие льготы и послабления, которые можно и нужно было предусмотреть в то время, когда формировался региональный бюджет на 2021 год, к сожалению, не были приняты. Это касается льгот по налогообложению и аренде помещений.

Андрей Лабыгин, уполномоченный  по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Фото из архива IRK.ru
Андрей Лабыгин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Фото из архива IRK.ru

По словам уполномоченного, с начала года он продвигал вопрос о дополнительных налоговых льготах по упрощённому налогообложению (УСН). Омбудсмен отметил, что упрощённая система налогообложения уже сама по себе льготный налоговый режим. Но в зависимости от ситуации дополнительно к нему также можно было предусмотреть льготы: «Как сделали наши соседи — Забайкальский край и Бурятия: по УСН для вновь образуемых и пострадавших от пандемии предприятий они вместо 15,6% налога сделали 5,1%. В Иркутской области таких решений в течение года добиться не удалось».

Если в первый пандемийный год предпринимателей, арендующих помещения, являющиеся государственной собственностью, освобождали от уплаты, то в этом году это постановление уже не действовало. «Решения о предоставлении льгот по аренде на федеральном уровне не было. Регион его не принимал тоже. Муниципалитеты, глядя на всю эту вертикаль, тоже нигде не зальготировали ситуацию, связанную с арендой муниципального и государственного имущества. Соответственно владельцы ресторанов и кафе, когда пошли к своим арендодателям, им все отказали, потому что, во-первых, самим тяжело, а во-вторых, и по закону не положено», – рассказал омбудсмен.

Сейчас, по его словам, власть вернулась к рассмотрению этого вопроса. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев положительно отреагировал на внесение предложения о снижении арендной платы для предпринимателей за государственное имущество и об участии госпредставителей в переговорах с арендодателями-частниками. Минэкономразвития уже поручено проработать такие возможности.

Как рассказал Павел Поляков, в настоящее время у местной власти есть понимание существующей проблемы: «Всё-таки они отвечают не только за здоровье граждан, но и за экономику». По его мнению, у региона не так много реальных механизмов, которые могли бы поддержать бизнес вообще и ресторанный в частности: губернатор не может единолично принимать важные решения без учёта требований Роспотребнадзора по эпидситуации. Обсуждается, что федеральная власть планирует предоставить ведомству ещё больше полномочий.

12 ноября, на заседание оперативного штаба под председательством губернатора пришли и представители бизнес-сообщества. Предприниматели просили полной отмены QR-кодов или разрешения работать в ночное время. Как объяснил омбудсмен, удовлетворить эти требования региональная власть просто не может.

Отмена кодов противоречит поправкам, которые были внесены в федеральный закон «О сантирано-эпидемиологическом благополучии населения» 12 ноября. «Федеральный тренд — QR-кодам быть. А время, зафиксированное с 23:00 до 06:00 как нерабочее для общепита, есть в поручениях президента РФ правительству и руководителям субъектов. Документ датирован концом октября. Соответственно и здесь местная власть не может пойти на уступку бизнесу», – констатировал омбудсмен.

Рестораны точечно закрываются. Это происходит в течение года, просто сейчас, по мнению Арсения Митина, «те, кто уже стояли на грани — закрыться или остаться, склонятся в сторону закрыться, и таких, к сожалению, будет много». Он также рассказал, что и его собственная компания закрывает в эти дни в Октябрьском округе большой ресторан, который проработал пять с половиной лет: «Закрываем навсегда. Порядка 70 человек персонала оказываются без работы».

Из других крупных объектов, прекративших работу в этом году, – ресторан «Ботаника» на Карла Маркса, проработавший 15 лет. По словам предпринимателя, коллеги не охотно делятся информацией о закрытиях: всё это происходит не в публичном поле. Причина — стремление лишний раз не провоцировать отток персонала из отрасли. Правда, по понятным причинам, сделать это трудно. В ресторанном бизнесе сейчас кадровый голод. При этом уходит не только персонал вроде официантов, который традиционно считается сезонным, но и повара, менеджеры среднего звена и бухгалтеры, отработавшие в этом бизнесе десяток лет.

Из общепита уходят не только официанты, но и повара,  бухгалтеры, отработавшие в отрасли десяток лет. Фото из архива IRK.ru
Из общепита уходят не только официанты, но и повара, бухгалтеры, отработавшие в отрасли десяток лет. Фото из архива IRK.ru

В настоящее время недовольство бизнес-сообщества и рестораторов вызывают два факта. Первый — отсутствие чётких критериев, по которым бы определялось, какие санитарно-эпидемиологические меры нужны в конкретный период. «Понятно, что с ковидом жить нам долго, но надо уже как-то не в авральном порядке работать, а системно: не хватает коек, пошла волна — такие ограничения, совсем плохо стало — такой перечень ограничений», – поделился мнением бизнес-сообщества Павел Поляков.

Второй факт – отсутствие некоторых запретительных мер в других регионах. Недоумение у рестораторов вызывает отсутствие требований о посещении по QR-кодам для московских ресторанов. «Да, они отсидели 10 дней в локдауне, зато их открыли сейчас безо всяких ограничений по времени и без введения QR-кодов. Получается, Москва не Россия. Всё это не системно и не логично», – резюмировал Поляков.

Такая же ситуация с запретом на работу с 23:00 до 06:00. По словам Арсения Митина, этот запрет не действует в Москве, Новосибирске, Тыве. «Если это указ всероссийского масштаба, то почему какие-то регионы его игнорируют? Нам этого, к сожалению, никто не объяснил».

Всё это приводит к ситуации, когда некоторые рестораны начинают работать «в серую», просто игнорируя определённые запреты. Омбудсмен Андрей Лабыгин стал свидетелем такого подхода: «Я в субботу был в одном торговом центре, и рестораны, которые в нём есть, были забиты под завязку. Безо всякой 50%-й заполняемости. Так что с одной стороны цифры, которые предоставляют рестораторы, а с другой, есть некая иная визуализация вопроса».

Традиционный ресторанный бизнес, безусловно, терпит убытки. Но если кто-то, находясь сейчас внутри этого бизнеса просто ждёт, что отменятся все запреты и заработает всё, как до пандемии, наверное, с таким подходом ничего не получится: убытки будут только возрастать и перспективы не очень благоприятные.

Традиционный ресторанный бизнес терпит убытки. Специалисты прогнозируют, ситуация будет только ухудшаться. Фото из архива IRK.ru
Традиционный ресторанный бизнес терпит убытки. Специалисты прогнозируют, ситуация будет только ухудшаться. Фото из архива IRK.ru

17 ноября омбудсмен снова встречается с представителями ресторанного бизнеса, где они совместно выработают ряд предложений Роспотребнадзору о возможном снижении санитарных требований к заведениям общепита. Также на уровне власти, по словам Лабыгина, активно рассматривается вопрос о снижении арендной платы за пользование областным и муниципальным имуществом, а также возможность предоставления скидки на коммунальные платежи. Однако, пока не ясно, как это решится.

«Надо понимать, что вода бежит, свет горит, и это за бесплатно в ресторанах не появится. Вместо рестораторов за это должен заплатить кто-то другой, а именно государство». По мнению рестораторов, компенсация расходов на ЖКХ действительно стала бы хорошим подспорьем в трудной ситуации, потому что в заведениях общепита даже в ситуации резкого снижения посетителей всё продолжает работать: свет горит, печки включены.

В настоящее время происходит постоянный диалог между бизнес-сообществом и властью, все возможные варианты обговариваются, но о конкретных мерах поддержки, которую в обязательном порядке получат владельцы традиционных ресторанов, говорить пока рано. Тем не менее, как считает Андрей Лабыгин, вряд ли это будет именно отмена QR-кодов, о которой просили власть предприниматели.

Любовь Головина, IRK.ru

Любовь Головина, IRK.ru

  • Александр Петров 8 декабря 2021 в 21:53

    А все просто. Вам не нужен квар-код, если вы мер или губернатор с коттеджем в Испании и можете ходить в испанский ресторан

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля