Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Кризис киноиндустрии? Что происходит с кинотеатрами прямо сейчас

около 8 минут на чтение 17 комментариев
Кресла. Фото с сайта Pixabay.com
Кресла. Фото с сайта Pixabay.com

Исход крупных медиакорпораций с российского рынка продолжается. Что происходит в киноиндустрии прямо сейчас, разбирался наш автор Павел Бутусин.

Первой приостановившая выход своих фильмов Disney впоследствии полностью прекратила ведение любого бизнеса в России, включающее в себя производство контента, рекламу и продвижение проектов, а также лицензирование своей продукции.

Вслед за мышиным домом свою деятельность прекратила и корпорация Sony, причём не только заморозив работу всех своих отделов, но и приостановив продажи PlayStation и деятельность звукозаписывающей компании. Ограничения затронули и цифровые релизы двух мейджоров: например, «Человек-паук: Нет пути домой», «King's man: Начало», «Аллея кошмаров» не выйдут на отечественных онлайн-платформах.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Чем больше проходит времени, тем больше киностудий отказываются работать в России, и вот уже не такие крупные компании заявляют об изъятии своих фильмов. 1 апреля 2022 года мини-мейджор Lionsgate заявил, что приостанавливает прокат своих картин. Ближайшим релизом, запланированным к прокату, должен был стать комедийный боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта» с Педро Паскалем и Николасом Кейджем в роли самого себя.

Первое время после премьеры в Америке этот фильм имел 100-процентный рейтинг на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes, что позволило ему стать самым высокооцененным в карьере Кейджа. И это не удивительно, учитывая смелый абсурдный юмор сюжета.

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Universal убрала из списка премьер скандинавский боевик Роберта Эггерса «Варяг». В картине принимают участие Александр Скарсгард, Николь Кидман, Итан Хоук и певица Бьёрк.

Впрочем, российские фильмы тоже лишаются прокатного статуса.

«Ампир V», одна из больших отечественных премьер, которая должна была состояться 31 марта 2022 года, сначала долго висела в подвешенном состоянии из-за прокатных прав, а потом вообще отменилась. Минкульт объяснил это тем, что фильм подал неправильный запрос на возрастное ограничение.

Тихо ушёл с радаров «Капитан Волконогов бежал» с Юрой Борисовым — номинант и победитель нескольких кинофестивалей. Впрочем, о нём говорили, что перенесли премьеру на осень 2022 года. Про якутский триллер «Нууча», завоевавший Гран-при международного кинофестиваля в Карловых Варах, и его премьеру 7 апреля 2022 года, помнят, наверное, только люди, интересующиеся кино. Его релиз тоже перенесли, по заверениям продюсеров, на осень.

Кадр из фильма «Брат». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Брат». Фото с сайта Kinopoisk.ru

На этом фоне в кинотеатрах показывают всё больше повторных релизов. Уже вышедшая дилогия «Брат» собрала в прокате внушительные 45 миллионов рублей. «Мосфильм» выпустил на большие экраны фильмографию одного из самых известных советских режиссёров Андрея Тарковского («Солярис», «Иваново детство», «Зеркало»). Заявлена на возвращение в кинотеатры бандитская дилогия «Бумер», а также хит Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».

С уходом всех более-менее крупных кинопроектов появился шанс у инди-фильмов, которые в нормальных условиях предались бы забвению под тяжестью Disney и Warner. Например, японская драма «Сядь за руль моей машины», получившая Оскар как лучший фильм на иностранном языке. Картина повествует о молодом режиссёре Юсуке, который недавно потерял жену и едет в Хиросиму ставить пьесу «Дядя Ваня». Его сопровождает молчаливая девушка-водитель Мисаки.

Кадр из фильма «Всё везде и сразу». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Всё везде и сразу». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Другая заметная премьера — это фантастический сплав параллельных миров и кунг-фу под названием «Всё везде и сразу». Мишель Йео играет обычную женщину Эвелин, которая в один прекрасный момент получает знания и способности множеств таких же Эвелин, как она, только живущих в альтернативных реальностях и имеющих разные профессии — от повара до знатока боевых искусств. И всё было бы хорошо, но только некая тёмная сущность грозит уничтожить всю её мильтивселенную.

Удивительным образом продолжают выпускать свои фильмы TheatreHD Live. Их основной репертуар состоит из записанных театральных постановок ведущих театров мира, а также фильмы-лекции о деятелях культуры и живописи. В ближайших показах фильм «Палладио. Власть архитектуры» об архитекторе Андреа Палладио и постановка шекспировского театра Globe «Король Лир».

Создаётся впечатление, что с уходом крупных блокбастеров и киностудий ситуация в индустрии кардинально не ухудшилась. Но это совсем не так.

По разным данным, доля прокатной выручки больших фильмов студий-мейджоров составляла 70-80% от всего кинопроката в стране. Ещё в начале марта Ассоциация владельцев кинотеатров выпустила заявление, в котором говорилось, что количество и качество российских фильмов не сможет закрыть всю потребность в контенте у зрителя.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», несмотря на все меры, предпринятые Министерством культуры, доля российского кино в прокате остаётся небольшой. В 2019 году она составляла 23,2%, в 2020 году — 47,9%, в 2021 году — 27,2%. Ассоциация обратилась с просьбой о выделении дополнительного финансирования, без которого есть реальная опасность закрытия не только отдельных кинотеатров, но и целых сетей.

Уже поступают сообщения, что крупные владельцы кинотеатров начинают консервировать часть своих кинозалов, чтобы сократить расходы. Но отмена фильмов, дающих основной доход кинотеатрам, — не единственная проблема.

Зрительный зал. Фото из архива IRK.ru
Зрительный зал. Фото из архива IRK.ru

Профессиональное оборудование, используемое как в работе залов, так и в принципе в киноиндустрии, почти полностью иностранное. С уходом основных западных поставщиков остро встаёт вопрос о его обслуживании, ремонте и замене. Но и это ещё не всё.

Наполняемость баров и кафе при кинотеатрах снеками и напитками зависит от больших компаний производителей и поставщиков, тоже либо остановившими, либо ограничившими работу в России. Coca-Cola, Pepsi, Lay's и многие другие не закрывают заводы по производству своей продукции, но значительно ограничивают инвестиции в российский рынок, от чего происходит заметный рост цен, ложащийся дополнительными расходами на владельцев кинотеатров. Всё перечисленное выше ставит кинотеатры в ситуацию, когда расходы на аренду помещения, наполняемость зала, технологическую оснащённость растут, а основной доход сильно падает.

Впрочем, некоторые меры поддержки всё-таки анонсировали. Государство теперь может полностью финансировать кинопроизводство, а не 70% фильма, как раньше. Более 50 мероприятий получат поддержку Минкульта: а это региональные кинофестивали, семинары, мастер-классы. Но каких-то конкретных сумм, выделенных или планируемых к финансированию индустрии, пока не озвучено.

Аниматоры в кинотеатре. Фото из архива IRK.ru
Аниматоры в кинотеатре. Фото из архива IRK.ru

Несмотря на то, что в повторный прокат выходят старые фильмы, как отечественные, так и голливудские, этого недостаточно, чтобы удержать кинотеатры на плаву. Зрительский интерес к такому кино в разы меньше, чем к кассовым зарубежным блокбастерам. Звучат мнения, что нужно увеличивать производство отечественного кинематографа, но есть опасения, что качество будет отдано в угоду количеству. Тем более, учитывая повестку и переносы многих остросоциальных проектов, велика вероятность того, что из производства и проката уйдут интересные и серьёзные картины.

Возможно, мелкобюджетному, региональному кинематографу будет проще справиться с трудностями. Об этом говорит, например, иркутский режиссёр и продюсер Юрий Яшников:

— Наша кинокомпания и конкретно я как режиссёр ни с какими трудностями в связи с уходом голливудских компаний из российских кинотеатров не столкнулись. Потому что мы давно уже работаем на совершенно другом рынке. Нужно сказать, что эта ситуация, конечно, болезненна для кинотеатров, но в то же время она дает новый толчок к развитию онлайн-площадок. И это тот рынок, на котором мы работаем в последние годы и планируем работать в будущем. Этому ситуация с уходом голливудских мейджоров из кинотеатров в общем-то придала импульс к развитию.

Как бы то ни было, кризис затронул всю киноиндустрию, и неизвестно, когда он закончится и закончится ли вообще. По крайней мере, каких-то надежд на возвращение больших студий, пока длятся известные события, нет. Причём, уверенности в том, что впоследствии ситуация вернётся к докризисным временам, тоже нет.

Какие фильмы сейчас показывают в иркутских кинотеатрах, смотрите в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/articles/20220412/kino/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля