Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Евгений Водолазкин: «В Иркутске интерес к чтению очевиден»

В рамках литературных вечеров «Этим летом в Иркутске 2016», которые прошли на сцене Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова с 20 по 22 июня, мы поговорили с ведущим литературных встреч, известным писателем и постоянным гостем нашего города Евгением Водолазкиным о вдохновении, чтении и проблемах интерпретации.

— Вы не первый раз в Иркутске и всегда хвалите город и литературные вечера. Почему?

— Почему хвалю? Может быть, это единственный город в России, где так много людей приходит на встречи с писателями. В Москве или Питере такую аудиторию, боюсь, не собрать. В столицах много разных развлечений, и, на мой взгляд, поэтому люди не часто ходят на литературные вечера. А в Иркутске не просто ходят — они задают вопросы и настолько серьезно относятся к происходящему, что, пожалуй, Иркутск действительно в этом отношении не идет в сравнение ни с одним городом России.

Евгений Водолазкин — российский литературовед и писатель, доктор филологических наук. В 2015 году написал текст «Тотального диктанта». Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Возможно, свою роль играет и то, что встречи проходят в стенах театра. В других городах подобные мероприятия обычно проводятся в библиотеках, книжных магазинах. Но вряд ли это имеет решающее значение: я думаю, что та литературная среда, которая создалась в городе Распутина и Вампилова, очень много значит, и она постоянно воспроизводится: уходят одни люди и приходят другие, но их настрой остается прежним.

В Иркутске даже в те времена, когда в России был гораздо меньший интерес к литературе, к книге — а это было всего лет пять-десять назад, — этот самый интерес был уже очевиден. Но сейчас не стали читать больше, чем, скажем, 10 лет назад: стали читать лучше.

Статистика говорит, что упали продажи «литературы трэша» — любовных романов, триллеров — и повысились продажи серьезной литературы, что очень хороший признак. Обычно я избегаю говорить плохо о любого рода литературе, потому что если какие-то книги покупают, значит, они нужны. Человек ведь живет в нескольких регистрах одновременно — может читать так называемую высокую или философскую литературу, а может читать для отдыха что-то попроще, и в этом ничего плохого нет. Важно, чтобы он эту иерархию осознавал, и чтобы литература, которая рассчитана исключительно на развлечение, не была единственным чтением.

— Часто сравнивают «Авиатора» и «Обитель» Прилепина. Как вы относитесь к этому сравнению?

— Когда Захар писал о Соловках и «Обитель» еще не была закончена, мы с ним обсуждали это, и я рассказал, что издал книгу о Соловках: воспоминания соловецких монахов, узников, паломников — самых разных людей, бывших там. Выяснилось, что мы с Захаром пишем, основываясь примерно на одном и том же материале.

Он прекрасно знал все тексты, которые знал я, и в этом отношении действительно есть сходство. Но мы по-разному обращаемся с материалом, поэтому соловецкие страницы у нас играют разную роль.

Евгений Водолазкин. Фото предоставлено пресс-службой Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова
Евгений Водолазкин. Фото предоставлено пресс-службой Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова

Книгу Захара я оцениваю очень высоко: это не просто одна из лучших книг о Соловках, это одна из лучших книг минувшего десятилетия. Да, параллель между нашими романами имеет право на существование. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет в том, что даже если материал схож, книги всегда различны, поскольку авторы ставят перед собой разные задачи.

— Как доктору филологических наук вам сложно создавать текст, который впоследствии будет разбираться на части вашими коллегами и подвергаться интерпретации?

— Я, естественно, отдаю себе в этом отчет и очень уважительно отношусь как к нынешним, так и к будущим исследователям. Я понимаю, как нелегок этот труд, особенно сейчас, когда не остается черновиков. Если раньше, в рукописный период, по черновикам можно было сопоставлять варианты и видеть, как развивалась мысль автора, то сейчас писатель сдает в издательство флешку с текстом или посылает его по электронной почте, — и никаких его терзаний, которые отражаются в черновиках, не видно, поэтому я стараюсь в чем-то им помогать.

Ко мне обращается довольно много исследователей, которые пишут диссертации, касающиеся либо моих текстов, либо вообще современной русской литературы. Они спрашивают меня, какие источники я использовал, и я без малейшего неудовольствия их называю.

Любой писатель, серьезно относящийся к своему делу, обязательно опирается на дополнительные источники.

Я не только не скрываю источники, а действительно готов любому, кто интересуется этим, предоставить полный список использованных мной текстов. Но знание источников не является единственным средством для толкования текста. Для этого надо понять его задачи, код, с которым нужно к нему подходить и его отмыкать.

Возьмем роман «Авитатор»: некоторые отзывы о нем показали, что код текста и код читателя иногда расходятся. Не нужно читать «Авиатор» как историю о том, как заморозили, а потом разморозили человека: это книга не о крионике, а о совсем других вещах.

— Профессиональная критика помогает литературе развиваться или стоит ориентироваться на рецензии и отзывы?

— Это очень важный вопрос, потому что критик и рецензент — разные вещи. Рецензент — это что-то более прикладное, приземленное, если угодно. А критик — это человек, который хорошо видит путь, по которому идет литература или конкретный автор. Он видит или должен видеть этот путь там, где его не видит, может быть, даже писатель.

Евгений Водолазкин. Фото предоставлено пресс-службой Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова
Евгений Водолазкин. Фото предоставлено пресс-службой Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова

У нас есть выдающиеся критики, такие как Галина Юзефович, Лев Данилкин, Николай Александров, Павел Басинский. Я мог бы перечислять еще. На самом деле критиков, которые помогают литературе, у нас сейчас очень много.

— В современной литературе важнее форма или содержание?

— Я не сторонник разделения формы и содержания в литературе, ведь часто форма и является содержанием. Это вещи неразделимые, перетекающие одна в другую. Современная литература очень разная, потому что, в отличие от литературы 30-летней давности, в ней присутствует всё.

После периода постмодернизма, который, на мой взгляд, уже закончился, расчистилась поляна для всех — есть четыре группы писателей, которые называют себя новыми реалистами; есть писатели, которые продолжают отдельные линии постмодернизма, хотя как течение он все-таки перешел уже в нечто другое. Что касается меня лично, то я очень внимательно отношусь не только к тому, что пишу, но и как.

Я слежу за качеством прозы, за ее ритмом, ведь деление текста на отдельные сегменты — предложения, абзацы, главы, части — не случайно. Я стремлюсь к тому, чтобы все эти единицы текста обладали завершенностью и при этом сочетались друг с другом.

— Эдгар По в своих эссе отвергал вдохновение и признавал лишь мастерство. Согласны ли вы с ним?

— В юности я пытался писать стихи. И, действительно, писал их по вдохновению. У меня не было цели написать стихотворение, но когда я чувствовал какой-то странный прилив сил и чего-то такого, что влетает, как ветер, я садился и писал стихи. Это обычное занятие молодых людей.

Мои юношеские стихи были не лучше и не хуже других, но особой ценности они, на мой взгляд, не представляли. К прозе я обратился в довольно зрелом возрасте. Пожалуй, сейчас у меня просто нет времени ждать вдохновения.

Я как лягушка-путешественница, постоянно куда-то лечу или еду. И если бы в те редкие дни, когда я оказываюсь дома, в Питере, я еще ждал вдохновения, это была бы катастрофа.

Вдохновение приходит ко мне в тот момент, когда я сажусь за компьютер. Меня действительно вдохновляет вид клавиатуры, экрана, как раньше вдохновляли людей перо и бумага.

Я бы сказал, что я начинаю писать, просто когда есть время. Другое дело, что в какой-то момент, часов через 6-10, я чувствую, что устал. Усталость выражается не в том, что я не могу писать дальше — я могу создавать текст, но чувствую, что он уже теряет энергию. Текст продолжает умножаться, но он бессилен, — и тогда я останавливаюсь. В этом смысле можно, наверное, говорить о вдохновении как о чем-то таком, что дает тексту силу и энергию.

— Читают ли писатели в свободное время?

— Мне приходится читать около 100 романов в год: я член жюри премии «Ясная Поляна», так что с этим у меня полный порядок. Но чтение является для меня не только обязанностью, но и удовольствием, и радостью.

Анастасия Долгополова

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля