Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рубить нельзя помиловать

В последние недели городские власти бросает из крайности в крайность в борьбе с горностаевой молью. То городские чиновники рапортуют об успехе, то признаются в неэффективности используемых химикатов. Бюджетные миллионы уже распылены, но победное «шествие» моли по деревьям областного центра и прилегающих районов продолжается. И сейчас, в атмосфере коллективного молчания, эмоциональный пассаж мэра Виктора Кондрашова в социальной сети уже перерастает в реальный план действий. А пока горожане делают то, перед чем капитулировали чиновники и эксперты — успешно избавляются от вредителей.

Своими силами

Пока мэрия подсчитывает новую статью бюджетных расходов — на вырубку и посадку деревьев — горожане личным примером показывают эффективность народных методов спасения яблонь от недуга. Иркутяне самостоятельно борются с паразитами как на частных подворьях, так и во дворах с многоэтажной застройкой. Например, иркутянин Дмитрий собственноручно избавил яблоню от гусениц на своем участке с помощью «копеечного» химиката.

Дмитрий:
— Мы использовали препарат «Фуфанон», позвонили в «Дезирс» и наобум попросили средство от тли. Препарат покупал знакомый — точную цену он не помнит, но говорит, что средство обошлось буквально в копейки. Вообще-то эта моль чувствительна ко всем отравам и дохнет на раз. На дерево ушел где-то литр раствора. После одной обработки больше ни гусениц, ни паутины не наблюдал. Подействовал раствор очень быстро — через 30 минут вредителей уже не было.

Обработка одного дерева специалистами по борьбе с вредителями будет стоить чуть дороже. Но такой вариант удобен, например, жильцам многоквартирного дома, в чьих дворах поселилась моль. Так и поступили в доме № 78 по улице 4-й Железнодорожной. Вызов дезинсекторов обошелся жильцам подъезда в общую сумму около 300 рублей.

— В нашем дворе яблони также пострадали от моли, — рассказывает Юлия, жительница дома. — Одно дерево гусеницы опутали особенно сильно, и тогда моя соседка прошла по подъезду, собрала по 12 рублей с квартиры и вызвала специалистов. Дерево обработали, и уже через три дня яблоня начала расцветать. На сегодняшний день дерево совсем оправилось от нашествия вредителей. К тому же я слышала, что в соседних дворах по улице Гоголя люди тоже скинулись на обработку, и теперь там яблони уже стоят все в зелени.

О чем молчат эксперты

Несмотря на многочисленные локальные примеры успеха, мэрия, кажется, совсем не хочет видеть очевидных вещей — с яблоневой молью можно и нужно бороться. Недавно за пострадавшие деревья заступились ученые Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН. Мнение биологов однозначно — массовая вырубка пораженных яблонь станет крайне недальновидным шагом со стороны администрации.

В то же время эксперты ссылаются на объективные причины провала в кампании по обработке деревьев от горностаевой моли. По мнению старшего научного сотрудника института Татьяны Пензиной, кандидата биологических наук, оценивая работу муниципалитета и подрядчика в деле борьбы с молью, нужно брать в расчет утвержденные санитарные нормы. В городских условиях возможны только точечные обработки препаратами с минимальной концентрацией и на расстоянии не ближе 50 метров от жилой застройки. Очаговую обработку насаждений пестицидами проводят рано утром (до 7 часов) или поздно вечером (после 22 часов) в безветренную погоду. При опылении лесопарков, садов и парков минимальный разрыв между участками должен быть не менее 300 метров.

— С одной стороны, администрация обязана соблюдать жесткие нормы СанПиНа, — объясняет Татьяна Пензина. — К тому же превышение концентрации биологических и химических препаратов для опыления грозит муниципалитету и подрядчику не только прокурорской проверкой. Это также и угроза здоровью людей, в частности, от этого могут появиться отложения в почках, обострение астмы и проявление аллергических реакций. С другой стороны, на муниципалитет оказывает прессинг население, недовольное результатами борьбы. Поэтому в этих условиях действия мэра Кондрашова можно понять.

При этом Татьяна Пензина отмечает недальновидность чиновников в выборе подрядчиков. Ученый убеждена — вопросы содержания городских зеленых насаждений нельзя отдавать кому попало.

— Важно не только контролировать популяции вредителей, но и проводить качественную формовку и санитарную обрезку деревьев, — убеждена собеседница. — В то же время отдавать такие важные работы на откуп тому, кто просто предложит меньшую цену, но не обладает достаточной квалификацией — это дикарство. Люди годами учатся правильно проводить обрезку без вреда для деревьев. Поэтому подрядчиков на обработку и формовку нужно отбирать более тщательно.

Отдавать такие важные работы на откуп тому, кто просто предложит меньшую цену, но не обладает достаточной квалификацией — это дикарство.

Опыление деревьев будет пустой тратой денег без постоянного фитосанитарного контроля. Коллега Татьяны по институту, начальник станции искусственного климата кандидат биологических наук Максим Радченко объясняет, что проблема с молью давно вышла за пределы Иркутска. И значит, решать ее нужно на более высоком уровне — областном.

— Сегодня мы из-за нашествия моли вырубаем яблони, а завтра к примеру, черемуху или любые другие деревья, пораженные вредителями? — возмущен Максим Радченко. — Кроме того, вырубка деревьев только в городе не решит проблемы. Сибирская яблоня, которую и поражает горностаевая моль, очень распространена в пригородной зоне и окраинных лесных массивах. Поэтому эти территории без комплексной обработки будут и дальше поражать иркутские зеленые насаждения, сводя на нет все меры, предпринимаемые в городе.

По мнению Максима Радченко, к защите городских зеленых насаждений нужно подходить особенно внимательно — ведь город нельзя опылить химикатами с самолета или тотально обработать распылителями с земли. К тому же, горностаевая моль — далеко не единственная болезнь иркутских деревьев и кустарников. Кто даст гарантию, что муниципальные власти не спасуют перед очередным расплодившимися вредителями, как в этом году?

— Зеленые насаждения в городских условиях подвержены повышенному риску различных вредителей, — объясняет Татьяна Пензина. — От моли страдают не только яблони, но и черемуха, тополя и многие другие сорта. Также зеленые насаждения могут пострадать от так называемой бактериологической «голландской болезни», разъедающей ствол дерева изнутри. Всплеск популяции может возникнуть в любой момент. Просто раньше полноценный комплексный мониторинг позволял предотвращать и значительно снижать ущерб зеленым насаждениям. Сейчас же этого нет.

Кстати, в Иркутске десятилетиями складывалась своя научная школа, способная справиться с вредителями растений. Например, много лет профилактикой фитопатологий занимались сотрудники лаборатории природных и антропогенных экосистем СИФИБРа. Группа ученых выполняла заказы по мониторингу растительных вредителей не только в Приангарье, но и по заказам в Читинской области, Забайкальском крае и даже в Монголии. Но методики местных ученых муниципалитет, кажется, не интересуют.

В дело борьбы с растительными вредителями большой вклад внес прославленный иркутский ученый-биолог, профессор Евгений Талалаев. Именно он еще в 70-х годах прошлого века буквально спас прибайкальскую тайгу от масштабного нашествия сибирского шелкопряда. Изучив самого вредителя, ученый извлек из гусениц шелкопряда особые споры, крайне ядовитые для многих растительных паразитов. И не просто вывел, но и создал на их основе действенный препарат для уничтожения вредителей — «Дендробациллин». Мало кто знает, но сейчас на базе этого средства изготавливают свои препараты многие современные биолаборатории.

— Только сочетание химических и биологических препаратов вкупе с постоянным контролем решит назревшую проблему, — убежден Максим Радченко. — Сейчас их выбор очень большой, но все используемые средства нужно тестировать в наших условиях — распылить несколько препаратов на одно-два дерева, и посмотреть результат, а не закупать и бездумно опрыскивать весь город одними. И когда нужный препарат подобран, важно контролировать условия его хранения, срок годности и концентрацию — от этого зависит эффективность обработки.

Но по данным ученых-энтомопатологов СИФИБРа, препараты «Фитоверм», «Лепидоцид» и «Актеллик», которыми обрабатывали яблони в этом году, эффективно борются в паразитами при соблюдении инструкции производителя и сроков обработки. Но факты говорят сами за себя — яблоня на улице Желябова, которую подрядчик демонстративно обработал биопрепаратом, уже давно съедена молью. Было ли это нарушение технологии обработки или же использование некачественных химикатов — сейчас остается только догадываться.

***

Муниципалитет все еще не в силах побороть вредителей яблонь, но это не повод отчаиваться и вырубать пораженные деревья. По заверениям ученых ИНЦ СО РАН, пик нашествия горностаевой моли продлится всего год, а потом пойдет на спад. Более того, многие городские яблони выживут в этом году и уже к концу лета восстановят поврежденную листву. Позитивные примеры борьбы иркутян за зеленые насаждения есть, и эту гражданскую активность нужно поддерживать и развивать. Иначе другие «инициаторы» срубят деревья, которые еще можно спасти.

В очередной раз приводим список компаний, где можно купить препараты для опыления деревьев от горностаевой моли или вызвать специалистов:
— ФГБУ «Россельхозцентр», Иркутск, улица Томсона, 3, телефон: (3952) 47-93-61.
— ОАО Иркутская дезинфекционная станция «Дезирс», Иркутск, улица Красноказачья, 85, телефон: (3952) 22-02-61.
— ООО «Аврора-клининг», Иркутск, улица Декабрьских Событий, 32а, телефон: 8 914 899-31-30.
— Природоохранное предприятие «Лесное», телефоны: (3952) 35-26-44, 61-14-35.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • yazva_ch 8 апреля 2014 в 10:29

    однозначно нужно спасать деревца!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля