Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Скромное обаяние великой иллюзии

около 7 минут на чтение 10 комментариев
Скромное обаяние великой иллюзии

В иркутский прокат вышел восьмой фильм Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“», эпическая комедия в стиле ретро.

1930-е, вымышленное европейское государство Зубровка. Беженец из некой арабской страны (кажется, тоже выдуманной) по имени Зеро (Тони Револори) устраивается коридорным в великолепный по тем временам отель «Гранд Будапешт». Наставником усердного и честного молодого араба становится изрядный плут мосье Густав (Рэйф Файнс), идеальный консьерж и обладатель искусно стилизованных аристократических замашек, которые столь безотказно действуют на одиноких богатых старушек. Одна из таковых (Тильда Суинтон) скоропостижно скончалась, ввиду чего Густав со своим новым протеже Зеро спешно выезжает в другой город на оглашение завещания.

Зажиточный и зажившийся на этом свете «божий одуванчик» действительно не позабыл галантного Густава: по завещанию ему причитается бесценное полотно из эпохи Возрождения «Мальчик с яблоками» (очередная выдумка в этом полностью вымышленном мире). Но кое-какой злобный родственник щедрой старухи (Эдриен Броди) бурно протестует против подобной подачки в пользу жиголо, еще и имевшего наглость пожаловать в поместье покойной. Тогда Густав просто похищает причитающуюся ему картину и пускается наутек вместе с Зеро. Героев преследует киллер (Уиллем Дефо), нанятый семейством усопшей, а также въедливый инспектор полиции (Эдвард Нортон). Но возлюбленной Зеро (Сирша Ронан) и многочисленным друзьям Густава до поры до времени удается вызволять беглецов из самых невероятных ситуаций.

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Видимо, в те непростые времена, о которых повествует это очаровательное кино, нелегко жилось даже гражданам вымышленных государств. Все дело в том, что сочетание «1930-е» и «Где-то в Европе» не может не провоцировать в зрителе соответствующие исторические коннотации. Такой перфекционист, как Уэс Андерсон, несомненно, знает это. Его «Отель» — сознательная попытка режиссера, слывущего певцом инфантилизма и создателем фильмов-фантазий (не путать с фэнтези!), шагнуть на ступеньку выше. И он на нее таки шагнул.

Поспешу, впрочем, немного разочаровать преданных поклонников Уэса (к коим и сам отношусь). «Отель „Гранд Будапешт“» при всей его блистательности отнюдь не превзошел андерсоновский opus magnum «Королевство полной луны». Хотя в отношении стилистики фильм выглядит логическим продолжением того «Королевства».

В кинокартинах Андерсона нулевых годов еще не было той тщательности, с которой выпестованы две его последние картины. Общими в них были скорее атмосфера, настроение, интонация, то есть вещи чисто умозрительные. В «Королевстве полной луны» визуальная сторона оказалась гораздо важнее содержательной. Так выяснилось, что кинематографист, которого по невнимательности принимали за поверхностного хипстера, на самом деле метит в визионеры и недвусмысленно напрашивается на то, чтобы прослыть если не «новым Кубриком», то хотя бы «облегченной версией Скорсезе» (ну или Вуди Аллена).

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Ни «Королевство», ни «Отель» язык не повернется снисходительно обозвать очередными «андерсоновскими сказками». Нет, это уже произведения искусства, снятые не писателем от режиссуры (каких большинство среди постановщиков), но живописцем от кинематографа (каких единицы). В плане «картинки» последние фильмы Андерсона больше всего напоминают незабываемые ленты вычурного англичанина Питера Гринуэя 80-х годов. Но Гринуэй снимал чистейший артхаус, широкому зрителю, как известно, противопоказанный. У Андерсона же — абсолютно зрительское кино: и по занимательности сценариев, и по драйву саундтреков, и, конечно, по количеству звезд в кадре.

И самое прекрасное — от Андерсона никогда не знаешь, чего ожидать. Даже Тарантино в этом отношении более предсказуем. «Отель „Гранд Будапешт“», кстати говоря, и начинается немного в духе тарантино-родригесовского балагана-альманаха «Четыре комнаты». Но уже через четверть часа фильм Уэса становится похож скорее на «Бесславных ублюдков».

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вот тут и проступает то новое и неожиданное, что принесла с собой (точнее, в себе) долгожданная постановка Андерсона. Режиссер словно бы скрестил беззаботное дуракаваляние в стиле «Розовой пантеры» (старой, с Питером Селлерсом) с черными комедиями Тарантино, мастера острых художественных высказываний. Квентин может быть доволен — обычно в его учениках ходят лишь несносные посредственности типа Гая Ричи.

Впрочем, Андерсон слишком самодостаточен, чтобы записывать его в чьи-либо ученики. Он — сам себе режиссер, себе на уме.

Уэс Андерсон — довольно хитрый тип. Но эта хитрость режиссера сродни той, которая была присуща одному из его любимых персонажей — бесподобному мистеру Фоксу в одноименном мультфильме. Лис Фокс, как мы помним, долгое время работал в лесной газете «колумнистом, которого никто не читает». Но даже на такой незавидной должности ему удалось не усыпить свое подлинное «я» — сущность обаятельного авантюриста. В конце концов авантюрист этот проснулся, и Фокс стал звездой леса.

Не то ли мы наблюдаем и в случае самого Уэса Андерсона? Зрителей ранних его фильмов можно было пересчитать по пальцам. Сегодня он — один из самых известных в мире американских режиссеров. Положим, «Оскары» таким не дают, ну так и Джим Джармуш (еще один «учитель» Андерсона) не то чтобы в них купается.

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильм «Отель „Гранд Будапешт“» можно назвать своеобразной альтернативой всем фаворитам последнего «Оскара» сразу. Будь эта премия более демократической и менее политизированной, картина Андерсона заслуживала бы как минимум трех номинаций. За великолепную игру Рэйфа Файнса, в котором, как во всяком приличном английском актере, живет изумительный комик (а без Андерсона, вполне возможно, мы бы об этом так никогда и не узнали). За потрясающую музыку Александра Депла. И, конечно, за режиссуру, хотя за нее Андерсона надо было номинировать, когда вышло «Королевство полной луны». Киноакадемики благополучно прошляпили эту возможность, за что им от нас, андерсономанов, презрительное «фи».

Ни к чему говорить более конкретно об «Отеле „Гранд Будапешт“». Есть подозрение, что все, кто в принципе мог полюбить творчество Андерсона, уже давно с ним знакомы. Художники, подобные Уэсу, обладают завидными магнетическими способностями. Дело попросту в том, что режиссер Уэс Андерсон — большой, очень большой оригинал. И сколько-нибудь незаурядный зритель просто не мог не заметить столь крупного своего собрата по инаковости.

Специально для ценителей: в «Отеле „Гранд Будапешт“» Андерсон как рассказчик стал чуть более занимательным, чем обычно. Но при этом он ни на йоту не стал более «попсовым». Только по-настоящему крупным и уникальным авторам удаются аналогичные приятные парадоксы. Андерсон являлся таким с самого начала. Просто мир не сразу заметил этого, как не сразу получается разглядеть великого комбинатора в «лузере» мистере Фоксе или будущего миллионера Мустафу — в простодушном беженце с говорящим именем Зеро.

Посмотреть расписание сеансов фильма «Отель „Гранд Будапешт“» в иркутских кинотеатрах вы можете посмотреть в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140317/hotel/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля