Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Верните «Елки»!

около 6 минут на чтение 23 комментария
Верните «Елки»!

На экранах иркутских кинотеатров «Елки 1914» (6+) — традиционный новогодний киноальманах, получившийся на этот раз несколько пессимистичным.

Рождество 1914 года Российская империя встречает разгорающейся за кадром войной. Но жизнь в огромной стране идет своим чередом. Раненый солдат Иван (Александр Паль) собирает народные петиции против закона об отмене елок, признанных вражеской традицией. Два товарища Митя (Александр Головин) и Федор (Александр Домогаров-младший) перед уходом на фронт выясняют, кто из них милее сердцу красавицы. Разорившийся коммерсант Женя (Сергей Светлаков) за бесценок уступил семейное гнездо аферисту Боре (Иван Ургант), но не решается рассказать об этом многочисленной родне.

«Елки» — новогодний бренд Тимура Бекмамбетова, фильм, без которого не обходятся наши зимние каникулы вот уже несколько лет. Известные лица, узнаваемые типажи и угрюмые реалии российского бытия, раскрашенные веселыми цветами новогодней сказки — праздник все-таки.

На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Принятое еще в прошлом году решение перенести действие нового фильма на 100 лет назад к премьере обрело своеобразную мрачную провидческую прелесть. Создатели ставили одной из задач показать, как мало изменилось в жизни народа с прошлого столетия, и сняли самую политизированную серию киноальманаха. Параллели проводятся настолько жирные, что начинают довлеть над сюжетом. Непонятная война, неподъемные кредиты, в последний раз пирующие богатые, чахнущие от голода бедные, европейские ценности, вызывающие народное негодование законопроекты — все это оказывается важнее частных и надуманных неурядиц героев.

Смена эпохи пошла серии на пользу. Даже юмор, и так всегда достаточно мягкий для семейного просмотра, стал интеллигентнее. Но сценаристы быстро увязли в однообразии: большую часть фильма ищутся все новые и новые рифмы для 1914 и 2014, отчего становится скучно и тоскливо.

Связь между историями в «Елках» никогда не была такой непрочной и условной, а мотивы героев настолько неправдоподобными. Запихнуть в небольшой фильм разом столько примет времени оказалось не самой удачной мыслью — швы и строчки кино нагрузки не выдерживают и протестующе трещат.

На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В попытках растрогать зрителя «Елки» всегда грешили приторно-карамельной сентиментальностью. Эта сентиментальность достигла своего пика в третьей части. Там давили на все болевые точки разом — от ненужных стариков до разлученных собачек. В какой-то момент смотреть на эти трагедии становилось невыносимо и неприятно, примерно как на капризного и невоспитанного ребенка, закатившего вдруг истерику в людном месте. Стыдно должно быть родителям, но стыдно почему-то обычно всем свидетелям сцены.

У новых «Елок» в арсенале есть и старики, и дети, и самый настоящий медведь, правда больше похожий на компьютерную модель. Всех их кто-то вероломно обижает и притесняет. Но к этому фильму создатели научились не превращать происходящее в откровенный фарс. В историях стало меньше фальши, или она просто не столь бросается в глаза. Отразить реальность наших дней за три фильма не очень получилось, а вот поймать на лжи в рассказах о временах столетней давности уже не так-то просто.

На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Глобальных изменений «Елки» не претерпели: все те же герои попадают во все те же передряги. Вездесущие Светлаков и Ургант исправно играют своих персонажей, особо при этом не напрягаясь и не меняясь в лице. И снова их переигрывают дети и ручной медведь (в прошлый раз был пес Пират). Фильм целиком держится на заслуженных артистах старшего поколения — Филозов, Виторган, Назарова, Стаханова.

Казалось бы, все по-старому, если бы не одно большое «но». Весь этот проект — череда попыток сделать всенародное кино, объединившее бы города, поколения и социальные слои. Поиски так и не увенчались успехом, за три фильма общий знаменатель не был найден, а уравнение не сошлось.

У каждого фильма была своя центральная идея, но всегда слишком хрупкая и непрочная, чтобы коснуться каждого. И вот недостающая переменная, всеобщий знаменатель, уравнивающий бедного и богатого, москвича и иркутянина, молодого и старого, наконец, обнаружен. К сожалению, им стал шагающий по стране кризис.

На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съемках фильма «Елки 1914». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Елки» на наших глазах перестали быть новогодним капустником разнокалиберных звезд отечественного театра и кино и превратились в зашифрованный социальный код, транслируемый с экранов кинотеатров на всю страну и абсолютно для каждого жителя. А так как закодированы давно витавшие вокруг и на самом деле совсем невеселые мысли, то и смотреть на это не то чтобы слишком весело и приятно. Прошлые «Елки» можно было назвать трусливым побегом от реальности, но за год ситуация достигла той точки, что теперь бы и рад сбежать со всеми, но некуда.

Основная мысль, к которой неявно подводят зрителя весь фильм — дальше будет только хуже. В 1914 году Россия сделала первый шаг в бездну, но тогда никто этого не понял — таков исторический процесс, последствия осознаются значительно позже. И спустя 100 лет непонятно, мы снова дружно шагаем в пустоту или лишь продолжаем падать? Когда с таким пессимизмом говорят жизнерадостные «Елки», начинаешь жалеть, что раньше не сделал запасов гречки.

И вот тут-то сила важнейшего из искусств, наконец, срабатывает, и ярко загорается спасительная мысль. Как и всегда, как и множество раз за свою великую историю, мы обязательно сделаем невозможное — но только если сделаем это вместе. Пусть будет так, и с Новым годом всех нас!

Смотрите расписание фильма «Елки 1914» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20141229/fir/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля