Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вспоминая Немцова

В ночь на 28 февраля в Москве убили известного российского оппозиционного политика Бориса Немцова, экс-губернатора Нижегородской области, одного из лидеров правых партий СПС и «РПР-Парнас». Прогуливаясь со спутницей по Большому Москворецкому мосту, он получил четыре выстрела в спину от неизвестного киллера на белом автомобиле. Смерть Немцова вызвала бурю негодования в среде российской политической общественности. Многие публичные деятели уже высказали свое мнение на счет произошедшего, подчас довольно радикальные.

Видные иркутяне, лично знакомые с Борисом Ефимовичем, выражаются на сей счет более сдержанно. Известные общественники и политические эксперты в столь скорбный день делятся своими воспоминаниями об общении с Немцовым и высказывают свои соображения о произошедшем.

Алексей Козьмин, общественный деятель, руководитель «Сибирской лаборатории урбанистики»:
— Я был знаком с Борисом Ефимовичем давно. С 1999 года, кажется. Он часто приезжал в Иркутск. Тогда мы много общались и даже спорили. Особенно помню спор по поводу поддержки Валентина Межевича на губернаторских выборах 2001 года. А один раз, когда Борис Ефимович был в центре иппотерапии Тихомировых и сел на коня, он хотел прямо оттуда поехать на встречу с губернатором Говориным на белом коне. Спорили мы с ним и по поводу будущего СПС в 2005 году, когда я возглавлял Иркутское региональное отделение партии.

Я всегда по-хорошему завидовал его энергетике. Это был просто ураган. Никогда не видел его уставшим. Последнее время мы не виделись. Я перестал заниматься политикой, но, конечно, читал практически все доклады и сообщения, которые Борис Ефимович публиковал. Не со всем был согласен, но всегда уважал его позицию.

Безумно жаль потерять такого человека. Буду всегда помнить о нем и гордиться, что он был для меня старшим товарищем и многому научил в политике, да и в жизни, конечно, тоже. Вечная ему память.

Юрий Пронин, политолог:
— Мне кажется, что сейчас озвучивание любых версий убийства попахивает политиканством. Высказываются различные мнения, порой абсолютно противоположные. Но все они, на мой взгляд, пока умозрительны и построены на шаткой доказательной базе. Хотя я, чисто по-человечески, конечно, понимаю, что у некоторых могут быть основания не доверять следствию.

При этом стоит отметить, что вся российская политика, а не только демократическая, потеряла очень яркого своего представителя и важного общественного деятеля. Можно было не соглашаться с его позицией, но он безусловно был незаурядной личностью.

Я не был с ним знаком лично, но чисто по-человечески мне Немцов был интересен. Он по своему понимал интересы России. И он точно не был каким-то чуждым нашей стране человеком. Выражаю соболезнования по этому поводу, но от оценок произошедшего я бы воздержался.

Михаил Яструбицкий, Алексей Петров и Борис Немцов. Фото из архива Алексея Петрова
Михаил Яструбицкий, Алексей Петров и Борис Немцов. Фото из архива Алексея Петрова

Алексей Петров, политолог, историк, общественный деятель:
— С Борисом мы были знакомы более десяти лет. Будучи зампредседателя Иркутского регионального отделения СПС, я дважды был на Форумах правой молодежи, где он не просто встречался с молодыми кадрами, но и подолгу с ними беседовал. А еще Борис Ефимович неоднократно приезжал в Иркутск. В том числе благодаря ему на улице Карла Маркса появился памятник Александру Вампилову. Он первым сбросился в «общий котел», а затем уже туда последовали иркутские рестораторы, политики и строители.

Он приезжал защищать Байкал и выступал на митинге против БЦБК. Он обожал встречаться с журналистами. В его последний приезд в Иркутск он был уставшим, было немного времени, что мы назначили пресс-конференцию на 22:00. Но журналисты отпустили его глубоко за полночь. А мы разговаривали тогда еще с ним, я угостил его кофе.

Его мнение мало кого устраивало, его боялись, его ненавидели. Моя мама, обожавшая молодого Бориса в 90-е, когда он был губернатором Нижнего и потенциальным кандидатом в президенты, в последние годы тоже вышла из списка его сторонников. Он никогда не ходил с охраной, всегда улыбался и всегда был с красивыми женщинами.

Это один из немногих случаев, когда хочется сказать, что «Борис, ты был прав». Был. Нет, все-таки есть. Убивать людей — самое худшее, что может быть в жизни. Очень жаль.

Михаил Васильев, председатель иркутского отделения партии «РПР-Парнас»:
— Убийство Бориса Немцова возмутительно и, на мой взгляд, было направлено на то, чтобы пресечь его политическую деятельность. И, по возможности, подать сигнал тем, кто не понял, что такая политическая деятельность не приветствуется. По крайней мере, я так считаю.

Конечно, мы будем ждать с нетерпением итогов расследования и надеяться, что оно не будет спущено на тормозах. Надеемся, что исполнители все же будут найдены и наказаны. Я считаю, что это важный сигнал власти продемонстрировать свою эффективность, чего ранее не было заметно. В связи с произошедшим программа нашего завтрашнего митинга, возможно, изменится.

Максим Зимин. Фото из личного архива
Максим Зимин. Фото из личного архива

Максим Зимин, политолог, президент Байкальского фонда «Наша Сибирь»:
— Налицо ситуация, которая выражается в попытке давления на Россию со стороны Соединенных Штатов и заинтересованных западных кругов. Также налицо и некая шаблонность в исполнении преступления: я бы сравнил это с убийством Георгия Гонгадзе в Украине.

Не уверен, что убийство Немцова как-то связано с его экономическим делами. Просто потому, что у него не было никакого бизнеса. Известно, что он в последние годы получал политическое финансирование от ряда иностранных компаний. И в этой связи смерть Немцова выгодна тем, кто хочет раскачать ситуацию в стране.

Это еще и сигнал российской оппозиции к выступлению. Провокация чистой воды. Сейчас для протестов складывается самая благоприятная обстановка: цена нефти минимальна, рубль слабеет и в целом экономика России испытывает большие трудности. Просто кто-то понимает, что если с выступлением чуть-чуть подождать, то экономическая ситуация в России выправится.

Юрий Курин. Фото Ильи Татарникова
Юрий Курин. Фото Ильи Татарникова

Юрий Курин, председатель фонда имени Юрия Ножикова, советник губернатора Иркутской области:
— Сегодняшняя ночь принесла страшное известие — в Москве убит Борис Немцов. Я знал его с 1998 года, был близок к нему. Он очень любил Иркутск, часто сюда приезжал. Каждый приезд он обязательно бывал также в Ангарске и Шелехове и несколько раз на Байкале. Завтра я вылетаю в Москву и планирую участвовать в его похоронах.

Борис был очень яркой личностью. Я не сомневаюсь, что он мог бы сделать блестящую научную карьеру, но в конце 80-х годов он стал активным участником демократических процессов в тогдашнем СССР. Много раз с оглушительным успехом избирался народным депутатом разных уровней. У него был чрезвычайно высокий рейтинг в Нижегородской области. Он был одним из самых успешных губернаторов.

Многие в России считают, что он был сторонником олигархов, на самом деле это не так. Он беспощадно с ними воевал, его ненавидели все эти Березовские, Смоленские, Гусинские и прочие. В итоге против него была развязана хорошо скоординированная информационная кампания, итогом которой стало то, что в Москву на должность первого вице-премьера правительства он приехал с высочайшим рейтингом, а через год оказался с самым низким. К сожалению, Ельцин сдал его.

Эта война не прошла даром: к Немцову навсегда приклеился ярлык политика, связанного с олигархами. На самом деле, сам Борис никогда не занимался бизнесом — абсолютно никаким бизнесом! Никогда не был замечен ни в одном коррупционном скандале. Я считаю его просто прирожденным политиком, который всегда говорил правду.

Это редкое качество — уметь говорить правду всегда. Мне много раз приходилось с ним ездить по России, в 2001 году мы были с ним в Нижнем Новгороде несколько дней, в том числе значительная часть этого времени была посвящена встречам с работниками АвтоГАЗа. Это было очень тяжелое время в стране, в Нижегородской области и конкретно на ГАЗе — завод просто разваливался, зарплату не платили больше года, конвейер остановился, мужики работу бросили и остались одни женщины. И когда мы ездили на встречи в цеха, дом культуры этого предприятия, было страшновато — не разорвали бы они его как бывшего губернатора, депутата Госдумы, руководителя партии. Встречи были очень тяжелыми, начинались агрессивно, продолжались по несколько часов. Но всегда заканчивались под аплодисменты. Эти женщины, которые у конвейера стоят в этих холодных цехах, в ватниках, — они ему аплодировали стоя.

Он был очень везучий человек, любил жизнь, много занимался спортом — теннисом, горными лыжами и особенно виндсерфингом. Сказывалось детство, проведенное в Сочи. В хорошей компании он мог выпить, но вел себя всегда правильно — не терял голову.

Последние годы он находился в постоянной стрессовой ситуации, потому что во время всех поездок по стране его постоянно преследовали понятно какие там молодчики. Были и физические нападения, задержания, и плескали кислоту — в том числе у нас в Шелехове. Это все изматывало, когда-то ты был губернатором, народным депутатом, а тут — травили, как зайца на охоте.

У него, конечно, была своя система взглядов на все. И она не совпадала с «генеральной линией партии», но он всегда говорил, что не отступится от своих взглядов и своей деятельности, потому что убежден в своей правоте. Он ненавидел сначала ельцинскую «семибанкирщину», а потом — нынешний олигархат. Он был уверен, что с ним никогда не расправятся, потому что кроме женщин у него не было других слабостей, и другого компромата на него не было. Да и можно ли эту слабость считать слабостью?

Он очень болезненно воспринимал раздробленность реформаторских демократических сил. И сам пытался преодолеть это, готов был поступаться своими карьерными интересами, статусом. Понятно, что убили его не из-за бизнеса. Убили его из-за политики, потому что больше он в жизни своей ничем и не занимался.

Кстати, для сведения иркутян. Немцов во время одного из своих приездов в Иркутск высказался за идею создания памятника Вампилову, сам выбрал место, провел встречу с мэром Якубовским и дал первые деньги на монумент. Это уже потом подтянулись все остальные. И он тогда сказал: «Конечно, Нижегородская губерния покруче Иркутской, но у нас не было такого драматурга, как Вампилов».

Записал Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • iser 7 августа 2015 в 15:18

    лучше бы путина вальнули

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля