С такими предложениями выступает Межгосударственный авиационный комитет. По мнению специалистов, замена бетонных ограждений на более дешевые и безопасные конструкции может спасти жизни людей, если самолет выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы.
Виктор Горбачев, директор ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации:
— Это мировая практика. Практически во всех мировых аэропортах, по крайней мере в крупнейших американских и европейских, сделано сеточное ограждение. Нигде бетона нет. Что лучше — врезаться в мягкую сетку или в бетонную стену?
В России требования к ограждениям аэродромов определяются федеральными авиационными правилами. Согласно авиационной безопасности, территория аэропорта должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13–2,44 метра по всему периметру. Ограда может иметь системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение. С внутренней и внешней сторон забора полоса земли шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев.
Однако из чего именно делать ограждения, в правилах не прописано. Но бетон, которым огорожено большинство российских аэропортов, оказался не самым лучшим материалом с точки зрения безопасности полетов.
Так в 2006 году в Иркутске самолет A310 во время приземления выехал за пределы полосы и пробил бетонное ограждение аэродрома. Затем самолет врезался в ближайшие гаражи и загорелся. Из 204 человек, находившихся на борту, погибли 122. Если бы на пути самолета не оказалось препятствий, человеческих жертв можно было избежать.
Одно из последних авиапроисшествий, когда бетонный забор чуть не привел к масштабной трагедии, — это аварийная посадка самолета Ту-154 «Авиалиний Дагестана» в конце 2010 года в Домодедово. Лайнер выехал за пределы ВПП более чем на 400 метров и остановился всего лишь в 15 метрах от бетонного ограждения, что спасло от возгорания. Погибли 2 человека, еще 80 получили ранения.