Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

«Оскар-2022»: скандалы, победы, закономерности

В ночь с 27 на 28 марта в США состоялась 94-я ежегодная кинопремия «Оскар».

Церемонию после длительного перерыва вновь провели официальные ведущие: в этот раз ими стали Ванда Сайкс, Эми Шумер и Реджина Холл. Главный приз впервые вручили стриминговому фильму, лучшим режиссёром опять стала женщина, а Уилл Смит запомнился не только победой в номинации «Лучшая мужская роль». Подробности — в нашем обзоре.

«CODA: Ребёнок глухих родителей»: три победы в ключевых номинациях

Лучшим фильмом киноакадемики признали картину «CODA: Ребёнок глухих родителей» (режиссёр Шан Хейдер). Этот англоязычный ремейк французской комедии «Семейство Белье» также победил в номинации «Лучший адаптированный сценарий». Фильм о взрослении слышащей девочки в семье глухих в начале года стал триумфатором фестиваля Sundance.

Примечательно, что в 2021 году победителем этого маленького американского фестиваля независимого кино стала также оскароносная «Земля кочевников» Хлои Чжао. Премия «Оскар» чётко откликается на социальную повестку дня: если в «Земле кочевников» раскрывается тема жизни, оказавшейся на распутье после кризиса, то «CODA: Ребёнок глухих родителей» — это кино о тихой семейной драме и надеждах на инклюзивность.

Главная героиня фильма 17-летняя Руби Росси — единственная слышащая в своей семье. Она помогает глухим родителям и брату в рыболовном бизнесе, выполняя роль переводчика и посредника между ними и обществом. У девочки обнаруживается талант к пению. Но чтобы последовать за своей мечтой, ей придётся оставить семью один на один с кричащим миром. Проблема ещё и в том, что родители даже не могут услышать, как Руби поёт…

Кадр из фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Родителей, к слову, сыграли глухие актёры Трой Коцур и Марли Мэтлин. Трой Коцур также получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, став вторым в истории глухим актёром, удостоенным этой премии. Первый случай был в 1987 году, и тогда заветную статуэтку выиграла как раз-таки Марли Мэтлин. Коцур посвятил награду всем людям с нарушением слуха. Примечательно, что благодаря успеху фильма трансляция «Оскара» в этом году шла также и на языке жестов, а во время церемонии показали рекламу приложения-переводчика с языка слабослышащих.

Ещё один интересный факт: «CODA: Ребёнок глухих родителей» — это первый стриминговый фильм, получивший «Оскар» (права на него принадлежат Apple TV+).

«Дюна»: наибольшее количество статуэток

Первая часть фантастической киноадаптации романа Фрэнка Герберта о миссии Пола Атрейдеса вполне ожидаемо получила практически все награды за визуальное и звуковое наполнение. Действие межгалактической саги Дени Вильнёва происходит на разных планетах: в пустынном Арракисе, океанском Каладане и Гиеди Прайме.

Научно-фантастический жанр фильма позволил создателям развернуться. «Дюна» получила «Оскар» за лучшую операторскую работу (Грэг Фрейзер), лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший оригинальный саундтрек (это второй «Оскар» для немецкого композитора Ханса Циммера), лучший монтаж и лучшую работу художника-постановщика.

Кадр из фильма «Дюна». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дюна». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Для фильма было создано более двух тысяч кадров, содержащих визуальные эффекты, а дизайн песчаных червей, вдохновлённый обликом и повадками усатых китов, был создан с помощью компьютерной графики. Звукорежиссёры Марк Манджини и Тео Грин признавались в интервью, что многие звуки во вселенной «Дюны» приходилось создавать с нуля. Специалисты собрали 3200 отдельных звуков и работали с 750 каналами аудио.

Бродвейская связь времен и пощёчина Уилла Смита

В актёрских номинациях обошлось без сюрпризов. В списке номинанток на «Оскар» за лучшую женскую роль были заявлены уже получавшие заветную статуэтку Оливия Колман, Пенелопа Крус и Николь Кидман, а также молодая Кристен Стюарт, перевоплотившаяся в принцессу Диану в картине «Спенсер».

Однако лучшей актрисой признали Джессику Честейн за роль евангелистки Тэмми Фэй Беккер в биографической драме «Глаза Тэмми Фэй». Для этой роли красавице Джессике пришлось измениться практически до неузнаваемости.

Приз за лучшую женскую роль второго плана достался исполнительнице роли Аниты в «Вестсайдской истории» Ариане Дебос. 31-летняя звезда Бродвея в этой борьбе обошла титулованных Джуди Денч («Белфаст») и Кирстен Данст («Власть пса»). Кстати, тут прослеживается связь времён: в первой экранизации бродвейского мюзикла роль Аниты исполнила Рита Морено и тоже получила за эту работу «Оскар».

Лучшим актёром стал Уилл Смит, сыгравший отца тениссисток Уильямса в спортивной биографической драме «Король Ричард». Радость актёра, заслуженно получившего долгожданную статуэтку, немного подпортил инцидент на церемонии. Ведущий премии Крис Рок неудачно пошутил о причёске жены Смита — Джады, которая вынужденно побрилась налысо из-за болезни. Уилл не вытерпел, вышел на сцену и залепил шутнику пощечину.

Женский взгляд на кино

Женщины продолжают завоёвывать «Оскар»: новозеландку Джейн Кэмпион признали лучшим режиссёром за фильм «Власть пса». Эта картина набрала наибольшее количество номинаций — 12, а Джейн стала третьей женщиной-режиссёром, удостоенной «Оскара» за всю истории премии.

Джейн Кэмпион. Фото с сайта vk.com/academyawards
Джейн Кэмпион. Фото с сайта vk.com/academyawards

В 2008 году киноакадемики отдали приз Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»), а в прошлом году — Хлои Чжао («Земля кочевников»). Примечательно, что Бигелоу и Кэмпион получили «Оскар» за картины, жанр которых всегда считался сугубо мужским: «Повелитель бури» — военная драма, а «Власть пса» — вестерн.

Кстати, в 1994 году Джейн Кэмпион уже выигрывала «Оскар» за лучший оригинальный сценарий к фильму «Пианино». В 2022 году награду в этой номинации получил Кеннет Брана (режиссёр и сценарист фильма «Белфаст»). Картина, которую Брана назвал своим «самым личным фильмом», рассказывает о жизни североирландской семьи из рабочего класса и детстве их маленького сына во время беспорядков в Белфасте (Северная Ирландия) в конце 1960-х годов.

Межународные отношения

Азиатское кино, которое всё больше привлекает внимание различных кинофестивалей, и в этот раз не осталось без призов. Лучшим фильмом на иностранном языке признали японскую экранизацию рассказа Харуки Мураками «Сядь за руль моей машины» (режиссёр Рюсукэ Хамагути).

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины». Фото с сайта Kinopoisk.ru

От России в этой номинации была заявлена драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Картина о суровом взрослении девушки на Северном Кавказе не вошла в шорт-лист премии. Но зато в этом списке был фильм «Купе номер 6» Юхо Куосманена — совместная работа студий из Финляндии, России и Эстонии. В главной роли — наш Юра Борисов.

Победители в остальных номинациях:

— Лучший грим и причёски: «Глаза Тэмми Фэй»;
— Лучшие костюмы: «Круэлла»;
— Лучшая песня: Билли Айлиш «No Time To Die» («Не время умирать»);
— Лучший анимационный фильм: «Энканто»;
— Лучший документальный фильм: «Лето соула»;
— Лучший игровой короткометражный фильм: «Долгое прощание»;
— Лучший анимационный короткометражный фильм: «Стеклоочиститель»;
— Лучший документальный короткометражный фильм: «Королева баскетбола».

В этом году впервые в истории премии было запущено зрительское голосование. Оно не относится ни к одной из номинаций и не предполагает наград. Победителей определяли с помощью хештегов в Twitter. Итог голосования озвучили на церемонии: самым популярным фильмом по версии фанатов стала «Армия мертвецов», а лучшая сцена блокбастера по версии фанатов — момент, когда Флэш спасает мир в «Лиге справедливости Зака Снайдера».

Элина Халтанова, IRK.ru

  • S T 29 марта 2022 в 12:16

    Спасибо за саунд Не время умирать. У меня всё. Спасибо.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля