Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ликвидация Усольского химпрома. С чего всё начиналось?

Накопленный экологический вред – этот термин относительно недавно вошёл в профессиональную лексику работников служб, чья деятельность напрямую связана с защитой экологии и борьбой за чистоту окружающей среды. Его применение, как правило, говорит не о какой-то локальной ситуации кратковременного характера, а о проблеме по-настоящему глобальной и давней, складывавшейся десятилетиями и затрагивающей интересы жителей большой территории, а потому остро нуждающейся во внимании, изучении и поиске грамотного решения для её устранения. Источником такого вреда до недавнего времени оставалась промышленная зона площадью 610 гектаров бывшего производственного объединения «Усольехимпром».

Производство, открытое в 1936 году и к середине 50-х годов прошлого столетия достигшее пика своего развития, постоянно расширяло, выражаясь языком того времени, номенклатуру выпускаемой продукции: хлор, кислород, азот, каустическая сода, химические соединения, полученные в процессе синтеза, товары народного потребления – лаки и краски, бытовая химия и прочее. Кто бы знал, что химический гигант Сибири, целые десятилетия успешно работавший и являвшийся системообразующим предприятием Усолья-Сибирского, за несколько лет, как и многие другие заводы всесоюзного значения, обанкротится, прекратит свою деятельность и обретёт статус «сибирского Чернобыля». Так его назовёт, спустя 80 лет, в 2019 году глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Именно после посещения ею промзоны, представлявшей реальную экологическую угрозу, к решению проблемы в Усолье-Сибирском подключились федеральные власти.

Президент РФ Владимир Путин распорядился незамедлительно приступить к очистке территории предприятия от ядовитых химикатов, а Минфину «заложить необходимые средства в трёхлетнем бюджете» на работы по ликвидации. Единым исполнителем работ по ликвидации накопленного экологического ущерба в городе распоряжением Правительства РФ определено предприятие Росатома – Федеральный экологический оператор (ФЭО).

Сегодня на просторах Интернета можно найти массу информации о ходе ликвидации накопленного вреда, с яркими иллюстрациями и сопроводительными комментариями специалистов. Вот только ни в одном из этих материалов нет тех подробностей, о которых сегодня расскажем мы.

В чём опасность усольского «наследия»?

Когда химгигант на исходе первого десятилетия 21 века приказал долго жить, на его территории ещё пытались строить бизнес небольшие частные предприятия. Вот итогом их деятельности и стали вовремя не ликвидированные опасные и ядовитые для человека отходы химического производства I и II класса опасности. Их, не особо заботясь о будущих поколениях усольчан, на вечное хранение попросту закачали в глубины земли, в 12 так называемых соляных скважин, – наподобие отработанных угольных шахт, только соляных.

Другую часть ядохимикатов поместили в резервуары-цистерны и закопали здесь же, на территории. Что касается шламонакопителя, неэксплуатируемых корпусов, среди которых главный источник опасности – цех ртутного электролиза, то перспектив по нему не было никаких.

К бесхозному «добру» имел беспрепятственный доступ всякий: и дети, и взрослые. Одни, играючи, получали максимальные дозы радиации и, как сувенир, приносили радиоактивные элементы домой; другие возводили постройки из губительного для жизни материала, который вывозили с территории.

Специалисты в области геохимии, согласно данным мониторинга с 1996 года, утверждают, что в поверхностном слое предельно допустимая концентрация ртути превышала от нескольких сотен до тысячи раз, а внизу, на бóльших глубинах, ещё более страшная картина.

В 2014 году встал вопрос о ликвидации и цеха ртутного электролиза, и заражённого грунта. Их планировалось транспортировать на специальный завод в Краснодарском крае, где из таких отходов получают ртуть в чистом виде и продают как готовый продукт. Но везти ядовитые отходы через всю страну никто не позволил бы.

Тогда министр природных ресурсов и экологии Иркутской области (на тот момент) Олег Кравчук обратился к собственникам компании «Сиб-Транс-Петройл» (позже она была переименована в известную «РТ-НЭО Иркутск») с просьбой помочь в содержании объектов Усольского химпрома и предотвращении экологической катастрофы. Так, смертоносное наследие — шламонакопитель, на котором размещено около 500 тонн ртути, иловая площадка, промышленный полигон и ряд других объектов общей площадью более двух миллионов квадратных метров — перешло в собственность и под охрану этой организации.

Объект под охраной. Зачем это было нужно?

Усольчанин Вадим Логунов отлично знает про историю Химпрома и все проблемы, первопричиной которых стал зараженный объект. Поэтому он посчитал необходимым оказать посильную помощь городу и подключить к этому делу все имеющиеся ресурсы. Взвесив все «за» и «против», он принял единственно правильное решение, которое в будущем помогло предотвратить распространение опасных веществ: встал во главе работ по подготовке к ликвидации накопленного вреда.

Выкуп усольехимпромовских земель и объектов компанией «Сиб-Транс-Петройл» помог не допустить ещё большего вреда экологии и городу и избежать несанкционированного вывоза отходов с территории завода. Фактически компания — новый собственник земли под Усольехимпромом — содержала и охраняла эти объекты от проникновения третьих лиц.

Параллельно компания перевела земли, прилегающие к выкупленным объектам, из категории «Земли населённых пунктов» в категорию «Земли промышленности». Это позволило решить юридические формальности и включить объекты в программу ликвидационных работ. Кроме того компания проинвестировала лабораторные исследования, которые помогли определить оптимальную технологию утилизации отходов, провела первичные изыскания для проектных работ. Вся работа была выполнена за собственные средства компании. Так было положено начало важному делу.

Вадим Логунов, основатель экологических компаний и химик по образованию, вникал во все проблемы, которые связаны с самой площадкой Химпрома. Он пришел к выводу, что в первую очередь необходимо создать санитарную зону на объектах.

— Я принял такое решение, потому что вырос здесь и не мог равнодушно наблюдать за происходящим, понимал, что на этой территории надо что-то делать, — говорит Вадим Логунов.

Не будем забывать, что ёмкости, хранившие отработанные отходы производства, находились долгое время под воздействием внешних факторов, что не могло не сказаться на их целостности. После проведения экологических экспертиз выяснилось, что химические отходы из подземных хранилищ с течением времени стали попадать в грунт и наносить тем самым урон окружающей среде, в том числе Ангаре, которая находится в нескольких сотнях метров от места хранения ядохимикатов. Летом 2018 года произошла утечка неизвестного ядовитого вещества, в связи с чем в городе был введён режим ЧС из-за угрозы его распространения. В таких условиях и приходилось работать компании, изучая отходы производства и определяя оптимальную с экономической, логистической и функциональной точек зрения технологию утилизации наследия Усольехимпрома. Специалисты компании участвовали в разработке проекта по демеркуризации ртутного цеха.

В итоге Вадим Логунов с партнерами создали почву для того, чтобы Росатом, спустя три года, смог свободно приступить к работам.

Что сделал «Сиб-Транс-Петройл», когда уже стали понятны и определены этапы рекультивации на государственном уровне, подготовлены все документы? Компания передала свои владения муниципалитету. Вот тогда-то силами Росатома и начался процесс санации территории.

Оценивая тот вклад, что внес «Сиб-Транс-Петройл» в борьбу за право Усолья-Сибирского называться чистым городом, можно сказать одно: те коллективные усилия, которые предпринимались с 2014 года, были не напрасны. За счёт этого обеспечили сохранность объектов и сделали возможным старт тем работам, которые начались в промзоне три года назад. Сегодня они продолжаются, и сделано уже многое.

Текст Евгении Дунаевой
Фото пресс-службы «РТ-НЭО Иркутск» и пресс-службы правительства Иркутской области

  • Наталья Валентинова 20 марта 2024 в 16:52

    С чего всё начиналось?
    В 90-е годы за денежное вознаграждение были развалены крупные предприятия. Зарубежные крокодилы убирали конкурентов с рынка.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля