Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Тело мастера боится

около 6 минут на чтение 24 комментария
Тело мастера боится

В иркутский прокат неизбежно вышла мелодрама про садомазохистские утехи «Пятьдесят оттенков серого» (18+).

Скромная девушка Анастейша Стил (Дакота Джонсон) приходит брать интервью у молодого миллиардера Кристиана Грея (Джейми Дорнан), излучающего самоуверенность и властность. Интервью фактически проваливается, но богач провожает барышню до лифта с многообещающими комплиментами.

После нескольких «случайных встреч», новых комплиментов и дорогих подарков Кристиан предложит Анастейше подписать некий контракт. Сам мистер Грей почему-то фигурирует в нем как «доминант», а мисс Стил — как «сабмиссив». Девушка не торопится ставить свою подпись под странным документом и выражает желание подумать. Грей со вздохом соглашается подождать, уже в этот момент теряя часть своей хваленой властности.

Тема садомазохизма глубоко укоренена в мировой культуре. Все началось с маркиза де Сада и барона Захер-Мазоха, а продолжилось «Историей О», книгой «Пианистка» и фильмом «Секретарша». Можно считать, что самая продаваемая книга современности «Пятьдесят оттенков серого» авторства Э. Л. Джеймс закрыла тему, ибо окончательно ее обессмыслила.

С миссией закрытия этой же темы в кинематографе логичным образом выступает экранизация бестселлера. Как после «Сумерек» стало невозможно снимать нормальные фильмы про вампиров, так после «Оттенков серого» вряд ли выйдет БДСМ-картина уровня «Пианистки» Михаэля Ханеке. Все, тема профанирована и отдана на откуп сентиментальным зрительницам.

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Позабытые было «Сумерки» обречены всплывать во всяком разговоре о «Серых оттенках». Книга Джеймс и картина режиссера Тейлор-Джонсон (тоже женщины) — это однояйцевые близнецы саги Стефани Майер. Джеймс отталкивалась от Майер в процессе написания своего романа, да и Тейлор-Джонсон явно снимала этот фильм с постоянной оглядкой на вампирскую франшизу.

Возрастной рейтинг «18+» — смехотворная уступка чисто внешним приличиям. В экранизации «Оттенков» нет ни толики порочности, а вся «обнаженка» выглядит целомудреннее, чем на полотнах художников Возрождения.

Фильм снят словно бы для того, чтобы как можно большее число людей всерьез и надолго остыли к теме садомазохизма. Несмотря на употребление слов «анальный» и «генитальный», «Пятьдесят оттенков» — это поразительно слащавое, приторное кино, которое хочется заесть столовой ложкой соли.

Бок о бок с сусальностью в картине царствует банальность. «Оттенки» вовсе не бросают вызов устоям. Напротив, их действие с первой до последней сцены развивается в самом традиционном русле. Все знают, что девушки виктимны, а мужчины властны. Пожалуй, история с переменой этих гендерных ролей была бы интереснее. Но, наверное, не девушкам, а фильм снят именно для них.

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В это же время витающий в современном свободном мире дух феминизма велит воспевать равноправие полов. Как раз в этом направлении чуть ли не с первых эпизодов развивается линия Анастейши Стил — скромницы и девственницы, которая, однако, очень быстро разбирается не только в том, что она хочет в данную минуту, но и в том, чего она ждет от будущего.

Если б этот фильм рассказывал историю тех заурядных отношений, о которых изначально мечтает Анастейша, «Оттенки» все равно представляли бы из себя не до такой степени тривиальную и нестерпимую мелодраму. Весь налет доминирования и подчинения лишь опошливает привычные клише, сообщает им ложную многозначительность и оригинальность.

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

По сути, «Оттенки» строятся по набившей оскомину схеме, свойственной едва ли не всем дамским романам на свете. Красавица и чудовище, барышня и хулиган, Джейн Эйр и Эдвард Рочестер… Но, разумеется, прежде всего — Золушка и принц.

Именно под эти сказочные типажи были подобраны актеры. И если окончательный выбор не настолько снайперски точен, как в случае «Сумерек», то все равно близок к тому, что требовалось.

Особенно хороша, конечно, Дакота Джонсон. В плане невзрачности она может посоперничать не то что с Кристен Стюарт, а даже с Шейлин Вудли. Ассоциировать себя с ней — проще пареной репы для всякой «едва совершеннолетней». А многие зрительницы еще и будут смотреть на нее свысока: мол, я-то сама намного лучше. Продюсеры — молодцы. Они знают, что делают: все-таки грамотно польстить аудитории — задача не менее трудная и важная, чем привести публику в восхищение.

К Джейми же Дорнану при желании получится предъявить массу претензий. Но что толку? Можно подумать, Роберт Паттинсон был идеальным героем-любовником! Здесь важен не столько сам актер, сколько ореол, создаваемый вокруг его персонажа. А в этом смысле Кристиан Грей — идеальный герой. Он мог спокойно провести всю картину в карнавальной маске — хуже от этого никому не стало бы (скорее, наоборот).

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Что такое Кристиан Грей? Очередной граф Монте-Кристо: таинственность плюс богатство. Последнее ничуть не менее значимо, чем первое. Даже, пожалуй, значимее. Прохудившаяся мантия бедного рыцаря в данных обстоятельствах была бы неуместна.

Как говорила героиня пьесы Островского: «Скажите пожалуйста! Человек, ничего не имеющий, требует какой-то бешеной, африканской страсти. Да после этого всякий приказчик, всякий ничтожный человек… Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии». Последнее предложение было бы идеальным слоганом как для книги «Пятьдесят оттенков серого», так и для ее экранизации.

Расписание фильма «Пятьдесят оттенков серого» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150216/grey/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля