Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Железнодорожная вода

около 6 минут на чтение 6 комментариев
Железнодорожная вода

В иркутский прокат вышла австралийско-английская драма «Возмездие» с Колином Фертом и Николь Кидман.

В начале восьмидесятых медсестра бальзаковского возраста Патти (Николь Кидман) познакомилась в поезде с милейшим джентльменом Эриком Ломаксом (Колин Ферт), который вскоре стал ее мужем. Однако после свадьбы из шкафа Эрика посыпались скелеты: оказывается, мистер Ломакс подвержен жутчайшим припадкам, проистекающим из факта его долгого пребывания в японском плену во время Второй мировой. Эрик тогда был одним из подневольных строителей моста через реку Квай, вследствие чего не только на всю жизнь увлекся железными дорогами, но еще и стал регулярно галлюцинировать.

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Все еще сравнительно счастливая, но уже довольно несчастная миссис Ломакс обращается за дружеской поддержкой к хорошему Эрикову товарищу Финли (Стеллан Скарсгорд), который тоже натерпелся в пресловутом плену. В ответ добрый друг со злой усмешкой протягивает чете Ломаксов вырезку из газеты, из которой следует, что главный японский мучитель Эрика Нагасэ (Хироюки Санада) жив, здоров и даже не думает ни от кого скрываться.

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Традиционное перевирание оригинального названия фильма призвано зря обнадежить, смутить и дезориентировать зрителя. Все любят истории про возмездие, но многие ли упиваются железнодорожными историями? Истинное название этой картины — «Железнодорожник», оно больше отвечает ее содержанию, чем зазывающе лживое «Возмездие».

Конечно, многие соблазнятся вовсе не избитым названием, а впечатляющим актерским составом. Однако и такие зрители, скорее всего, просчитаются и не получат того, чего ждали. «Возмездие» останется едва ли не самым блеклым пунктом в фильмографиях всех трех суперзвезд «умного» кино, которые здесь задействованы: и Ферта, и Кидман, и Скарсгорда.

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Единственное, что может заставить досмотреть эту двухчасовую тягомотину до конца, это ее «основа на реальных событиях». Не будь здесь этого титра, можно было бы смело клеймить «Возмездие» как неслыханно пошлое в своей натянутости «околовоенное полотно».

Увы, показанное здесь — правда. Правдива по крайней мере общая канва ленты, что подтверждают и реальные фотографии действующих тут лиц, которые выплывут перед финальными титрами. Режиссер наверняка подсластил и подретушировал доверенные ему события, но пристыдить его словами булгаковского Коровьева — «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» — все-таки не получится.

Ретуширование этой истории, возможно, было еще в автобиографической книге самого Ломакса, по мотивам которой снят фильм. Слишком уж по-голливудски сентиментально, картинно, псевдопсихологично выглядят здесь многие места.

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вольная или невольная ориентация на голливудские образцы привнесла в фильм еще и лошадиную дозу предсказуемости. Так, в кульминационный, наиболее напряженный (по мысли авторов) момент «Возмездия», когда герой Ферта замахнется на своего бывшего обидчика тростью, никакой зритель в мире, кажется, не усомнится в том, что палка в итоге обрушится на ни в чем не повинную мебель.

При такой концентрации клише и скуки режиссер «Возмездия» — безвестный австралиец Джонатан Теплицки — не чурается с бесцеремонным постоянством оглядываться на киноклассиков. Чего стоят хотя бы его навязчивые аллюзии на «Мост через реку Квай» — чуть ли не лучший англоязычный фильм о Второй мировой войне! А упоминание нетленной мелодрамы «Короткая встреча» в начальной сцене (которая эту самую «Короткую встречу» еще и слегка пародирует)! А отсылки к культовой киноленте «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»!

Основная же коллизия «Возмездия» заставляет вспомнить еще и прекрасную картину Романа Поланского «Смерть и дева». Отрадно, конечно, что мистер Теплицки видел все эти фильмы, но к чему столь настойчиво похваляться своей насмотренностью перед смиренными зрителями?

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Излишне говорить, что любые аналогии работают не в пользу ленты Теплицки. Его «Возмездие» — это попросту один из самых пресных в истории фильмов про войну, плен и терзающие воспоминания. Ну и про месть, конечно, о которой здесь все-таки сказано пару слов.

Жанр теплицкого «Возмездия» — это именно скука

Думается, ничто не способно примирить требовательного зрителя с этой преснятиной, к тому же унылой, снулой и бледной, как моль. «Все жанры хороши, кроме скучного», — говаривал Вольтер. Жанр теплицкого «Возмездия» — это именно скука. Да еще и насквозь фальшивая, хоть и снятая по реальным событиям. Голливуду к подобным парадоксам не привыкать, а теперь, выходит, и Австралия с Великобританией до такого докатились.

Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Возмездие». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Положим, за никому не нужного австралопитека от режиссуры Джонатана Теплицки едва ли кому-то будет обидно. Но талантливую австралийку Кидман, дельного британца Ферта и представительного шведа Скарсгорда (любимца самого фон Триера, что уже говорит о многом!) становится поистине жалко. Что ж вы, болезные, разучились отделять зерна от плевел? Разучились соглашаться лишь на дельные предложения хороших кинорежиссеров? Ведь всем вам было присуще именно это умение, играющее не последнюю роль в успешной актерской карьере.

Стало быть, одному только можно порадоваться. Тому, что мистер Теплицки хотя бы не испортил этим фильмом карьеру никому из многообещающих молодых артистов. Джереми Ирвин (сыгравший здесь героя Ферта в юности) не в счет, ведь даже оседлав в свое время спилберговского «боевого коня», он не сумел проскочить на нем в настоящие звезды. Так что поезд, говоря терминами железнодорожного «Возмездия», уже ушел.

Расписание сеансов фильма «Возмездие» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140512/railway/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля