В иркутский прокат вышла биографическая драма «Охотник на лис» (18+) — один из вероятных фаворитов грядущего «Оскара».
Конец 1980-х, США. Марк Шульц (Ченнинг Татум), угрюмый олимпийский чемпион по вольной борьбе, днями напролет тренируется в спортзале, ни на час не выходя из-под опеки старшего брата Дейва (Марк Руффало). Дейв тоже чемпион, но еще и живой, бодрый, неглупый человек, счастливый муж и отец. Марк втайне завидует брату, но вынужден следовать за ним по пятам: выбора у него нет.
Точнее, выбора не было, пока в жизни Марка не возник загадочный миллионер Джон Дюпон (Стив Кэрелл). Дюпон предлагает Шульцу-младшему покровительство, дружбу, свой личный спортзал и даже собственный кошелек. Взамен он просит одно — Марк должен победить на следующих Олимпийских играх. Спортсмен воодушевляется, считая, что удача впервые повернулась к нему лицом. И только проницательный Дейв с сомнением покачивает головой.
Предыдущей работой многообещающего режиссера Беннетта Миллера была захватывающая картина про бейсбол «Человек, который изменил все». Конкретно о бейсболе, впрочем, речи там почти не было — фильм рассказывал о взаимоотношениях колоритных личностей, срисованных с натуры: спортивного менеджера с лицом Брэда Питта и математического «ботана» в привычном исполнении Джона Хилла.
«Охотник на лис» — лента во многом противоположная «Человеку, который изменил все». Но сходства между ними все равно достаточно. «Охотник» — тоже реальная спортивная история, в которой тема самого спорта совсем не важна. А одну из главных ролей здесь играет Ченнинг Татум — напарник Джона Хилла по «Мачо и ботану». Хилл за «Человека» был номинирован на «Оскар». Татума за «Охотника» не удостоили такой милости, и это решение легко признать несправедливым.
С другой стороны, киноакадемиков можно понять. Когда сразу два комедийных актера исполняют сильные роли в серьезном драматическом фильме, глаза поневоле разбегаются. В «Охотнике на лис» помимо Татума блестяще играет еще и Стив Кэрелл, до этого не вылезавший из амплуа забавного героя дурацких комедий. Марка Руффало, конечно, тоже нельзя оставить без внимания, но его выдающиеся способности давно всем известны.
А вот Татум с Кэреллом по-настоящему удивили. Хотя Кэрелл все-таки удивил больше. Роль Татума во многом пересекается с его работами у режиссера Стивена Содерберга. Кэрелл же никогда еще не влезал в кожу персонажа, сколько-нибудь похожего на Джона Дюпона.
С этим Дюпоном — реальным миллионером, умершим в 2010 году, — связана главная проблема в восприятии «Охотника на лис». Привычное оживленное и обаятельное лицо Стива Кэрелла здесь покрыто гримом, придающим актеру сходство с чудовищем Франкенштейном. Но комика все равно можно узнать, и мы по привычке начинаем ждать от него буффонады. И во множестве сцен, особенно в первой половине фильма, эти ожидания даже оправдываются. Ярким примером комедийной составляющей «Охотника на лис» может послужить сцена в самолете, когда Дюпон учит произносить своего протеже Марка чересчур сложные для того слова «орнитолог» и «филантроп».
Однако даже такие моменты не позволяют избавиться от ощущения, что «Охотник на лис» — очень тягучий, тяжелый, неуютный и в целом неприятный фильм. Да, в профессиональном отношении к нему не придерешься — работа мастерская на всех уровнях. И тем не менее муторное настроение поселяется в зрителе с первых же сцен, а в дальнейшем только усиливается.
В картине часто и подолгу молчат, что уже создает ощущение дискомфорта. Периодически действие и вовсе погружается в кромешную тишину, которую иначе как зловещей не назовешь. Все это подготавливает к кульминационной точке повествования, которая многим зрителям, особенно на Западе, известна заранее (не забудем про «основано на реальных событиях»).
В любом случае «Охотник» — из тех фильмов, финал которых буквально раздавливает зрителя. А режиссер Миллер еще и выполнил в этом плане программу максимум: его фильм зажимает аудиторию в тиски уже на вступительных кадрах кинохроники, где аристократы охотятся на лис.
Однозначного прочтения этих кадров, а заодно и названия картины, режиссер не дает. Факт, что в этом мотиве кроется нечто гнетущее, удушливое. Но вот что именно? Точно такие же ощущения вызывал пронзительный советский фильм «Охота на лис» 1980 года. Его название тоже таит в себе с трудом видимую метафору, да и сам сюжет немного перекликается с миллеровским. Впрочем, чересчур депрессивных фильмов у нас не снимали до самой перестройки, так что в отношении тоски и безысходности «Охотник на лис» ближе к какому-нибудь «Грузу 200».
Это не то что бы страшный фильм. Скорее, обескураживающий. Послевкусие примерно как после двухчасового просмотра криминальной хроники. Однако «Охотник на лис» все-таки кино, и кино настоящее, вполне удовлетворяющее эстетические запросы пытливой аудитории. Не все же расслабляться в кинематографическом джакузи, к чему приучает нас основная масса голливудской продукции. Иногда полезно принять и душ Шарко.
Многим такое кино придется совсем не по вкусу. В нем ведь легко увидеть лишь омерзительную историю про то, как встретились два социопата, отношения которых в конце концов привели к нелепой и шокирующей трагедии. От привычных спортивных драм, как уже сказано, здесь нет ничего. Однако нет ничего и от привычных криминальных драм.
«Охотник на лис» выбивается из любых категорий. Одно это заставит вдумчивого зрителя присмотреться к нему повнимательнее. Беда только в том, что большинству вдумчивость не свойственна. Поэтому «Охотник на лис» никогда не принесет Стиву Кэреллу той популярности, какую некогда принес ему «Сорокалетний девственник».
Смотрите расписание фильма «Охотник на лис» в нашей киноафише.